Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

    


Официальный сайт
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
  Телеграм канал


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Манифест КП

Манифест  коммунистической партии



Темы
В партии [40]
Учеба, теория [83]
История [93]
Классовая борьба [159]
Освободительное движение [112]
Мировое коммунистическое и рабочее движение [239]
Пламенные революционеры [9]
СССР был. Будет Всемирный Советский Союз! [48]
О ленинизме и Ленине [9]
О "сталинизме" и Сталине [34]
Капитализм [408]
Империализм и фашизм и борьба с ними [74]
Мировая экономика и политика [105]
Оппортунизм [142]
Церковь и религия [28]
Наука и культура [20]
События в мире [103]
События на Украине [12]
Публицистика, информация [146]
Аналитика [32]
Дискуссия [30]
Сатира [15]
Кинозал [36]
Опорс
Что читать

Манифест  коммунистической партии


О диалектическом и историческом материализме

И.В. Сталин


 Английские корни немецкого фашизма

М. Саркисянц

 

Судебный отчет по делу антисоветского "право-троцкистского блока"


 Тайны "голодомора"

Миронин С.


 Москва 1937

Л. Фейхтвангер


 Сталин и деньги

А.Г. Зверев


 Великий оболганный Вождь. Ложь и правда о Сталине

И.В. Пыхалов

Статистика

Главная » Статьи » Империализм и фашизм и борьба с ними [ Добавить статью ]

Как Франция контролирует экономики бывших колоний в Африке

Как Франция контролирует экономики
бывших колоний в Африке

Часть 1. Часть 2

От редакции сайта РКРП: Вопрос «Какие страны являются империалистическими?» ставит некоторых современных левых в тупик. Попадаются идеологи, отвечающие на этот вопрос широким жестом: к данной категории можно причислять большинство стран (ведь везде имеются банки, финансовый капитал, монополии, многие хотя бы понемногу занимаются вывозом капитала). Мы советуем всем (не только псевдолевым горе-теоретикам) ещё раз вдумчиво перечитать работу Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма» и обратить внимание, например, на такую фразу: «Капитализм перерос во всемирную систему колониального угнетения и финансового удушения горстью «передовых» стран гигантского большинства населения земли. И делёж этой «добычи» происходит между 2-3 всемирно могущественными, вооруженными с ног до головы хищниками (Америка, Англия, Япония), которые втягивают в свою войну из-за дележа своей добычи всю землю». Можно ли говорить об актуальности данной мысли? Несомненно. Имеется ли у нас в наличии империалистическая горстка стран, которая грабит большинство населения земли? Да! Империалистическая страна — та, которая участвует в грабеже других стран. Это совсем не формальный признак, который как сову на глобус можно натянуть на всё, что угодно. Понятно, что в наше время к составу хищников, перечисленных Лениным, можно добавить ещё целый ряд государств, членов НАТО и Евросоюза, союзников США. Но суть империализма осталась та же. Сегодня так же, как и сто лет назад, горстка стран занимается грабежом остального мира. В качестве отличного примера современного «цивилизованного» ограбления приведём статью, опубликованную командой «Рыбаря», показывающую механизм эксплуатации Францией подконтрольной ей части Африки. Далеко не каждая страна, причисляемая нашими леваками к числу империалистических, может похвастать такой отлаженной машиной грабежа, какой владеют французские капиталисты.

Захваты власти, протесты, требования региональной независимости в Африке в последнее время часто освещаются в медиа. Фокус внимания в основном смещен на политические высказывания властей, военные действия и очаги протестного движения. Но за этим, естественно, стоят экономические интересы более крупных игроков, в том числе из Франции.

Некоторые африканские страны продолжают платить так называемые колониальные налоги во французскую казну, а многие инструменты контроля над экономиками африканских стран, ставшие основной политики «Франсафрик«, действуют и по сей день. И несмотря на декларируемый правительством Макрона отказ от прежнего внешнеполитического курса и вывод военных контингентов, ослаблять экономический контроль никто не собирается.

Для общего контекста, для начала рассмотрим то, как французские власти с середины 20-го века устанавливали новую систему экономических отношений после обретения формальной независимости бывшими колониями.

Как французская элита гасила попытки избавиться от колониализма

Когда в 1958 году Секу Туре из Гвинеи решил выйти из-под власти французской колониальной империи и провозгласил независимость страны, колониальная элита в Париже пришла в ярость. Французская администрация в Гвинее уничтожила в стране все, что представляло, по их мнению, выгоду от колонизации.

Три тысячи французов покинули страну, забрав все свое имущество и уничтожив все, что нельзя было забрать: школы, детские сады, здания администрации были разгромлены; автомобили, книги, лекарства, различные приборы и сельхозтехника были приведены в негодность; лошади, коровы на фермах были убиты, а продукты на складах сожжены или отравлены.

Цель заключалась в том, чтобы дать понять всем остальным колониям, что последствия отторжения Франции будут очень велики.

