Социалистическая цивилизация-
шаг к человеческой цивилизации
будущего (2)
Владимир Теренин
Часть 1. Часть 2.
4. Человек будущего
Энгельс («Принципы коммунизма») указывал, что «Общественное ведение производства не может осуществляться такими людьми, какими они являются сейчас, - людьми, из которых каждый подчинен одной какой-нибудь отрасли производства, прикован к ней, эксплуатируется ею, развивает только одну сторону своих способностей за счет всех других и знает только одну отрасль или часть какой-нибудь отрасли всего производства». Промышленность же, которая ведется сообща и планомерно всем обществом, предполагает людей со всесторонне развитыми способностями, людей, способных ориентироваться во всей системе производства. Таким образом, общество, организованное на коммунистических началах, дает возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности.
С другой стороны, только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода. Во всех существовавших до сих пор коллективностях - государство, классы и т.д. - личная свобода существовала только для индивидов, развившихся только в рамках господствующего класса, и лишь постольку, поскольку они были индивидами этого класса. То есть, фактически, это были лишь суррогаты коллективности, мнимая коллективность, в которую объединялись индивиды, всегда противопоставляя себя им, как нечто самостоятельное.
Отсюда значит, что только в условиях действительной коллективности, т.е. с уничтожением классов и отмирания государства, индивиды обретают подлинную свободу в своей ассоциации и посредством ее. В такой коллективности осуществляется воспитание всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, которое делает каждого человека активным и непосредственным деятелем общественного развития. Вместе с тем люди освобождаются от той односторонности, которую современное разделение труда навязывает каждому отдельному человеку и которая противоречит объективной потребности общественного ведения производства.
Таким образом, важнейшим условием для построения коммунистического общества, как общества высшего типа является формирование человека нового типа. Что, собственно, становится задачей периода социалистического, а значит социалистической цивилизации. Практически это означает достижение такого подъема культурного и общеобразовательного уровня общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие физических и умственных способностей, сделал каждого человека активным деятелем общественной жизни, реализующим себя «по способностям». Речь идет не о каких-то избранных элитных слоях или отдельных выдающихся индивидах, а обо всей массе населения. В том коренное отличие социализма и соответствующей ему цивилизации, его особенность и прогрессивность. Ведь к творчеству и созиданию вызывается весь имеющийся в обществе человеческий потенциал.
Ленин говорил, что ум миллионов создает нечто неизмеримо более великое, чем предвидение самого гениального человека. Социализм как раз и открывает простор для проявления этого ума, создает возможность для их воплощения в жизнь. В СССР эту возможность сумели превратить в действительность. Из всей народной массы, как неиссякаемого источника творческих сил, вызывалось к жизни, выдвигалось и взращивалось все по-настоящему талантливое, самобытное, прогрессивное. Выдвигалось все передовое, кипучее, рвущееся ввысь, что привело к невиданному интеллектуально-творческому подъему советского общества, в кратчайшие исторические сроки превратило СССР в мощнейшую и современнейшую супердержаву.
Неоспоримым фактом является, что именно в это время были созданы наиболее значительные произведения искусства, совершен стремительный научно-технический взлет, проведено величайшее строительное созидание, одержаны грандиозные воинские победы. То есть страна была поднята от сохи к ядерному оружию и космосу благодаря сложенному социализмом в социалистической цивилизации вместе уму, энергии и воле миллионов людей. Этим объясняется появление в советский период, несмотря на выводы западных аналитиков о якобы низком уровне образования в СССР, Королевых, Курчатовых, Келдышей и многих других выдающихся талантов.
Новые силы не явились сами по себе волей случая. Они целенаправленно и массово создавались. Воспитывались, готовились, формировались в широчайшей сети школ и всевозможных учебных заведений, в научных поисках, в цехах заводов, на полях колхозов и сценах театров. Именно они совершили коренные изменения во всех сферах общественной жизни – в производстве, науке, технике, культуре. Как бы кому не хотелось извратить историю, но подъем от лапотной дикости в современную цивилизацию, от холопской униженности к высотам человеческого духа был не дарован кем-то и не явился чьим-то провидением - его обеспечила советская социалистическая организация жизни, а реализовала советская социалистическая цивилизация, основанная на вовлечении всей массы населения в активное общественное созидание.
