Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

    


Официальный сайт
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
  Телеграм канал


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Манифест КП

Манифест  коммунистической партии



Темы
В партии [40]
Учеба, теория [83]
История [93]
Классовая борьба [159]
Освободительное движение [112]
Мировое коммунистическое и рабочее движение [239]
Пламенные революционеры [9]
СССР был. Будет Всемирный Советский Союз! [48]
О ленинизме и Ленине [9]
О "сталинизме" и Сталине [34]
Капитализм [408]
Империализм и фашизм и борьба с ними [74]
Мировая экономика и политика [105]
Оппортунизм [142]
Церковь и религия [28]
Наука и культура [20]
События в мире [103]
События на Украине [12]
Публицистика, информация [146]
Аналитика [32]
Дискуссия [30]
Сатира [15]
Кинозал [36]
Опорс
Что читать

Манифест  коммунистической партии


О диалектическом и историческом материализме

И.В. Сталин


 Английские корни немецкого фашизма

М. Саркисянц

 

Судебный отчет по делу антисоветского "право-троцкистского блока"


 Тайны "голодомора"

Миронин С.


 Москва 1937

Л. Фейхтвангер


 Сталин и деньги

А.Г. Зверев


 Великий оболганный Вождь. Ложь и правда о Сталине

И.В. Пыхалов

Статистика

Главная » Статьи » Публицистика, информация [ Добавить статью ]

​​​​​​​Ami go home!

Ami go home!

Ноэль Бамен

​​​​​​​(Перевод с немецкого)

(Вильгельм Лангталер / Вернер Пиркер: «Ами иди домой». Двенадцать веских причин для антиамериканизма, Вена: Promedia 2003. 159 стр.).

В зените власти

20 лет назад в венском издательстве Promedia вышла книга «Ami go home», написанная в соавторстве Вильгельмом Лангталером и Вернером Пиркером (1947-2014). Последний в 1975-1991 гг. был редактором газеты Wiener Volksstimme, затем работал корреспондентом в Москве, а в 1997-2000 гг. был заместителем главного редактора журнала «Молодая вера». После этого он работал в Вене как журналист-фрилансер. Вилли Лангталер, принадлежащий к троцкистскому спектру, на рубеже тысячелетий активно выступал против разрушения Югославии силами НАТО, против вторжения США в Ирак и за солидарность с Палестиной. Позже он участвовал, в частности, в борьбе за выход из Евросоюза и в солидарности с Донбассом. Как представитель Антиимпериалистической координации (АИК), он будет участвовать в дискуссии по антиимпериалистической стратегии и взаимосвязи между антиимпериализмом и борьбой за социализм на нашем Коммунистическом конгрессе.

Книга вышла в свет в середине лета 2003 г., через полгода после вторжения американских империалистов и их союзников в Ирак и почти через два года после вторжения НАТО в Афганистан. За четыре года до этого Запад окончательно добил Югославию, а в течение последних трех лет палестинцы, поднявшие вторую интифаду, вновь подвергались рядовой резне со стороны сионистов. Путин, находящийся у власти уже четыре года, все еще пытался на равных интегрировать Россию в Запад, а Китай повсеместно рассматривался как расширенный верстак Европы и поставщик дешевой продукции. И Москва, и Пекин смирились с войнами Запада в Юго-Восточной Европе и на Ближнем Востоке, даже пошли на соглашение с ним. Иными словами, США и Запад находились в зените своего могущества и могли делать все, что хотели, не встречая существенного сопротивления на межгосударственном уровне.

Антиамериканизм равен антисемитизму?

На Западе это глобальное превосходство, обеспеченное силой, само вооружалось против своих все более редких критиков посредством идеологической гегемонии в сфере так называемого гражданского общества: «антиамериканизм» стал боевым термином, который трансатлантически ориентированные (нео-)консерваторы, (левые) либералы и «антинемцы» использовали против «критиков глобализации», антиимпериалистов и борцов за мир. Это считалось (и во многих случаях считается до сих пор) «буйством иррациональности и тупой обиды», как утверждают авторы во введении. И даже хуже: «Это доказывает его родство с антисемитизмом почти по определению». (S. 7)