Никто из африканских правителей после событий в Гвинее не нашел в себе мужества последовать примеру Секу Туре.

Сильванус Олимпио, первый президент Республики Того, крошечной страны на западе Африки, нашел с французами промежуточное решение.

Он не хотел, чтобы его страна оставалась французским доминионом, поэтому отказывался подписывать предложенные де Голлем соглашения о сотрудничестве в военной и экономической сферах, но согласился выплачивать Франции ежегодный долг за так называемые выгоды, полученные Того от французской колонизации.

Это было единственным условием, чтобы французы не разрушили страну перед уходом. Однако сумма, подсчитанная Францией, была настолько велика, что возмещение так называемого “колониального долга” составило в 1963 г. почти 40% бюджета страны.

Финансовое положение нового независимого Того было очень нестабильным, поэтому, чтобы выйти из положения, Олимпио решил вывести из обращения французские колониальные деньги FCFA (франк для французских африканских колоний) и выпустить в обращение собственную валюту.

13 января 1963 г., через три дня после того, как он начал печатать собственную валюту, отряд неграмотных солдат, поддерживаемых Францией, убил первого избранного президента новой независимой Африки. Убийство Олимпио совершил бывший сержант французского Иностранного легиона по имени Этьен Гнассингбе, который якобы получил от местного французского посольства вознаграждение в размере $612 за работу киллера.

30 июня 1962 г. Модибо Кейта, первый президент Республики Мали, принял решение об отказе от французской колониальной валюты FCFA, которая была навязана 12 новым африканским странам. Для малийского президента, который больше склонялся к социалистической экономике, было очевидно, что договор о продолжении колонизации с Францией – это ловушка и бремя для развития страны.

19 ноября 1968 г. Кейта, как и Олимпио, станет жертвой переворота, совершенного другим бывшим французским легионером, лейтенантом Муссой Траоре.

Франция неоднократно использовала бывших иностранных легионеров для совершения переворотов против избранных президентов:

  • 1 января 1966 г. Жан-Бедель Бокасса, бывший французский иностранный легионер, совершил переворот против Давида Дако, первого президента Центральноафриканской Республики.
  • 3 января 1966 г. Морис Ямеого, первый президент Республики Верхняя Вольта, (ныне Буркина-Фасо), стал жертвой переворота, совершенного Абубакаром Сангуле Ламизана, бывшим французским легионером, воевавшим вместе с французскими войсками в Индонезии и Алжире против независимости этих стран.
  • 26 октября 1972 г. Матье Кереку, работавший охранником президента Юбера Мага, первого президента Республики Бенин, совершил переворот против президента, так как в 1968-1970 гг. он учился во французской системе военной подготовки.

И таких примеров еще много.

В марте 2008 года бывший президент Франции Жак Ширак сказал: “Без Африки Франция скатится в ранг стран третьего мира”. Предшественник Ширака Франсуа Миттеран уже пророчествовал в 1957 году, что: “Без Африки у Франции не будет истории в XXI веке”.

Финансовая сторона вопроса

На сегодня 14 африканских стран в рамках серии двусторонних соглашений обязаны размещать 85% своих золотовалютных резервов в центральном банке Франции под контролем министра финансов Франции. До сих пор Того и еще около 13 африканских стран должны выплачивать колониальный долг Франции. Африканские лидеры, которые отказываются, погибают, сталкиваются с санкциями или становятся жертвами переворота. Те, кто подчиняется, получают поддержку и вознаграждение от Франции в виде роскошного образа жизни, в то время как их народ живет в крайней нищете и отчаянии.

Эта порочная система иногда осуждается даже Европейским союзом (без каких либо последствий), но власти Франции не готовы отказаться от колониальных отношений, которые из года в год приносят в казну около $500 миллиардов долларов.

Африканских лидеров часто обвиняют в коррупции и служении интересам западных стран, но такому поведению есть четкое объяснение. Они ведут себя так, потому что боятся быть убитыми или стать жертвой переворота. Они также хотят, чтобы в случае агрессии или неприятностей их поддержало могущественное государство. Но, в отличие от поддежки дружественной страны, западная защита часто предлагается в обмен на отказ от служения интересам своего народа.

В 1958 году Леопольд Седар Сенгор, напуганный последствиями выбора независимости от Франции, заявил: “Выбор сенегальского народа независимость; он хочет, чтобы она состоялась только в дружбе с Францией, а не в споре”.

С этого момента Франция признавала лишь “независимость на бумаге” своих колоний, но подписывала обязательные “Соглашения о сотрудничестве”, подробно определявшие характер их отношений с Францией, в частности, привязку к колониальной валюте Франции (франку), французской системе образования, военным и торговым преференциям.

Как работает колониальная система сегодня?

Ниже приведены 11 основных компонентов, фигурирующих в двусторонних соглашениях между Францией и бывшими африканскими колониями с 1950-х годов:

1. Колониальный долг за блага от колонизации

Новые “независимые” страны должны оплачивать инфраструктуру, созданную Францией в стране во время колонизации.