Одновременно и вместе с тем в социалистическом обществе, в целом в социалистической цивилизации, на основе совместного труда на общее благо, единого обобществленного производства и социально справедливого распределения, воспитываются люди-личности, люди-общественники, люди свободные, высокообразованные, бескорыстные, которыми движут чувства общественного долга, товарищества, взаимопомощи. В итоге, на смену античеловечному капиталистическому «человек человеку волк» приходит человечное коммунистическое «человек человеку друг, товарищ и брат». Только в таком случае могут рождаться Матросовы, Гастелло, Космодемьянские, Стахановы, Ангелины, Гагарины и многие другие, люди чуждые и недоступные для капиталистического понимания.
С уничтожением материального фундамента классового разделения общества – частной собственности, в стране развернулся процесс формирования духовности нового человека, коммунистической духовности. Той духовности, которая непримиримо враждебна всем формам угнетения человека, всему тому, что унижает человеческое достоинство. Которая учит солидарности и взаимопомощи, непримиримости к тунеядству, стяжательству, паразитизму. Которая отвергает эгоизм, праздность, жестокость. Которая воспитывает уважение к труду, чувство гордости за свой труд. Которая требует внимания, заботы и уважения к каждому человеку, независимо от пола, нации, цвета кожи или профессии. В результате было воспитано поколение новых людей, людей высокой нравственности и духовности, которые, в свою очередь, составили новую человеческую общность – советский народ.
Высоты духовности советского народа наглядно продемонстрированы на полях сражений и стройплощадках, в научном поиске и дерзостном созидании. Весь образ его жизни, несмотря на усилия буржуазных пропагандистских извратителей и лжецов, является показательным примером для трудового человечества. Именно эту свою жизнь советский народ героически защитил в Великой Отечественной войне, которая ярчайше проявила всю силу социалистического строя и, прежде всего, силу духа воспитанных им людей, силу их веры в правоту, справедливость и человечность этого строя. Окончательно действительно человеческой духовность станет возможной, лишь, когда будет не только преодолена, но и забыта противоположность классов.
То есть для того, чтобы достичь высот духовности человечеству необходимо выйти из рамок классов и классовой морали, осуществить не на словах, а на деле, равенство людей. Равенство, которое представляет не уравниловку в области личных потребностей и быта, а равное освобождение всех трудящихся от эксплуатации, равную отмену для всех частной собственности на средства производства, равную обязанность всех трудиться по своим способностям и равное право всех получать за это по труду и потребностям. В СССР была практически доказана возможность и прогрессивная перспективность этого коммунистического положения.
Отметим, что невиданная доселе сила человеческого духа была воспитана на материалистической основе социалистического строя, практическими методами социалистической цивилизации коммунистами-безбожниками, а не с амвонов церковных радетелей духовности.
В сталинский период был создан слой новой, пролетарской интеллигенции, которая стала в авангарде социалистических преобразований и повела за собой советский народ. Интеллигенции, которая формировалась из трудящихся масс и потому отстаивала и претворяла их интересы.
Если обобщить, то опыт СССР дал показательный пример практической организации действенной цельной системы формирования личности нового человека. Если крепостническая организация общества держалась на дисциплине палки, капиталистическая – на дисциплине голода, то коммунистическая, к которой первым шагом является социализм, держится на свободной и сознательной дисциплине самих трудящихся.
Чтобы это стало реальностью, в обществе должны установиться отношения, при которых общественная собственность расценивается как незыблемая и неприкосновенная основа его существования, труд является не просто средством поддержания жизни, но становится первой жизненной потребностью каждого человека, а соблюдение основных правил человеческого общежития входит в привычку.
Очевидно, что воспитать людей такого качества, на основах старого общества невозможно. Поэтому Энгельс говорил о новом поколении людей, выросшем в новых, свободных общественных условиях. Но для того требуется длительный период и пытаться предвосхитить этот грядущий результат все равно, что четырехлетнего ребенка учить высшей математике. Поэтому в стране была создана и всесторонне обеспечена всеобщая, всеохватывающая система учреждений и предприятий обучения, воспитания, культуры, искусства, научно-технического и спортивного развития, оздоровления. Деятельность прессы, радио, телевидения, писателей, поэтов, работников искусств, кино, театров - все было подчинено благородной цели возвышения человека. «Человек - это звучит гордо», вот первейший девиз и цель всей воспитательной работы в социалистической цивилизации.
