Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

    


Официальный сайт
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
  Телеграм канал


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Манифест КП

Манифест  коммунистической партии



Темы
В партии [45]
Учеба, теория [106]
История [119]
Классовая борьба [172]
Освободительное движение [113]
Мировое коммунистическое и рабочее движение [259]
Пламенные революционеры [10]
СССР был. Будет Всемирный Советский Союз! [60]
О ленинизме и Ленине [10]
О "сталинизме" и Сталине [40]
Капитализм [452]
Империализм и фашизм и борьба с ними [120]
Мировая экономика и политика [114]
Оппортунизм [152]
Церковь и религия [30]
Наука и культура [22]
События в мире [113]
События на Украине [14]
Публицистика, информация [156]
Аналитика [36]
Дискуссия, полемика, критика [40]
Сатира [15]
Кинозал [36]
Опорс
Что читать

Манифест  коммунистической партии


О диалектическом и историческом материализме

И.В. Сталин


 Английские корни немецкого фашизма

М. Саркисянц

 

Судебный отчет по делу антисоветского "право-троцкистского блока"


 Тайны "голодомора"

Миронин С.


 Москва 1937

Л. Фейхтвангер


 Сталин и деньги

А.Г. Зверев


 Великий оболганный Вождь. Ложь и правда о Сталине

И.В. Пыхалов


Главная » Статьи » Империализм и фашизм и борьба с ними [ Добавить статью ]

​​​​​​​Революционное движение против империализма и фашизма в годы Третьей мировой войны

Революционное движение
против империализма и фашизма
в годы Третьей мировой войны

Димитриос Пателис[1]

Часть 1. Часть 2.

Можно сказать, что сопротивление империализму и фашизму является вечным и самоочевидным принципом не только для коммунистов-революционеров, но и для каждого прогрессивного человека.

Однако ни империализм, ни связанный с ним фашизм не находятся вне времени, а представляют собой исторически конкретные явления, которые изменяются по своим формам и содержанию в различные исторические эпохи и ситуации.

Поскольку они исторически изменяются, борьба с ними не может оставаться неизменной. Более того, подобные исторические изменения империализма и антиимпериализма, фашизма и антифашизма могут быть научно исследованы лишь на основе диалектического развития достижений революционной теории и методологии.

В противном случае существует опасность, что революционное движение окажется в ловушке реакции задним числом на каждое действие сил империализма и фашизма, в бесплодном оппозиционном определении позиций, в примитивном и абсолютно предсказуемом контрапункте против врага. В этом случае люди не только превращают противника и его действия в свою основную систему отсчёта, но и окончательно теряют инициативу своих движений, столь важную для исхода борьбы, обрекая движение на то, чтобы стать хвостом врага.

Диалектическое развитие революционной теории и методологии, основанное на конкретном исследовании структуры и истории современной социальной реальности, – единственный путь, открывающий возможность позитивного познания, описания, объяснения и предвидения, позитивного определения стратегии и тактики. Это путь, открытый Виктором Вазюлиным своими открытиями в проекте «Логика истории»[2].

Исходя из настоятельных требований времени и обстоятельств Первой мировой войны, Ленин приступает к ускоренному исследованию новой стадии империализма — монополистического капитализма как высшей и последней стадии капитализма, преддверия социалистической революции. Научная теория империализма была создана Лениным, который установил, что в конце XIX — начале XX века капиталистический способ производства приобрёл ряд новых важных черт: в развитии производительных сил — высокую концентрацию производства, ведущую к образованию капиталистических монополий; в сфере производственных отношений — установление господства этих монополий. Эксплуатация рабочего класса финансовой олигархией мирового империалистического капитала происходит не только в пределах отдельных стран, но и в мировом масштабе.

По мнению Ленина, «господство и связанное с ним насилие» (Ленин. Империализм, как высшая стадия капитализма. I. Концентрация производства и монополии), вносимое монополиями в экономические отношения капитализма, вызвало в его политической надстройке поворот от буржуазной демократии к реакции (вплоть до установления фашистских режимов). Всё это позволило Ленину сделать вывод о вступлении капитализма в особую, империалистическую стадию развития: «империализм есть капитализм на той стадии развития, на которой устанавливается господство монополий и финансового капитала; на которой вывоз капитала приобрёл резко выраженное значение; на которой начался раздел мира между международными трестами; на которой завершён раздел всех территорий земного шара между крупнейшими капиталистическими державами» (VII. Империализм как особая стадия капитализма. Т. 22, с. 266-267).

