Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

    


Официальный сайт
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
  Телеграм канал


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Манифест КП

Манифест  коммунистической партии



Темы
В партии [40]
Учеба, теория [83]
История [90]
Классовая борьба [158]
Освободительное движение [112]
Мировое коммунистическое и рабочее движение [239]
Пламенные революционеры [9]
СССР был. Будет Всемирный Советский Союз! [45]
О ленинизме и Ленине [9]
О "сталинизме" и Сталине [34]
Капитализм [403]
Империализм и фашизм и борьба с ними [66]
Мировая экономика и политика [103]
Оппортунизм [142]
Церковь и религия [28]
Наука и культура [20]
События в мире [103]
События на Украине [12]
Публицистика, информация [144]
Аналитика [32]
Дискуссия [29]
Сатира [15]
Кинозал [36]
Опорс
Что читать

Манифест  коммунистической партии


О диалектическом и историческом материализме

И.В. Сталин


 Английские корни немецкого фашизма

М. Саркисянц

 

Судебный отчет по делу антисоветского "право-троцкистского блока"


 Тайны "голодомора"

Миронин С.


 Москва 1937

Л. Фейхтвангер


 Сталин и деньги

А.Г. Зверев


 Великий оболганный Вождь. Ложь и правда о Сталине

И.В. Пыхалов

Статистика

Главная » Статьи » Публицистика, информация [ Добавить статью ]

Солнце русской поэзии в объятиях современных политических карликов

Солнце русской поэзии в объятиях
современных политических карликов

Галина Комарова[1]

Исполнилось 225 лет со дня рождения А.С. Пушкина. Не стоит объяснять, что значит его творчество для каждого, кто хоть раз услышал звуки его лиры, и при этом почувствовал гармонию между стройностью и содержанием его стиха. «Музыка, музыка!» - воскликнул русский поэт Г.Р. Державин, слушая Пушкина на экзамене в Лицее, когда тот читал свои «Воспоминания в Царском селе».

В начале XIX века в России не было ни одного поэта, который бы абсолютно точно связывал смысл написанного с рифмой. Только после появления поэзии Пушкина на литературном небосклоне другие поэты в России стали писать тем стилем, который в последующем стал основополагающим в русском стихосложении. Если прочесть любое творение А.С. Пушкина, то можно заметить, что в любой строфе порядок слов не случаен. Они выстроены таким образом, что основная идея произведения выражается особо остро.

Теперь об особенностях нынешнего юбилея поэта. Он (юбилей) проходит в условиях, когда впервые за многие годы официальной точкой зрения стала защита суверенитета, в том числе защита преемственности различных периодов истории страны. Однако, есть во всей этой шумихе по чествованию Поэта нечто, что можно было бы охарактеризовать словами М.Ю. Лермонтова, - «Пустых похвал ненужный хор». Нынешние деятели культуры разных профессий и рангов, участвующие в торжествах, посвященных 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича, почему-то вообразили, что важной составляющей является атрибутика, антураж, какие-то незначительные детали, несметное количество ряженых «под Пушкина». Одна девушка даже в прямом эфире (?!) попыталась примерить искусственные бакенбарды. Нашлось множество охотников читать по памяти стихи и отрывки из известных поэм на каких-нибудь знаковых местах. Тут появились стараниями горе-чтецов и «рОстбиф окровавлённый», и «звезда СТРЕМИТЕЛЬНОГО счастья», и ещё множество ляпов, о которых не хочется даже вспоминать. «Вишенкой на торте» оказался флэш-моб на станции метро «Пушкинская» в Ленинграде, где толпа (каждый второй с нездоровым блеском в глазах) окружила многострадальный памятник А.С. Пушкину, являющийся действительно подлинным произведением искусства. Слава богу, никто в этой толчее не повредил памятник и не свалился под проходящий мимо поезд. «Триумфальным» же событием флэш-моба оказалось исполнение одним, с позволения сказать, «бардом», в стиле «рэп» (!) поэмы «Руслан и Людмила». Слова, правда, мало, кто разобрал, зато какое уважение к Александру Сергеевичу, а главное-к самому себе... 06.06.2024 в 20 ч.00 мин. на Дворцовой площади, почти рядом с Мойкой 12, где последние годы жизни жил поэт, состоялся спектакль «Евгений Онегин. Страницы романа». Да, зрелище было бесплатным. Да, было сделано всё для комфорта зрителей. Да, актёры и оркестр очень старались. Все хотели, как лучше, а получилось даже не так, как всегда. Получилось странно. Жанр действа никак не определить. Что это? Композиция, представление, шоу? Но только не спектакль. Чувствуется, что все участники пытались вернуть что-то утраченное нашей культурой за несколько десятилетий. Не получилось.