5. Коммунисты в системе социалистической цивилизации.
Закончить разговор о социалистической цивилизации необходимо определением ее строения и механизма, т.е. тех приводов, рычагов и направляющих сил, совокупность которых составляет ее систему и при помощи которых осуществляется ее практическая работа. Рычаги и привода - это те массовые организации трудящихся, которые обеспечивают собственно существование и развитие общества. Направляющие силы - передовые слои общества, его авангард. Естественно, что для слаженной и эффективной работы такого разнообразного и многостороннего общественного организма необходимо объединение, сплочение, согласованность всех имеющихся сил и направление их по единой линии развития к одной общей цели.
Выполнить такую работу основного руководителя способны только коммунисты объединенные в свою партию. Потому, что, во-первых, их партия есть сборный пункт лучших элементов трудового народа, имеющих прямые связи со всеми беспартийными организациями и очень часто руководящих ими; во-вторых, что, как сборный пункт лучших людей из народа, их партия является лучшей школой выработки народных лидеров, способных руководить всеми формами организации трудящихся; в-третьих, что их партия, как лучшая школа лидеров трудящихся, является по своему опыту и авторитету единственной организацией, способной централизовать руководство общественным созиданием и превратить, таким образом, все и всякие беспартийные организации трудящихся в обслуживающие органы и приводные ремни.
Таким образом, партия коммунистов есть основная руководящая сила в системе социалистической цивилизации. Однако это, отнюдь, не значит, что ее можно отождествлять с системой цивилизации в целом. Дело в том, что функционирование социалистической цивилизации состоит из руководящих указаний партии плюс проведение этих указаний массовыми организациями трудящихся плюс претворение их в жизнь всем населением. То есть тут дело имеется с целым рядом переходов и промежуточных ступеней, составляющих далеко не маловажный момент цивилизации. Между руководящими указаниями партии и их претворением в жизнь лежат воля и действия руководимых, воля и действия массы трудящихся, их готовность (или нежелание) поддержать такие указания, их умение (или неумение) провести эти указания, их умение (или неумение) провести так именно, как требует того обстановка. Здесь, следовательно, поднимается вопрос о взаимоотношениях между партией коммунистов и массой трудящихся.
Ленин определяет эти взаимоотношения как взаимодоверие между авангардом трудящихся и всей их массой. Как приобретается коммунистами доверие масс и их поддержка вопрос особый. Но отдельно оговорим, что основным методом руководства коммунистов трудящимися массами является метод убеждения. Это значит, уметь убеждать массы в правильности политики партии, выдвигать и проводить такие лозунги, которые подводят массы к позициям партии и облегчают им распознать на своем собственном опыте правильность политики партии, поднимать массы до уровня сознания партии и обеспечивать, таким образом, поддержку масс, их готовность к решительной борьбе.
Коммунисты отличаются от всех остальных тем, что выделяют и отстаивают интересы всего трудового народа, являются представителями интересов общества будущего в целом. Их теоретические положения ни в какой мере не основываются на идеях, принципах, выдуманных или открытых тем или другим обновителем мира. Они есть лишь общее выражение действительности, выражение совершающегося на наших глазах исторического движения.
Коммунисты отличаются от всех других ясным пониманием связи экономических причин с политическими последствиями. В понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения их теоретическое преимущество. Осознавая, что только социализм может вывести человечество из тупика, создаваемого капитализмом, целью коммунистов является ниспровержение господства буржуазии, завоевание политической власти пролетариатом, построение социалистического и, далее, коммунистического, общества. Что не придумано ими, а является общим выражением действительных отношений происходящей классовой борьбы, выражением действительного исторического движения. Это делает коммунистов передовой частью класса трудящихся и самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед силой.
Как видим, социалистическая цивилизация объективно создана советским социалистическим порядком жизни. По многим показателям она превосходит хваленую западную, а значит, фактически, абсолютно правомерно является не только самобытной и самостоятельной общественной цивилизацией, сформировавшейся на собственной материальной и духовной основе, но прообразом и первым шагом человечества в цивилизацию будущего. |