Какой бы абстрактной и абсурдной ни казалась эта связь, каждый, кто хоть раз оказывался на линии огня трансатлантистов, знает, что на самом деле этот мост строится вполне конкретно. Идеологические корни этого утверждения, вероятно, кроются в том, что Израиль (ошибочно) отождествляется с иудаизмом, а США и их господство в мире (правильно) рассматриваются как гарант существования сионистского режима. Если к этому прибавить тот факт, что подъем либеральной буржуазии на Западе в целом способствовал эмансипации евреев, что в США расизм в отношении евреев никогда не был так силен, как в Европе, то на фоне других доминирующих образов врагов (негров, латиноамериканцев, азиатов, ирландцев, итальянцев, католиков, ...) он рассматривается в совершенно искаженных очках. ) никогда не была такой сильной, как в Европе, и поэтому многие евреи искали там защиты, и что в результате в правящем классе США сравнительно много людей с еврейским происхождением, то быстро приходишь к по сути антисемитскому, хотя и филосемитскому образу, согласно которому США и капитализм должны быть приравнены к иудаизму. Тогда «Оккупай Уолл-стрит» - это повторение нацистского бойкота евреев, атаки на Всемирный торговый центр и Пентагон - это «антисемитские погромы», а каждый протест против войн Вашингтона (и Тель-Авива, во всяком случае) - это повторение политики умиротворения западных держав по отношению к фашистской Германии. О такой пропаганде авторы, наверное, могли бы спеть песню уже тогда: их самих неоднократно называли «антисемитами».

«Американизм» как реальный империализм

В своей брошюре они противопоставили антиамериканизму подборку фактов. При этом они подчеркивали: «Антиамериканизм, который мы имеем в виду, не направлен против американского народа. (...) Одной из причин антиамериканизма мы называем внутренние репрессии, направленные против американцев».  (Там же) В последней главе авторы пытаются подвести итог тому, что они видят в «американизме» в идеологическом смысле: «прямая демагогия капитализма» (с. 134), обставленная всевозможными религиозными (в частности, протестантскими) и патриотическими причудами, скрепленная расизмом и шовинизмом, но, в отличие от фашизма или социал-демократии, завуалированная и отрицаемая без социальной или этнической демагогии. Вместо этого, правда, с принципиально универсалистской претензией, легитимизирующей роль правителей США в качестве мирового полицейского. В предисловии к книге говорится о политическом проявлении этой идеологии американизма в последние десятилетия: «Хотя США не тождественны системе неолиберального глобализма, они являются ее гегемоном, насильственным исполнителем и главным бенефициаром». (с. 7) Однако за этим утверждением может последовать следующая оценка, недавно высказанная Вилли Лангталером по вопросу о том, являются ли Китай и Россия империалистическими конкурентами США: «Капитализм-империализм организован вокруг США. Ни одна держава даже отдаленно не способна заменить Вашингтон «i.

Главы 1-11 книги проливают свет на то, что «американизм», который до сих пор определяется очень общо или на идеологическом уровне, означает в реальности для сотен миллионов людей во всем мире. В них рассказывается о культуре насилия, порожденной поселенческо-колониальной историей США, основанной на расизме, геноциде и рабстве, о структурных недостатках американской демократии и безудержной эксплуатации людей и природы, о гегемонии доллара и целенаправленном разрушении и порабощении других национальных экономик с помощью МВФ и Всемирного банка, о безудержной военной политике. Главы 7-10 представляют собой как бы хронику захвата США мирового господства: начиная с контрреволюции в Советском Союзе, к которой приложили руку США, и заканчивая разрушением Югославии, в котором, по мнению авторов, западноевропейцы и особенно Германия вели себя как «подмастерья колдуна», призвавшие в конце концов «мастера» (США), (с. 78) для наведения порядка в вызванном ими хаосе (разумеется, не в виде федеративного государства, а в виде множества мелких государств), вплоть до вторжения в Афганистан и Ирак.

В одиннадцатой главе авторы поднимают весьма спорный в коммунистическом движении и антиимпериалистических левых вопрос: являются ли Германия и ЕС вассалом США или конкурентами? Их ответ заключается в том, что, хотя будущее развитие событий предсказать невозможно, история прошлого, начиная с 1945 г., наглядно демонстрирует подчиненность Западной Европы США. «После Второй мировой войны в Европе было только две крупные попытки проведения независимой от США политики: Франция де Голля в 1960-х годах и объединенная Германия в начале 1990-х годов. (...) Обе попытки провалились, обе оказались слишком слабыми». (с. 116) Однако эти попытки отнюдь не представляются авторами как автоматически положительные. Они подчеркивают, например, что Германия при Коле развязала агрессию против Югославии. То есть, во-первых, это простое утверждение. В этот же ряд ставится и половинчатое противодействие Германии и Франции войне в Ираке в 2003 году. Таким образом, они делают вывод: «Иракская война доказала: Европейский союз либо проамериканский, либо он не может функционировать как политическое образование». (p. 116 f.)