Утрачена духовная связь с поколениями советских времён. Ведь что там ни говори, а именно в советское время по-настоящему оценили гений А.С. Пушкина. Ведь до Великой Октябрьской Социалистической Революции его ценили в некоторых литературных кругах, в обществе прогрессивных интеллигентов, в среде профессиональных писателей. После Октябрьской Революции, в первые годы Советской власти, находились такие, которые призывали «сбросить Пушкина и Гоголя с корабля истории». Но всерьёз к их призывам даже тогда никто не прислушивался. Историческая справедливость вскоре была восстановлена. Произведения Пушкина издавались в СССР огромными тиражами, включались, как обязательные, в школьные программы. Каждый школьник, в отличие от нынешних, знал и понимал значение Пушкина для нашей литературы.

В результате разрушительной для культуры политики, в результате реставрации капитализма в РФ и бывших Союзных республиках основательно подзабыли отношение Советской власти к творчеству великих дореволюционных литераторов, переформатировали «культурный хор» наших людей. И грустно смотреть, как женщина в возрасте 60+, стоя возле памятника Пушкину в сквере перед Русским Музеем, говорит: «Многие люди не верят, что этот памятник создан в Советское время. Посмотрите, какой он прекрасный». А что тут говорить? Ведь памятник поэту на Тверском бульваре в Москве изображает его со склонённой головой, а вот наш, ленинградский, работы скульптора Аникушина, стоящий здесь с 1957 года, изображает Александра Сергеевича в минуту вдохновения, слагающим стихи о правде, о любви, о свободе. Кто знает? Может быть, это стихи «Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, береговой её гранит»; может быть, «Я вас любил, любовь ещё, быть может, в душе моей угасла не совсем», или «Увижу ль, о друзья, народ неугнетённый, и рабство, падшее по манию царя, и над отечеством свободы просвещённой взойдёт ли, наконец, прекрасная заря?» Или, «И днесь учитесь, о цари! Ни наказанья, ни награды, ни кров темниц, ни алтари неверные для вас ограды», и наконец, «Товарищ, верь: взойдёт она, звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена».

Мечта великого поэта сбылась. Его имя, как одно из самых дорогих для нашего народа, золотыми буквами было написано на «обломках самовластья». Бережно хранили советские люди его память. В 1937 году вышел в свет киношедевр режиссёра А Народницкого «Юность поэта», где, к слову, запечатлены пейзажи и архитектурные ансамбли пушкинских парков довоенного времени. После войны парки возродились, можно сказать, из пепла, и точно такими же, какими были до фашистского нашествия. Подняли их из руин советские реставраторы, и все музеи, связанные с именем великого поэта, только потому и сохранились, что такова была воля Советской власти. Что-то жалкое чувствуется в попытках нынешних реформаторов от искусства «поссорить» А.С. Пушкина с советской культурой и «помирить» с царизмом. В первой революционной схватке с самодержавием он был на стороне декабристов-революционеров. Шестым чувством гения он видел впереди великое будущее России, её необыкновенную, отличную ото всех европейских стран судьбу первопроходца по пути прогресса и освобождения человечества от эксплуатации человека человеком. «Свободой Рим возрос, а рабством погублен». В этой фразе отражена сама суть гражданской позиции поэта, борца против угнетения и бесправия. И как бы нынешний буржуазный режим ни пытался приспособить память и любовь народа к А.С. Пушкину под свои интересы, устраивая показные пышные торжества в его честь, тщетно. Творчество, да и вся жизнь Поэта, есть приговор эксплуататорскому строю, призыв к борьбе за лучшую долю!

 

Трудовая Россия №7 (608)

 

[1] Галина Комарова, ветеран библиотекарского дела г. Ленинград

 

Категория: Публицистика, информация | Добавил: Редакция (05.07.2024) | Автор: Галина Комарова
Просмотров: 50
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск
Наши товарищи

 

 

   


Классики МЛ

 

 

  

Форма входа

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2024