Про Бастрыкина, Уварова и
«гомофоба» Пушкина
Александр Степанов
Выступая на Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ) председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин заявил, среди прочего, что стране не хватает национальной идеи. Бастрыкин посетовал, что в России более 20 лет не могут четко ее сформулировать и неожиданно изрек откровение:
«Православие – религиозная основа нашего общества, самодержавие – форма правления, и народность – как смысл существования и веры, и власти».
Мол, не надо ничего выдумывать! Вот она, великая сермяжная правда! Придется напомнить, что формула «Православие, самодержавие, народность» была выдвинута еще в 1834 году министром просвещения Сергеем Уваровым в период царствования императора Николая I. Очень «свежая и оригинальная» идея!
И тут есть еще один нюанс, о котором многие забывают. Точнее — два нюанса. Во-первых, действительно, одним из отцов-основателей русского православного консерватизма был граф Сергей Уваров. Однако он был известен современникам и как яркий представитель тогдашнего ЛГБТ-сообщества. А его партнер навеки вошел в русскую историю благодаря язвительной эпиграмме Александра Сергеевича Пушкина, которая широко известна и ее многие помнят:
В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что есть чем сесть.
Приходится признать, что в данном случае советская цензура перестаралась, ибо в исходном варианте концовка была чуть иная:
Почему ж он заседает?
Потому что ж*** есть.
В эпиграмме имеется ввиду князь Дондуков, которого граф Уваров, будучи не только министром, но и президентом Академии Наук, сделал своим заместителем по Академии, несмотря на то, что тот был человеком не особенно причастным к развитию российской науки. А Пушкин, ехидничая, даже в официальных бумагах именовал его не Дондуковым, а Дундуковым, да еще и «урожденным Корсаковым», хотя такая форма была принята исключительно в отношении женщин. Очень саркастическим человеком был Александр Сергеевич…
Надо отметить, что сейчас от современных псевдопатриотов, типа господина Мединского, можно услышать утверждение, что Уварова «оклеветали». Однако современникам графа, в том числе тому же Пушкину, было лучше знать, что представлял из себя создатель формулы «Православие, самодержавие, народность». Все-таки история - дама ироничная, раз получается, что основателем российской консервативной, «скрепной» идеологии, утверждавшей главенство традиции, был человек с не совсем традиционной ориентацией.
Ну а во-вторых надо помнить, что эта идеологическая формула возникла в крепостнической России. В которой одни русские и православные люди могли продавать других русских и православных людей. Как рабочий скот. Да и лично свободные подданные Российской империи делились на сословия. А не надо забывать, что такое сословное деление – это не ролевая игра в благородных дворян или купцов – меценатов. Чаще всего сословное происхождение становилось клеймом на всю жизнь и приводило к немалому числу личных трагедий. И предки подавляющего большинства современных жителей России были отнюдь не «их благородиями».
Получается, что справедливо критикуя неолиберальную идеологию, эти деятели хотят накормить нас иными идеями, протухшими более ста лет назад. Так сказать, вывести из одного топкого болота и привести в другое…
Кстати, граф Уваров в своей записке императору Николаю I определил главным лозунгом своего управления следующее выражение: «Народное воспитание должно совершаться в соединённом духе Православия, Самодержавия и Народности». И каковы же были итоги деятельности министерства просвещения в XIX веке? Просто данные статистики об уровне грамотности населения по европейским странам:
Источник: https://dzen.ru/media/id/61f99f5445d7cf4c77c2c8f4/pro-bastrykina-uvarova-i-gomofoba-pushkina-6460a4012159f72a53e87a69 |