Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

    


Официальный сайт
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
  Телеграм канал


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Манифест КП

Манифест  коммунистической партии



Темы
В партии [45]
Учеба, теория [106]
История [120]
Классовая борьба [172]
Освободительное движение [113]
Мировое коммунистическое и рабочее движение [259]
Пламенные революционеры [10]
СССР был. Будет Всемирный Советский Союз! [60]
О ленинизме и Ленине [10]
О "сталинизме" и Сталине [40]
Капитализм [452]
Империализм и фашизм и борьба с ними [120]
Мировая экономика и политика [114]
Оппортунизм [152]
Церковь и религия [30]
Наука и культура [22]
События в мире [113]
События на Украине [14]
Публицистика, информация [156]
Аналитика [36]
Дискуссия, полемика, критика [40]
Сатира [15]
Кинозал [36]
Опорс
Что читать

Манифест  коммунистической партии


О диалектическом и историческом материализме

И.В. Сталин


 Английские корни немецкого фашизма

М. Саркисянц

 

Судебный отчет по делу антисоветского "право-троцкистского блока"


 Тайны "голодомора"

Миронин С.


 Москва 1937

Л. Фейхтвангер


 Сталин и деньги

А.Г. Зверев


 Великий оболганный Вождь. Ложь и правда о Сталине

И.В. Пыхалов


Главная » Статьи » Учеба, теория [ Добавить статью ]

Советы – демократический (мирный) путь к социализму

Советы – демократический (мирный)
путь к социализму 

Часть 1. Часть 2.

Владимир Теренин

Вся современная политическая жизнь мира ведется под определяющим лозунгом развития, укрепления, защиты демократических порядков в нем. При этом в первых рядах радетелей за демократию стоят страны буржуазные, с капиталистической системой хозяйствования и жизни. Что абсолютно абсурдно, поскольку именно капиталистическая организация жизни сама по себе, в самой своей сути, противоречит и фактически отрицает всякую демократию, подменяя ее хозяйским волевым произволом индивидуальных владельцев капитала и средств производства.

Собственно как раз этот элемент капиталистического производства позволяет буржуазии, в руках которой находятся капиталы и все средства производства, использовать производимые продукты не только в общественных интересах для дальнейшего развития, но и присваивать результаты труда многих работников, задействованных в их производстве, в собственных корыстных целях для личного обогащения. Если просто, то обворовывать этих работников, эксплуатировать их. Естественно, что такое положение требует своего общественно-социального объяснения и оправдания, как материально-сообразного, так и морально-нравственного.

С первым все просто и ясно, ибо оно наглядно свидетельствуется пока еще достаточно эффективной полезной производственной деятельностью капиталистической системы. Однако вторая часть, безусловно, требует мощного организационно-административного, вплоть до насильственного, общегосударственного принуждения. Дело в том, что прямо и открыто признать существующее, несомненно неправедное, положение, тем более узаконивать его, буржуазный класс не может, не вызывая возмущения и гнева широких народных масс и, с тем, не рискуя потерять корыстную привилегированность своего существования. В связи с этим, ему приходится лгать, ловчить и изворачиваться, создавая не какое-то убедительное оправдание, а лишь некую иллюзию его справедливости и безусловной необходимости. В наше время такое ловкачество оформлено в буржуазном парламентском демократизме.

Ловкачество состоит в том, что при некой его внешней справедливости, заключенной во всеобщности избирательной системы, буржуазный демократизм посредством всевозможных практических ухищрений извращается таким образом, что все как бы принимаемые массами решения в сути выхолащиваются, оставляя лишь отдельные выгоды буржуазному классу. В итоге получается, что массы населения, якобы участвуют в демократии, но на деле выводятся из нее, отлучаются от нее.

Тем не менее, сейчас в широком общественном понимании политическая система капитализма вообще представляется как торжество демократии, а с ней равенства и свободы. Хотя с оговорками и большими сомнениями, но такое представление сегодня является господствующим и якобы непреложным, не исключая части коммунистов, в общественно-обывательском мнении.

Конкретизируем сущностное понимание собственно понятия демократия. Исторически сложилось, что для решения отдельных вопросов человечество выявило единственно разумный прием определения общего мнения. Таковым стало его определение по большинству мнений. Именно этот принцип лег в основу понятия «демократия» и, собственно, составил его сущностное содержание. То есть демократия предполагает соблюдение единственно справедливого, верного и возможного при решении общих вопросов принципа - принципа принятия решений по большинству. Другого способа определиться, чтобы не погрязнуть в хаосе и неразберихе люди не изобрели и не имеют.