Монополизация экономики определяет историческое место империализма как высшей стадии развития капитализма, как загнивающего, паразитического и умирающего капитализма. Она обусловливает особенности действия всех экономических законов капитализма на этой стадии, включая закон неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран. Эта неравномерность резко усиливается и приобретает скачкообразный, конфликтный характер, что в условиях полного раздела мира между империалистическими государствами порождает мировые войны. Империалистические государства и их коалиции проводят агрессивную внешнюю политику, отражающую стремление монополий к мировому господству. Внутри страны эта политика сопровождается растущей милитаризацией экономики. Монополизация ведет к все большему обобществлению производства и тем самым к еще большему обострению классовых антагонизмов, создавая тем самым объективные предпосылки для победы социализма.

Ленин, верно отметив основные черты этого этапа, подчеркнул выводы о существенно важной для революционного движения того времени связи между законом неравномерности развития при империализме и проблемой «слабого звена в империалистической цепи» (на которой основывается методичная и эффективная революционная деятельность большевиков), а также перспективой возникновения революционных ситуаций, способных привести к победоносным революциям, первоначально в группе стран или даже в одной стране (как это в конечном итоге произошло в империалистической царской России и её колониях). Критериям концепции «слабого звена» в настоящее время отвечает ряд стран Латинской Америки, Африки и Азии.

Таким образом, Ленин не произвольно выделял «государства-рантье», которые служат штаб-квартирой крупнейших монополий и финансового капитала, а ныне – гигантских многоотраслевых транснациональных монополистических групп и корпораций. Эти государства, совместно с корпорациями, извлекают монопольные сверхприбыли со всего мира, в региональном и глобальном масштабах.

Целью Ленина в его открытиях было развить марксистско-ленинскую теорию классовой борьбы в условиях империализма и конкретизировать её, показав, что вопрос революции основополагающим образом связан с изучением этого глобального аспекта эксплуатации. Именно это, а также обусловленная этим неравномерность развития, обосновывает его концепцию «слабейшего звена» и проясняет возможность и неизбежность мирового революционного процесса – в противовес догматизму и оппортунизму представителей Второго Интернационала.

Ленин подчёркивал необходимость выявить очаги переплетения внутренних и внешних мировых противоречий, где легче всего разрушить наиболее слабое звено мировой империалистической системы. Таким образом, Ленин связывает антиимпериализм с классовой борьбой не поверхностно, а сущностно и внутренне. Антиимпериализм не есть отрицание классового подхода, это классовый подход нашего времени: «Диалектика истории такова, что малые нации, бессильные как самостоятельный фактор в борьбе с империализмом, играют роль одного из ферментов, одной из бацилл, способствующих появлению на сцене настоящей антиимпериалистической силы — социалистического пролетариата. […] Мы были бы очень плохими революционерами, если бы в великой освободительной войне пролетариата за социализм не сумели использовать каждое народное движение против каждого отдельного бедствия, приносимого империализмом, для того, чтобы обострить и расширить кризис» (Ленин В.И. Ирландское восстание 1916 года. Собрание сочинений. М. 1962, т. 22).

С начала XX века, с началом Первой мировой войны (ПМВ), стало ясно, что на монополистической стадии капитализма периодические затяжные структурные кризисы системы порождают не только неминуемую надвигающуюся научно-техническую революцию (лишь частично и искажённо достижимую при капитализме), но и волны ранних социалистических революций. Из числа вооружённых восстаний и революций, вспыхнувших в Европе после Первой мировой войны, победоносной оказалась Великая Октябрьская социалистическая революция, произошедшая в России и сопредельных с ней колониях.

Начиная с победы Октябрьской революции и других ранних социалистических революций, началась эпоха всемирно-исторического перехода человечества к коммунизму. Эпоха структурных кризисов мировой капиталистической системы и войн империализма носит на себе клеймо всеобщего кризиса капиталистической системы, выполнившей свою историческую миссию, и поэтому она представляет собой не только препятствие, преграду для дальнейшего развития человечества, но и величайшую реакционную и регрессивную силу, угрозу самому существованию человечества и всей жизни на планете Земля. Эта эпоха знаменует собой переход социалистической перспективы от абстрактной возможности к реальному историческому процессу, к закономерному, необходимому и достижимому активному процессу революционных преобразований.

С тех пор развитие капитализма невозможно рассматривать изолированно от развития раннего социализма. Точно так же ранний социализм нельзя рассматривать отдельно от развития остального мира, который уже не находится под полным, структурно однородным и непрерывным господством империализма.

Особенно после Первой мировой войны возникла необходимость перехода империализма к государственно-монополистической стадии. Исторически для предотвращения революционного поворота рабочего класса под влиянием Октябрьской революции, а также для подготовки к войне использовались две формы и варианта государственно-монополистического регулирования:

1. в форме государственных интервенционистских мер, предложенных буржуазными экономистами, такими как Кейнс, например, в контексте «Нового курса» в США, и

2. в форме установления фашистской диктатуры финансовой олигархии для милитаризации экономики и общества, перед лицом надвигающейся Второй мировой войны (в Италии, Германии, Испании и т. д.).