Требует обновления, но достойна прочтения

Брошюра интересна и сегодня: особенно для новых политиков или людей, которые еще не особенно сталкивались с империализмом США, она дает много импульсов и упоминает факты, которые сегодня, вероятно, еще более неизвестны, чем 20 лет назад. Однако большее количество подтверждающих документов и ссылок на литературу, желательно в виде сносок, было бы более полезным, чем те несколько разрозненных ссылок, которые спрятаны в скобках в бегущем тексте в оксфордском стиле.

Вписанная в контекст своего происхождения, эта работа может быть прочитана и как интересный современный источник, дающий представление о дискуссиях того времени. Большинство молодых товарищей, например, не пережили войну в Югославии, и, к сожалению, в настоящее время мало литературы, в которой эта важная для мировой политики, а также для немецкого движения за мир глава была бы представлена с антиимпериалистической точки зрения с большей дистанцией и в доступной для понимания новичков форме. Однако эта война, очевидно, все еще глубоко сидит в костях авторов. После Сирии и взлета и падения ИГ война в Ираке также представляется закрытой главой, но малоизвестной для большинства молодых людей. И это несмотря на то, что корни ИГ лежат именно в этой войне. Вторая интифада сегодня также полузабыта, хотя так важно было бы ее осветить, особенно в свете идущей сейчас третьей интифады. Информацию и оценки по всем этим темам можно найти в этой книге, хотя каждой из них отведено всего несколько страниц. Они должны вдохновить на дальнейшее чтение.

Этот современный характер является и наиболее очевидной - и, конечно, неизбежной - «слабостью» книги при ее сегодняшнем прочтении. Многое необходимо обновить. Например, прилагаемый список объектов вооруженных сил США за рубежом, который в то время насчитывал более 700 объектов. К счастью, сегодня можно вычеркнуть первые четыре из этого списка, расположенные в алфавитном порядке по странам, а именно базы в Баграме, Кандагаре, Хосте и Мазари-Шарифе. За прошедшее время были закрыты и некоторые базы армии США в Германии, которые в то время еще занимали целых шесть страниц из 14, с упоминанием, что их было еще 73, но они не были названы публично. В 2005 году Верховный суд США окончательно признал казнь несовершеннолетних, о которой идет речь в главе 4, неконституционной. Однако до сих пор действует Закон о защите американских военнослужащих, принятый в 2001 году. Этот закон наделяет соответствующее правительство США правом применять военную силу для того, чтобы выдворить своих солдат, политиков и других истуканов из Гааги, если их там когда-нибудь будут судить за военные преступления в Международном уголовном суде.

Интересно было бы также узнать, как, по крайней мере, автор, который еще жив, отнесется к годам, последовавшим за 2003 годом. Например, война в Ираке, как я уже сказал, только началась, когда книга была опубликована. Иракская армия уже капитулировала. Сопротивление суннитского населения Ирака, которое, в частности, АИК впоследствии поддерживала не только политически, но и финансово, находилось еще в зачаточном состоянии. Хотя авторы уже тогда говорили о том, что в шиитском духовенстве тоже есть «радикальные антиамериканские лидеры», (с. 96) имя Муктады ас-Садра тогда еще не казалось настолько знакомым, чтобы упоминать его здесь. Тем не менее, иракское сопротивление уже характеризуется как интифада, «которая грозит перерасти в американизм как глобальную контрмодель». (с. 98) На фоне того, что и сопротивление в Ираке, и Вторая интифада были в конечном итоге подавлены или «умиротворены», что в 2011 г. в различных арабских странах произошли восстания, некоторые из которых принесли достижения, а некоторые погрузили регион в хаос (Ливия и Сирия), и что в настоящее время в Палестине идет новая интифада, которая имеет определенные параллели, но и существенные различия с 2000-06 гг. Но и с учетом России и войны на Украине: ведь в то время авторы надеялись, что сопротивление в Ираке и Палестине станет катализатором падения мировой гегемонии США. Надежда, которую сейчас многие связывают с войной между Россией и НАТО на Украине.

 



Источник: https://kommunistische-organisation.de/artikel/rezension-antiimperialismus-konkret-ami-go-home/
Категория: Публицистика, информация | Добавил: Редакция (08.10.2023) | Автор: Ноэль Бамен
Просмотров: 108
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск
Наши товарищи

 

 

   


Классики МЛ

 

 

  

Форма входа

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2024