Практическая реализация определяющего принципа демократизма состоит в соблюдении ряда сущностных норм. Прежде всего, демократия в сущностном содержании есть принцип коллективной(!) организации деятельности людей, основывающийся на признании свободы(!) и равенства(!) каждого(!) человека, обеспечивающий активное(!) и равноправное(!) участие в ней всех(!) членов коллектива. Тем самым демократия предполагает соблюдение фундаментальной основы принципа принятия решений по большинству, т.е. безусловное участие в ней абсолютно всех и каждого члена общества.

Второе, демократическая свобода есть возможность каждого(!) человека действительно(!) проявлять свою волю.

Третье, демократия предполагает гласность и непременный всеобщий контроль над исполнением принятых решений.

Четвертое, реальная практическая возможность активного и действенного влияния непосредственно каждого на исполнение принимаемых решений.

Глядя на капиталистическую действительность, увидим, что все эти опорные положения демократизма либо лукаво извращаются, либо растворяются в махинациях, либо нагло игнорируются и просто не выполняются буржуазными властями вообще. Что, конечно же, приводит к искажению, фактически фальсификации, конечных итогов проводимых демократически мероприятий. Однако именно посредством таких приемов буржуазии удается проводить выгодные ей решения, но выдавая их при этом за якобы общее мнение всего населения. Примеров того достаточно. В частности, в отношении идущей сейчас войны, когда подавляющее количество населения стран выступает за ее прекращение, а их власти, наперекор этому большинству, разжигают ее все больше.

Даже в самой цитадели капиталистического демократизма – США, избирательная система представляет прямое издевательство над демократией, когда по факту проигравший выборы претендент, в конечном зачете, становится их победителем. И это не случайный казус и не чье-то популистское извращение существующей действительности, а бесстыдно наглый систематический обман масс простых людей, фактически выталкивающий их из демократии.

Объяснение подобных обманов, абсурдов и казусов заключено в их классовой природе, которая вынуждает буржуазию к тому прибегать, ради сохранения своего господства. Ведь не трудно понять, что только таким бесчестным обманным образом буржуазный класс может удерживать свое господство, т.к. в условиях подлинной демократии, когда мнение реально определяется по большинству, т.е. трудящейся частью населения, и действительно становится определяющим, ни капитализму, ни, тем более, криминальному буржуазному благополучию, не сохраниться. Ибо люди не будут бесконечно долго терпеть их наглый произвол и эксплуататорский паразитизм.

Отсюда так же понятно, что поэтому буржуазия, несмотря на всю свою демократическую трескотню, на деле никогда не допустит существования настоящей демократии, которая неизбежно принесет ей гибель. Ведь решающим действием этой демократии станет отмена частной собственности на средства производства, т.е. уничтожение той фундаментальной основы, на которой выстраивается и удерживается весь капиталистический миропорядок, начиная с эксплуатации масс людей.

Фактически в наше время вся система ее государственно-политической власти, как система организованного и систематического насилия, направлена и приноровлена на сохранение и поддержание в обществе именно такого, несомненно антидемократического, состояния. Что обеспечивает политическое господство буржуазии в интересах поддержания эксплуатации, т.е. в корыстных интересах ничтожного меньшинства, против громадного большинства народа. Материальной основой этого господства является частная собственность на средства производства, а технической формой ее осуществления является буржуазный парламентаризм, внешне якобы демократичный, но на деле тайком выталкивающий, выводящий бедноту из демократии.

Отсюда ясно, что определяющей жизненной задачей стремящегося к освобождению из буржуазного рабства пролетариата становится возвращение и установление в обществе подлинных сущностных норм демократии и тем утверждение в нем своего политического господства в интересах полного уничтожения эксплуатации, т.е. в интересах громаднейшего большинства народа против ничтожного меньшинства современных рабовладельцев.

В том состоит видоизменение демократии при переходе от капитализма к коммунизму. Еще раз особо выделим, что сама буржуазия никогда не пойдет на подобные подлинно демократические преобразования и никакая буржуазная демократия, никаким естественным последовательным переходом к тому не приведет, а провести их должен сам пролетариат, своей классовой борьбой, преодолевая при этом неизбежное бешеное сопротивление гибнущего буржуазного класса.