Общий объем “колониальных выгод” и условия выплаты на сегодня не представляется возможным определить даже оценочно, в силу большой фрагментированности и закрытости информации.

2. Контроль и управление национальными резервами

Африканские страны должны депонировать свои национальные денежные резервы Центральный банк Франции.

С 1961 года Франция хранит национальные резервы 14 африканских стран: Бенина, Буркина-Фасо, Гвинеи-Бисау, Кот-д’Ивуара, Мали, Нигера, Сенегала, Того, Камеруна, Центральноафриканской Республики, Чада, Республики Конго, Экваториальной Гвинеи и Габона.

Вот цитата представителя ЦБ Франции: ”Денежно-кредитная политика, регулирующая столь разнородное объединение стран, не вызывает затруднений, поскольку фактически проводится Казначейством Франции без участия центральных фискальных органов стран WAEMU и CEMAC. По условиям соглашения о создании этих банков и франка CFA Центральный банк каждой африканской страны обязан хранить не менее 65% своих валютных резервов на “операционном счете” в Казначействе Франции, а также еще 20% для покрытия финансовых обязательств”.

ЦБ Франции также устанавливает лимит на предоставление кредитов каждой стране-участнице, равный 20% от государственных доходов этой страны за предыдущий год. Несмотря на то, что BEAC и BCEAO имеют овердрафтную кредитную линию с Казначейством Франции, использование этих овердрафтов осуществляется с согласия Казначейства Франции. Последнее слово остается за французским казначейством, которое от своего имени инвестирует иностранные резервы африканских стран на Парижской бирже.

Проще говоря, более 80% иностранных резервов этих африканских стран размещены на “операционных счетах”, контролируемых французским казначейством. Африканские ЦБ являются африканскими лишь по названию, но не имеют собственной денежно-кредитной политики. Сами страны не знают и им не сообщают, какая часть пула иностранных резервов, хранящихся в казначействе Франции, принадлежит им в целом или по отдельности.

Предполагается, что доходы от инвестирования этих средств в пул французского казначейства добавляются к нему, однако ни банки, ни страны не сообщают о деталях таких изменений. По данным экономиста Гэри К. Буша, ограниченной группе высокопоставленных чиновников французского казначейства, которым известно, какие суммы находятся на “операционных счетах”, куда вкладываются эти средства и есть ли прибыль от этих вложений, запрещено раскрывать любые из этих сведений центральным банкам африканских государств.

Африканские страны не имеют доступа к этим деньгам. ЦБ Франции разрешает им использовать только 15% средств в год. Если им нужно больше, то они вынуждены занимать дополнительные деньги из своих собственных 65% у французского казначейства по коммерческим ставкам.

Но это еще не все. ЦБ Франции установил лимит на сумму, которую страны могут взять из резерва. Лимит установлен на уровне 20% от государственного дохода страны за предыдущий год. Если странам необходимо занять более 20% собственных средств, Франция имеет право вето.

Бывший президент Франции Жак Ширак в интервью затронул тему денег африканских стран в банках Франции. Краткое резюме его выступления: “Мы должны быть честными и признать, что большая часть денег в наших банках поступает именно от эксплуатации африканского континента”.

3. Право первоочередного выкупа любого сырья или природного ресурса, обнаруженного на территории страны

Франция имеет первоочередное право на покупку любых природных ресурсов, обнаруженных на землях ее бывших колоний. И только после того, как Франция скажет: “Мне это не интересно”, африканским странам разрешается искать других партнеров.

4. Приоритет французских интересов и компаний при государственных закупках и публичных торгах

При заключении государственных контрактов французские компании должны рассматриваться в первую очередь, и только после этого африканские страны могут искать других партнеров. При этом не имеет значения, могут ли африканские страны получить лучшее соотношение цены и качества в другом месте.

Как следствие, во многих бывших французских колониях все основные экономические активы стран находятся в руках французских экспатриантов. Например, в Кот-д’Ивуаре французские компании владеют и контролируют все основные коммунальные предприятия – водоснабжение, электроснабжение, телефонную связь, транспорт, порты и крупные банки. То же самое в торговле, строительстве и сельском хозяйстве.

Крайне противоречивые чувства также вызывают сведения о том, что всего 450 французских солдат в Кот-д’Ивуаре могут контролировать население в 20 миллионов человек.

 



Источник: https://xn--j1akbb.xn--p1acf/2024/08/20/%d0%ba%d0%b0%d0%ba-%d1%84%d1%80%d0%b0%d0%bd%d1%86%d0%b8%d1%8f-%d0%ba%d0%be%d0%bd
Категория: Империализм и фашизм и борьба с ними | Добавил: Редакция (24.08.2024)
Просмотров: 97
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск
Наши товарищи

 

 

   


Классики МЛ

 

 

  

Форма входа

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2024