Вернем социализм рабочему движению (2)
(со страниц классиков)
Владимир Теренин
Часть 1. Часть 2.
Второе направление - реформизм.
Бытует мнение, что коммунисты якобы против реформ, против компромиссов и соглашений вообще. Это совершенно неверно. Коммунисты знают, что при известных условиях реформы вообще, компромиссы и соглашения в частности, необходимы и полезны. Дело, конечно, не в реформах или компромиссах и соглашениях, а в том употреблении, которое они делают из реформ и соглашений.
Так коммунисты приемлют реформы для того, чтобы использовать их для усиления революционной работы и революционной подготовки масс к свержению буржуазии. Для них главное - революционная работа, а реформы - побочный продукт революции. Поэтому реформа для них превращается в орудие разложения власти, в орудие укрепления революции, в опору для дальнейшего развития революционного движения.
В свою очередь для реформистов реформы - все, революционная же работа - так себе, для разговора, для отвода глаз. Они приемлют реформы для того, чтобы отказаться от всякой революционной работы, подорвать дело подготовки масс к революции и почивать под сенью дарованных властями благ. Поэтому реформы при реформистской тактике неизбежно превращаются в орудие укрепления буржуазной власти, в орудие разложения революции.
Суть стратегии реформизма в стремлении путем неких преобразовательных реформаций достичь состояния экономики и вообще общественных отношений свойственных отношениям социалистическим. Данная стратегия не просто утопична в своих конечных целях, но имеет и объективную обоснованность.
Так для буржуазии реформизм это не просто политическое приспособление (как узко представляется неким близоруко-невежественным коммунистам) под складывающуюся социальную ситуацию, а имеет глубокие объективно- атериальные корни, ибо порождается кризисными явлениями собственно капитализма, т.е. рождается непосредственно из его противоречий и пороков.
В частности от стихийности и анархии частнокапиталистического производства, которые ведут к постоянным кризисам и всевозможным сбоям в его функционировании. Подлинное решение данных проблем возможно лишь при социализме. В условиях же капитализма их решение, приводящее не к ликвидации проблем, а только к частичному и временному сглаживанию остроты их действия, заключается в использовании неких организационно-технических реформаций, искусственно подгоняющих сложившуюся ситуацию под требования современности.
К тому же, буржуазный реформизм также не есть некий естественный дар буржуазии в ее якобы желании улучшить положение народа и двигаться к прогрессу, но фактически является побочным продуктом классовой борьбы пролетарской массы, побочным продуктом именно революционности классовой борьбы, когда страх гибели вынуждает буржуазный класс идти на уступки в виде неких реформ. Если образно, то буржуазный реформизм есть как бы своеобразные примочки для гибнущего строя, лишь поддерживающие его жизнь.
Однако буржуазии давлением своей пропагандистской машины удалось извратить ситуацию и представить свои вынужденные реформационные махинации за якобы проводимое ею движение вперед по пути прогресса. То есть создать привлекательную иллюзию, мол эволюционно, мирно, без всяких потрясений и революций достигнем всеобщего благоденствия. На такую внешнюю видимость и обывательскую соблазнительность, но абсолютную сущностную ложность, поддалась не только пролетарская масса населения, но, к сожалению, и отдельные отсталые коммунистические и рабочие организации, избрав это, фактически одурачивание, за свою стратегию действий на пути якобы к социализму.
На деле же, проводящее одно из решающих направлений современной классовой борьбы буржуазии заключенное в формуле – реформизм против социалистической революции. То есть, частичное штопанье уходящего строя в интересах разделения и ослабления рабочего класса, в интересах удержания власти буржуазии против революционного ниспровержения этой власти. Суть в том, чтобы развратить рабочих и сделать их довольными рабами, отказывающимися от мысли об уничтожении рабства. Поэтому буржуазный реформизм, даже когда вполне искренен, на деле есть орудие буржуазного развращения и обессиления рабочих. Он приучает рабочих к мысли, что революции им не нужны и вредны, что те не должны стремиться к революции, а должны смиренно довольствоваться даруемыми им реформами.
Понятно, что реформизм непримиримо несовместим с революционным марксизмом, который, нисколько не зарекаясь и не отказываясь использовать реформы для развития борьбы за революцию и в ходе ее, всегда прямо проповедует свержение буржуазного строя. Ибо в марксизме дело идет не об изменении частной собственности, а об ее уничтожении, не о затушевывании классовых противоречий, а об уничтожении классов, не об улучшении существующего общества, а об основании нового общества.