Решить такую радикальную задачу возможно двумя способами – революционным переворотом либо относительно мирным переходом в ходе классового противоборства. Октябрьской революцией история дала классический пример революционного взятия власти и с ней установления пролетарской демократии. Ленин разработал ее цели, задачи, стратегию и тактику, практические приемы, которые победно были реализованы в Великой Октябрьской социалистической революции. Тогда иной путь, т.е. мирный, от которого большевики никогда тоже не отказывались, считался почти невероятным ввиду безоговорочной огромности силы класса имущих и потому представлялся лишь умозрительно. Это мнение настолько прочно вошло в сознание пролетарских масс, что до сих пор практически полностью исключает любые иные, чем, собственно, пользуется буржуазная пропаганда, сделав запугивание обывателя людскими трагедиями и кровавыми ужасами революций, основным и единственным доводом против всяких революций и, прежде всего, пролетарской.

Однако время идет и сейчас мы видим, как непрерывная многолетняя ожесточенная классовая борьба (не слепая безликая эволюция, а именно напряженная, жестокая, бескомпромиссная классовая борьба) трудящихся с имущим классом последовательно и решительно подрывает политические устои буржуазного господства, делая вполне возможным мирный ход проведения социалистических и демократических преобразований. Это не пустая популистская фраза. Если в общем виде, то этот подрыв осуществляется все более широким и глубоким приобщением все большего количества населения к самостоятельной политической деятельности. Само появление и развитие буржуазной демократии, предоставляющее ему все больше демократических прав, свобод и возможностей, есть прямое свидетельство успешности такой борьбы.

Эта борьба, как всякая любая, требует своего сущностного объяснения и понимания, а из того разработки четких предложений по ее ведению. К сожалению, современное коммунистическое движение с этой задачей не справляется, оставляя ход борьбы на откуп стихийным протестам масс и случайным отдельным активистам. Остановившиеся после смерти Сталина в теоретическом развитии, превратившие марксизм в мешанину деклараций, лозунгов и призывов, которую свободно разбавляют всякие теоретизирующие проходимцы, нынешние коммунисты не просто запутались сами в представлениях о действительности, но попустительствовали тому, что сегодня социализм перестал быть целостной революционной теорией, что лозунг классовая борьба не толкает вперед к все более широкой, все более энергичной деятельности, а идея партии не служит призывом к созданию боевой организации революционеров, но лишь оправдывает всякую «революционную» канцелярщину и ребяческие игры в «демократические» реформы.

Если глубже, то они потеряли свою революционность, превратились в жалких кустарей, попрошаек и нытиков. С узким кругозором, дряблые и шаткие в вопросах теории, скрывающие свою вялость за стихийными протестами масс, не умеющие выдвинуть широкого и смелого плана действий, страшащиеся самих слов «революция» и «диктатура пролетариата». Чтобы убедиться в справедливости сказанного, достаточно посмотреть на программные и руководящие документы абсолютного большинства коммунистических организаций, включая самые якобы революционные. В них имеется множество пунктов. Здесь и проклятия с угрозами капитализму, и провозглашения достоинств социализма, и разглагольствования о власти трудящихся, и взывания к единству пролетарских сил, и всевозможные торжественные обещания, и т.д. и т.п. У некоторых, бывает, даже проскакивают упоминания об упразднении частной собственности и диктатуре пролетариата.

Тем не менее, все вместе они не сводятся в один решающий общий пункт, из которого собственно должна состоять подлинно революционная программа: свержение ига капиталистов, свержение буржуазной власти, освобождение трудящихся масс от эксплуататоров.

За звонкими лозунгами, звучными призывами, грозными заявлениями, наукообразными декларациями отсутствует конкретная, решительная, наглядная, ясная и доступная в понимании практическая программа осуществления этих целей. Нет целостного плана, комплекса последовательных действий, принципиальной схемы всего хода движения к ним. Таким образом, фактически, на сегодняшний день коммунистическое движение не имеет своей единой, общей, цельной, законченной стратегии пролетарской освободительной борьбы и, отсюда, грамотно разработанной ее тактики.

Все программы современных коммунистических организаций в общем сводятся к голословному лозунгу конечной цели: «Даешь социализм!». Однако при том не представляется не только четкий путь достижения этой цели, но не дается даже само вразумительное современное понимание собственно социализма. Фактически дело ограничивается красивыми и звонкими призывами, что на практике прямо преступно для коммунистов, поскольку в их распоряжении уже имеется богатейший победный опыт свершения социалистической революции, последующие сталинские теоретические и практические разработки социализма, богатейший пример социалистического строительства СССР и других стран.

Все это позволяет создать абсолютно четкое представление по большинству стоящих вопросов и на этом научно-конкретном основании установить общую, свойственную и единственно потребную всем коммунистическим организациям, стратегию- именно на основе которой станет возможным, с одной стороны, объединение и сплочение всех, как национальных, так и мировых, коммунистических сил, с другой – привлечение к активной политической деятельности миллионных пролетарских, а вслед за тем и всех прочих, масс.

