Фидель Кастро и религия
В канун наступления каждого нового года мы вспоминаем о великом событии, свершенном свободолюбивым и мужественным кубинским народом – Кубинской революции, победившей 1 января 1959 года.
И, конечно, вспоминаем о ее замечательном вожде – лидере кубинской революции Фиделе Кастро Рус, которому принадлежат немеркнущей славы и глубокой мудрости и верности выражение: «Социализм или смерть».
Даже нынешняя отнюдь не социалистическая власть России вынуждена признавать величие и огромное значения для всего мира этого человека. 22 ноября, в канун 6-й годовщины ухода Фиделя Кастро из жизни (25.11.2016г.) ему был открыт памятник в Москве.
Однако сегодня мы приводим статью, касающуюся не так кубинской революции, как корректировки взглядов Фиделя в процессе познания жизни и науки. Речь идет о борьбе с религиозными предрассудками. Читаем:
В произведениях классиков марксизма-ленинизма многократно повторяется идея необходимости борьбы с религиозными пережитками в условиях социализма. Религия тормозит движение социализма вперёд, закрепощает сознание народных масс.
Кубинская революция дала возможность народу Кубы начать строительство социализма. Основываясь на опыте Советского Союза и других социалистических стран, Куба сразу же серьёзно занялась просвещением народных масс. Школа была отделена от церкви. О чём сказано в Конституции страны от 1976 года.
В 1961 году началась кампания по ликвидации неграмотности. Обучаясь грамоте, крестьяне и рабочие познавали мир и отказывались от религиозных верований. В силу этого представители католической церкви не приняли революцию.
Настоящим примером для кубинских агитаторов-коммунистов является руководитель Коммунистической Партии Кубы Фидель Кастро. В 1986 году на Кубе была издана книга “Фидель Кастро и религия”. Это запись пространной беседы между бразильским монахом-доминиканцем Ф. Бетту и вождём Кубинской революции. Книга имела огромный успех на Кубе и в Бразилии, она вызвала горячие дискуссии и размышления по поводу актуальных проблем, касающихся не только латиноамериканцев, но и всех, кого волнуют судьбы человечества и кто стремится к лучшему будущему...
Утверждая, что между между марксизмом и христианством возможно взаимопонимание, автор книги бразильский монах Фрай Бетту говорит: “Наряду с разногласиями, которые могут быть между христианами и марксистами, у нас есть общая задача – борьба за освобождение. Раскол между нами на руку врагу, буржуазии, которая делает из марксизма карикатуру, а из христианства - орудие угнетения”.
Бетту отвергает тех, кто сделал христианство орудием господства, кто с помощью религии узаконил угнетение. И задает вопрос самому себе: “Разве Рейган и Пиночет не называли себя христианами?” И сам же отвечает на него: “По делам надо судить, революционеры ли этот христианин и этот коммунист, на стороне ли они бедных, на стороне ли они тех, кто борется за создание мира справедливости и братства?”
Монах Бетту говорит о том, что Иисус Христос решительно стоит на стороне бедняков. Он даже приводит примеры из Библии, в которых Иисус требует от богатых отдавать своё добро бедным.
Фидель Кастро возражает. “Дело в том, что ни один богач не может отдать вчетверо больше того, что он украл, потому что обычно всё, что у него есть, украдено, и если он не украл, то украли его родители или деды, так что невозможно, если всё, что у тебя есть, украдено, отдать вчетверо больше украденного… ”
Бетту пытается убедить Кастро, что и классы – это не факт, а лишь изобретение и заблуждение марксизма. Однако Фидель в качестве примера наличия классов приводит Древний Рим, где были аристократы, затем метеки, граждане, лишенные прав, и рабы. И говорит о том, что Древний Рим напоминает ему сегодня “американскую империю, они схожи во всём, даже в том, что касается Капитолия. Их Капитолий похож на тот, что был в Риме, они его скопировали; у них тоже есть свои сенаторы, могущественные господа, которые дискутируют между собой; время от времени они даже убивают своих цезарей; у них есть военные базы, эскадры и силы вторжения во всех частях света”.
По поводу классовой ненависти руководитель Кубы отвечает так: “Ненависть порождает эксплуатация человека, угнетение человека, отчуждение человека, социальная несправедливость”. В понимании Фиделя Кастро речь идёт о ненависти к системе эксплуатации, а не о ненависти к людям. Социалисты ведут ожесточенную борьбу против империализма, потому что “империализм предпринимает против нас всевозможные агрессивные действия, стремится нанести нам ущерб”.
Не безинтересно, что Фидель Кастро получил христианское воспитание, обучался в школе иезуитов, но потом, изучая труды Маркса, Энгельса, Ленина, самостоятельно развил в себе политические и революционные убеждения.
По материалу статьи Н. Диас
* * *
И еще о религии
(от редакции)
В этой связи интересен факт из биографии другого революционера-коммуниста – Иосифа Виссарионовича Сталина (И. Джугашвили). 9-ти летним мальчиком в 1888 г. И. Джугашвили поступает в духовное училище и в 1894 г., закончив его с отличием, поступает в духовную семинарию в Тифлисе. Здесь же он впервые знакомится с основными идеями марксизма. В 1898 г. семинарист Джугашвили вступает в грузинскую социал-демократическую партию, а в 1899-м его исключают из семинарии за участие в деятельности подпольных марксистских кружков. С этого момента начинается история профессионального революционера-подпольщика Кобы, то есть Иосифа Сталина.
Уже состоявшимся революционером И.В. Сталин писал: «Партия не может быть нейтральна в отношении религии, и она ведет антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассудки идут против науки...» (Сталин 1927г. «Правда» №210, 15.09.1927 ).
Вопросам отношения к религии уделяли немалое внимание также и К. Маркс, и В.И. Ленин. Они понимали, что религиозность – в значительной степени результат недостатка просвещения народа, что показывают даже вышеприведенные примеры (чаще всего, получая образование, люди отходят от религиозных взглядов).
Ленин показывал заинтересованность класса эксплуататоров в религиозности трудящихся и говорил: «Когда общество устроено так, что ничтожное меньшинство пользуется богатством и властью, а масса постоянно терпит «лишения» и несет «тяжелые обязанности», то вполне естественно сочувствие эксплуататоров к религии, учащей «безропотно» переносить земной ад ради небесного, будто бы, рая» (ПСС, т.6. стр.265).
При этом, считая долгом коммунистов просвещать трудящихся, Ленин говорил: «Партия пролетариата требует от государства объявление религии частным делом, отнюдь не считая «частным делом» вопрос борьбы с опиумом народа, борьбу с религиозными суевериями и т.д» (ПСС, т.17, стр.423)
Об этом еще раньше писал и К. Маркс: «Мы знаем… что насильственные меры против религии бессмысленны; но наше мнение таково: религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм.
Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию». (Сочинения... т.45, с.474)
Но при этот оба они – и Маркс, и Ленин призывали вести борьбу с религиозностью, не оскорбляя религиозных чувств верующих.
В частности, Владимир Ильич предупреждал: «Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, кто вносит в эту борьбу оскорбление религиозного чувства». (ПСС, т.37, стр.186)
Сегодня, когда страна свалилась в капиталистическую яму, совершенно закономерно эксплуататорам потребовался «расцвет религиозности масс» для того, чтобы они «безропотно переносили земной ад». Но задачи просвещения и воспитания – наиактуальнейшие сегодня задачи, иначе для нашей молодежи становятся сомнительны такие аксиомы знаний, как происхождение человека или форма земного шара. Примеры этого неоднократно приводились в разных источниках.
|