Фашизм (итал. fascismo, от fascio = связка, сноп, союз) — идейно-политическое течение и государственная система, возникшие в период общего кризиса капитализма (после победы первой ранней социалистической революции — Великой Октябрьской революции). Выражали интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии.

«Фашизм не есть форма государственной власти, «стоящей над обоими классами – пролетариатом и буржуазией», как утверждал, например, Отто Бауэр. Он не есть «восстание мелкой буржуазии, захватившей государственный аппарат», как заявляет британский социалист Брейлсфорд. Нет, фашизм не есть власть, стоящая над классом, и не есть власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм есть сама власть финансового капитала. Это организация террористической мести рабочему классу и революционной части крестьянства и интеллигенции. Во внешней политике фашизм есть ура-патриотизм в его наиболее грубой форме, разжигающий звериную ненависть к другим нациям… Развитие фашизма и сама фашистская диктатура принимают различные формы в разных странах в зависимости от исторических, социальных и экономических условий, национальных особенностей и международного положения данной страны».

Фашизм способствует установлению террористической диктатуры наиболее реакционных и агрессивных сил монополистического капитала, сохранению капиталистического режима, укреплению сил империалистической реакции и контрреволюции, направленных против народно-демократических сил антиимпериализма, социального прогресса, революции и социализма/коммунизма.

Фашистская идеология и практика характеризуются крайне агрессивным антикоммунизмом, претензиями на подчинение рабочего класса, нетерпимостью, национализмом, шовинизмом и расизмом.

Фашистские «движения» и режимы, несмотря на общие черты, имеют определённые различия и вариации, зависящие от национальных и иных исторических особенностей сфер их применения. Общей чертой является связь фашизма со спецслужбами буржуазного государства, с глубинным государством, с военизированными, околоцерковными организациями и т. д.

Вторая мировая война началась как продолжение Первой мировой войны, чтобы разрешить неразрешённые противоречия империализма. Однако после нападения на СССР объединённой Европы под руководством нацистской Германии война приобрела антифашистский характер.

Глобальные конфликты являются неотъемлемым элементом империалистической стадии капитализма, проявляясь с периодичностью, соответствующей периодичности масштабных структурных системных кризисов. Эта периодичность включает также волны революций и контрреволюций. 

Разгром фашистской Германии и её союзников войсками антифашистской коалиции в 1945 году стал тяжёлым поражением фашизма. В результате разгрома СССР и мирового антифашистского движения (возглавляемого коммунистами) оси «Антикоминтерновского» пакта после Второй мировой войны сложился лагерь социалистических стран Восточной Европы, Азии, а затем и Америки (Куба).

Наряду с победами ранних социалистических революций и при их интернациональной поддержке возникла волна антиимпериалистических, антиколониальных и национально-освободительных движений, которые привели к восстаниям и революциям национального освобождения.

После Второй мировой войны фашизм был временно ослаблен, но не искоренён полностью. После поражения революционного движения в Греции в результате иностранной интервенции и оккупации, осуществляемой Великобританией и США с их местными пособниками, был установлен монархо-фашистский режим, за которым последовали недолговечные псевдодемократические режимы, а затем – откровенно фашистская военная хунта, навязанная ЦРУ, США и НАТО (1967–1974). Фашистские диктатуры последовательно устанавливались в ряде стран посредством империалистических интервенций и переворотов: в Южной Корее, Южном Вьетнаме, Турции, Иране, Индонезии, Пакистане и ряде других стран Латинской Америки, Азии и Африки.

Характер нынешней войны может иметь некоторые сходства, но она качественно и по существу отличается от двух предыдущих, что обусловлено эпохой, контекстом и характером держав, фактически в неё вовлечённых. Поэтому позицию прогрессивных, антиимпериалистических и коммунистических сил невозможно определить механистически, посредством метафизических аналогий, как будто ничего не изменилось с 1914 или 1940 года до наших дней… Третья мировая война имеет много общих черт, но ещё больше существенных отличий от Второй мировой войны. Она возникла из неразрешённых противоречий нового этапа империализма.

 

[1] Группа революционной теории (Греция)

[2] См. концепцию В.А. Вазулина «Логика истории», https://www.ilhs.gr/en/index.htm

Категория: Империализм и фашизм и борьба с ними | Добавил: Редакция (10.11.2025) | Автор: Димитриос Пателис
Просмотров: 49
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
***
Поиск

Наши товарищи

 

 




Классики МЛ

 

 

  

Форма входа

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2025