Конечно, детали политики каждой партии могут меняться в зависимости от особых условий каждой страны, но, поскольку основные отношения между трудом и капиталом всюду одни и те же и политическое господство имущих классов над классами эксплуатируемыми существует повсюду и осуществляется в сходных, по сути, формах, то принципы и цель пролетарской политики будут везде одни и те же. Собственно эта общность определяет суть решающего марксистского положения, что только интернациональный союз рабочего класса и общая борьба с капиталом может обеспечить его окончательную победу. Это не искусственное порождение какой-то теории, а плод самопроизвольного роста пролетарского движения, которое, в свою очередь, порождается естественными и непреодолимыми тенденциями современного общества. На практике дело выливается в сходные по своим принципам направления и способы политической борьбы, как в осуществлении социалистической революции, так и в последующих социалистических преобразованиях общества вплоть до достижения коммунизма. Если проще, то в единую, не просто приемлемую для всех, но единственно потребную всем, общую стратегию борьбы.

Марксизм учит, что стратегия есть определение направления главного удара пролетариата на основе данного этапа революции, выработка соответствующего плана расположения и движения революционных сил, борьба за проведение этого плана на всем протяжении данного этапа революции.

В коммунистической и левой среде много говорится об этих положениях, вносится предложений и строится планов. Однако, несмотря на все в основном правильные рассуждения, они не становятся общей и объединяющей всех стратегией борьбы. Прежде всего, потому, что они разобщены и не выделяют из общего ряда задач, стоящих перед коммунистами, ту именно важнейшую задачу, разрешение которой является центральным пунктом и проведение которой обеспечивает успешное разрешение остальных очередных задач. То есть, не определяют в общей цепи процессов то главное звено, как говорил Ленин, ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь.

Поэтому всякий нынешний стихийный революционный подъем масс все остается стихийным, разрозненным, не подчиненным единой стратегической цели, распадается на множество тактических, зачастую примитивно-обывательских, направлений, теряется и растворяется в них. Таким образом, является по существу продолжением избитой оппортунистической игры в буржуазный демократизм. С надеждой на «большие шаги», якобы способные, путем создания превосходства в буржуазных парламентах, организовать осуществление социалистических преобразований.

Главное, что при этом он утрачивает собственно решающую социально-пролетарскую классовую цель, заключающуюся в том, чтобы увенчать дело переходом власти к пролетариату, т.е социалистической революцией. Грех не в том, что коммунисты используют возможности парламентских форм борьбы, а в том, что они переоценивают значение этих форм, считают их едва ли не единственными способами борьбы пролетариата. Результатом стало, что теперь, когда идет период открытых схваток и напрямую становится задача свержения буржуазии, когда стратегия делается одним из животрепещущих вопросов, когда все формы борьбы и организации, как парламентские, так и внепарламентские, выявили себя с полной определенностью, нынешние, так называемые коммунистические или рабочие, партии продолжают отворачиваться от новых задач, не принимают их, не могут принять.

Потому, чтобы вырвать рвущиеся к освобождению от гнета капитала трудовые массы из-под влияния буржуазии и оппортунистов, коммунистам, остающимся верными революционным задачам марксизма, необходимо проявить смелость и выдвинуть, предложить массам абсолютно точный, конкретный, практически осязательный план борьбы, ту стратегическую цель, которая способна воодушевить эти массы, сплотить их, повести за собой и привести к победе. Опыт революционной борьбы выявил, определил и осуществил такую стратегию. Это стратегия по советизации пролетарского движения. на деле, стратегия создания и установления уже в имеющемся буржуазном обществе параллельных элементов и структур будущего пролетарского общества.

Возможность такого развития событий не чья-то прихоть или популистская выдумка, но результат естественно объективного хода развития прогресса вообще. Подобное практическое насыщение уже буржуазно-капиталистического общества политическими элементами будущего социализма наблюдается сейчас в развитых странах мира. Аналогично, параллельно и совместно с насыщением производства техническими и технологическими прогрессивными элементами будущего социалистического хозяйствования. Это естественный объективный процесс последовательного количественного накопления прогрессивных элементов будущего в настоящем, обусловливающих и обеспечивающих неизбежный будущий переход в новое, более высокое, качество. В силу этого он безусловно будет проводиться и осуществляться, несмотря на все сопротивление имущих классов.