Как видим, отличие реформистского и революционного подхода к изменению политического уклада состоит в том, что в первом случае власть остается в руках буржуазного класса, во втором – власть переходит в руки класса рабочих. И потому если нынешние коммунистические и рабочие организации реформистского толка в своих программах всегда предлагают множество различных частичных пунктов (к примеру, доклад греческих коммунистов), определяющих и реализующих реформистскую направленность их деятельности, то марксистская, революционная программа состоит собственно из одного пункта – свержение ига капитала и освобождение трудящихся масс от эксплуататоров.
Прежде чем представить революционные марксистские положения научного социализма, необходимо отметить, что рабочее движение при их осуществлении выполняет не кем-то выдуманную роль, а реализует абсолютно объективную потребность прогрессивного движения человеческого общества вперед вообще. Так буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль. С одной стороны, она развила мировые отношения, основанные на взаимной зависимости всего человечества, с другой стороны - развила производительные силы человека, обеспечивающие превращение материального производства в господство при помощи науки над силами природы.
Как подчеркивал Маркс, эта общественная форма, при всех отрицательных сторонах капиталистического производства, необходима для того, чтобы развить производительные силы общества до такой высокой ступени, которая сделает возможным равное, достойное человека развитие всех членов общества. Только капиталистическое производство создает необходимые для этого богатства и производительные силы. Однако, точно так же как некогда мелкое производство своим собственным развитием породило условия своего уничтожения, теперь капиталистическое производство само породило материальные условия от которых оно должно погибнуть.
Но если ранее положительную или созидательную работу организации нового общества выполняло имущее, буржуазное меньшинство населения, то сейчас такую положительную или созидательную работу наложения чрезвычайно сложной и тонкой сети новых организационных отношения только может и должен осуществлять уже новый, революционно-прогрессивный класс рабочих.
Причина в том, что прогресс промышленности, невольным носителем которого пока еще является буржуазия, ставит на место разъединения рабочих конкуренцией революционное объединение их посредством ассоциации. Таким образом, с развитием крупной промышленности из-под ног буржуазии вырывается сама основа ее господства, а вместе с тем на историческую сцену выдвигается класс рабочих. Но не только как ее могильщик, а и как ведущая сила нового передового социалистического общества. То есть выход рабочих на передовые определяющие позиции не чья-то прихоть, но объективная потребность дальнейшего продолжения прогрессивного развития человечества вперед. С того дня, когда буржуазия перестает быть прогрессивной и революционной и сама уже не движется вперед, - с этого именно дня движение рабочего класса становится ведущим и превращается в общенациональное движение.
«Массы не поймут, массы не примут». К сожалению, к таким «аргументам» весьма часто прибегают современные коммунисты в спорах о вопросах своей стратегии, тактики и текущей политики. Более того, из страха, что массы их не поймут, а потому и не пойдут за ними, некоторые коммунисты изо всех сил стараются подстроиться под это самое «понимание» масс. Даже до такой степени, что уже докатились до признания права «коммунистов» на религиозность.
Но если отбросить общие фразы и назвать те положения марксизма, которые массы, якобы, более всего не способны сегодня понять и принять, то выделятся два самых «не понимаемых» и «не принимаемых». Первое - требование установления диктатуры пролетариата и преобразование буржуазного «демократизма» в пролетарский, советский демократизм, второе – отмена частной собственности, национализация и обобществление экономики. И сразу же выявляется, что самыми «не понимаемыми» для масс оказываются самые «не принимаемые»... буржуазией вопросы.
И такое «совпадение» не странно и не случайно, ибо, как не верти, здесь, под прикрытием ссылки на некое «не понимание» масс, протаскиваются вполне конкретные классовые интересы буржуазии. Отсюда естественный вывод, что «коммунисты», которые используют подобные «аргументы», на деле являются не больше и не меньше как оппортунистами и проводниками интересов буржуазии. Потому принципиальнейшим условием ведения коммунистической работы является то, чтобы освещение всех поднимаемых вопросов научного социализма давалось без всяких потачек умышленным или неумышленным искажениям и урезаниям положений марксизма.
Именно эта задача - подготовка пролетариата к завоеванию политической власти для осуществления экономических, политических и социальных мероприятий, составляющих содержание социализма, стоит на повестке дня. Для ее решения надо усиливать марксистскую пропаганду и агитацию в массах, бросать шире, развивать яснее полные, неурезанные идеи марксизма, превращая их в орудие революции.