У пролетариата уже имеется целый ряд легальных организаций, без которых он не может вести успешную борьбу с капиталом, ибо без них невозможно укрепить классовые позиции пролетариата в разнообразных сферах борьбы, невозможно закалить пролетариат как силу, призванную заменить буржуазные порядки порядками социалистическими. Это профсоюзы, забастовочные комитеты, органы рабочего самоуправления, парламентские фракции и группы, печать, объединения женщин, организации молодежи, культурно-просветительские организации и иные. При том все они являются беспартийными.

Понятно, что в таком случае, для наиболее эффективного ведения борьбы необходимо единое руководство всем этим множеством организаций, вырабатывающее общую линию, общее направление, по которому они должны вести свою работу, побуждающее их проводить выработанную линию в жизнь, необходима собственная пролетарская партия. Легализация революционной борьбы, заключающаяся в использовании несоциалистических и неполитических рабочих организаций, а также возможностей буржуазной демократии, позволяет привлекать к борьбе более широкие и самые отсталые слои населения, возбуждать в них интерес к социальным и политическим вопросам. Тем освобождая коммунистов от таких функций, которые по существу легальны и развитие которых неизбежно будет давать им для своей агитации все большее число людей. Посредством легализации решать вопросы возможно менее конспиративной и более широкой  профессиональной организацией.

Однако завершить радикальную революцию по освобождению трудящихся масс от несправедливости и эксплуатации, т.е. провести отмену частной собственности и осуществить экспроприацию экспроприаторов, таким организациям не по силам. Осуществить это способна исключительно собственная власть пролетариата. Поэтому вся его текущая борьба не должна ограничиваться лишь контролем и неким влиянием на власть буржуазии, а должна привести к установлению собственной государственной власти. В данном случае не путем революционного насильственного взрыва, а путем последовательного политического устранения от власти буржуазии и замены ее собственной организацией власти на новых пролетарских основах.

Суть в том, чтобы не просто подчинить себе и подстроить под себя буржуазную систему власти, приноровленную к эксплуататорским интересам капитализма и буржуазии, но создать свою собственную, подлинно демократическую, приноровленную к потребностям пролетариата и демократии, систему власти. То есть изменить не форму правления, а создать собственное государство иного типа, в котором реализуются на деле все принципы демократизма.

Таковым государством иного, т.е. нового, типа становятся Советы, которые необходимо из отдельных органов общественного контроля и влияния на существующую буржуазную власть преобразовать в сами органы пролетарской власти, органы, осуществляющие власть, по сути, диктаторскую, трудового народа, всех неимущих. И это не досужая фантазия, а абсолютно реальный современный путь развития общества в социализм.

По ходу постоянно идущей классовой борьбы неизбежно увеличивается количество разнообразных, больших и маленьких, общественных организаций, групп, товариществ общественного воздействия на буржуазную власть, возрастают их сила и влияние. В борьбе они расширяются, укрупняются, консолидируются. Такой ход развития непременно приводит к их объединению и формированию из отдельных разрозненных и разобщенных структур организаций более высокого, производственного, районного и, в конечном итоге, общегосударственного, уровня. Их масштаб и общественная сила позволяют уже не просто пассивно контролировать буржуазную власть, но прямо и активно воздействовать на всю ее деятельность, фактически заменяя ее собой. На первых порах в качестве структур общественного контроля, противодействия капиталистическому произволу и бюрократическому беспределу, с последующим переходом к ним всей полноты государственной власти путем превращения их, под лозунгом «Вся власть Советам!», в органы уже собственно самой власти. Таким образом Советы из органов общественного контроля превращаются в органы государственной власти, выводя из них буржуазию вместе с ее лицемерно-лживым парламентаризмом. И буржуазия ничего существенного не может противопоставить таким общественным процессам.

Уже сегодня все очевиднее, что, несмотря на все огромнейшие усилия, буржуазии все труднее удерживать свою власть, свою демократию. Даже в самих цитаделях капиталистического демократизма – США и ЕС, где современные нормы самого же буржуазного демократизма, в рамках движений за расширение прав и свобод населения, создают многие возможности для борьбы с ним же. В итоге Советы уводят общество от демократии буржуазной, неизбежно узкой, тайком отталкивающей бедноту, а потому насквозь лицемерной и лживой ко все большей и большей демократии, демократии пролетарской, к диктатуре пролетариата. Ибо только демократия пролетарская, через привлечение к демократии и социализму широких масс трудящихся, как организация угнетенных в господствующий класс, на деле есть демократия для гигантского большинства народа и в том состоит видоизменение демократии при переходе от капитализма к коммунизму.

 

Категория: Учеба, теория | Добавил: Редакция (26.03.2025) | Автор: Владимир Теренин
Просмотров: 94
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
***
Поиск

Наши товарищи

 

 




Классики МЛ

 

 

  

Форма входа

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2025