«Ошибочно было бы думать, что революционные классы всегда обладают достаточной силой для совершения переворота, когда этот переворот назрел в силу условий общественно-экономического развития. Нет, общество человеческое устроено не так разумно и не так «удобно» для передовых элементов. Переворот может назреть, а силы у революционных творцов этого переворота может оказаться недостаточно для его совершения, - тогда общество гниет, и это гниение затягивается иногда на целые десятилетия» (Ленин, «Последнее слово «искровской» тактики…»).
То, что сегодня переход к социализму назрел, очевидно. Несомненен также моральный перевес масс людей настроенных антикапиталистически. Их моральная сила подавляюще велика, а без нее, конечно, ни о каком переходе не может быть и речи. Поэтому сейчас задача состоит в том, чтобы моральную силу претворить в силу материальную, в силу достаточную, чтобы сломить весьма и весьма серьезное сопротивление буржуазного класса. Главное избавиться от всяких миражей, отбросить все иллюзии, оставить всякие увертки и прямо, открыто разъяснять самым широким массам каковы реальные практические шаги успешной борьбы. И победа придет.
Вот неурезанные революционные положения научного социализма:
1. «...преобразование должно исторически неизбежно произойти на такой-то крупной линии, что частная собственность на средства производства осуждена историей, что она лопнет, что эксплуататоры неизбежно будут экспроприированы. Это было установлено с научной точностью.» (Ленин, «Речь на 1 съезде Советов народного хозяйства»).
2. «Только пролетариат, социалистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами.» (Ленин, «Материалы по пересмотру партийной программы»).
3. «...пролетариат не только страдающий класс; что именно то позорное экономическое положение, в котором находится пролетариат, неудержимо толкает его вперед и заставляет бороться за свое конечное освобождение. А борющийся пролетариат сам поможет себе. Политическое положение рабочего класса неизбежно приведет рабочих к сознанию того, что у них нет выхода вне социализма. С другой стороны, социализм будет только тогда силой, когда он станет целью политической борьбы рабочего класса.» (Ленин, «Фридрих Энгельс»).
4. «Так как в оформившемся пролетариате практически закончено отвлечение от всего человеческого, даже от видимости человеческого; … так как в пролетариате человек потерял самого себя… - то ввиду всего этого пролетариат может и должен сам себя освободить. Но он не может освободить себя, не уничтожив своих собственных жизненных условий. Он не может уничтожить своих собственных жизненных условий, не уничтожив всех бесчеловечных жизненных условий современного общества, сконцентрированных в его собственном положении.» (Маркс и Энгельс, «Святое семейство»).
5. «...самые существенные, «решающие» интересы классов могут быть удовлетворены только коренными политическими преобразованиями вообще; в частности основной экономический интерес пролетариата может быть удовлетворен только посредством политической революции, заменяющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата». (Ленин, Что делать?»).
6. «Рабочий класс убедился на опыте, что никакое прочное улучшение его положения не может быть добыто для него другими, но что он сам должен добыть его, прежде всего посредством завоевания политической власти». (Энгельс, «Вопрос о десятичасовом рабочем дне»).
7. «Самые условия жизни рабочих делают их способными к борьбе и толкают на борьбу. Капитал собирает рабочих большими массами в крупных городах, сплачивает их, обучает совместным действиям. На каждом шагу рабочие сталкиваются лицом к лицу со своим главным врагом - с классом капиталистов. Борясь с этим врагом, рабочий становится социалистом, приходит к сознанию необходимости полного переустройства всего общества, полного уничтожения всякой нищеты и всякого угнетения. Становясь социалистами, рабочие с беззаветной отвагой борются против всего, что стоит им поперек пути…» (Ленин, «Уроки революции»).
8. Предупреждение Маркса: «При общественном строе, основанном на антагонизме классов, тот, кто хочет воспрепятствовать рабству не только на словах, но и на деле, должен решиться на войну.» (Маркс, «Русская политика по отношению к Турции»).
Поэтому на класс рабочих и обращают коммунисты все свое внимание и всю свою деятельность. Когда передовые представители его усвоят идеи научного социализма, когда эти идеи получат широкое распространение и среди рабочих создадутся прочные организации, преобразующие теперешнюю разрозненную экономическую войну рабочих в сознательную классовую борьбу, тогда они, поднявшись во главе всей пролетарской массы, свалят капитализм и прямой дорогой открытой политической борьбы поведут трудовой народ к победоносной социалистической революции и далее к коммунизму. |