В Сеул со своей кимирсенхвой.
(наброски
впечатлений от поездки в Южную Корею).
Ирина Маленко
|
When apples still grow in November,
When blossoms still bloom from each tree,
When leaves are still green in December,
It's then that our land will be free....
|
Когда
яблоки все еще будут расти в ноябре,
Когда на каждом дереве еще будут цвести цветы,
Когда листья все еще будут зелеными в декабре -
Вот когда наша страна будет свободной
|
|
(грустная ирландская застольная песня
"Только наши реки текут
свободно")
|
... Собственно, я не
собиралась в Сеул. Так же, как не собиралась и не собираюсь, например, в
Нью-Йорк или Сан-Франциско. И, наверное, я никогда бы не отправилась туда, если
бы не так глубоко тронувшая мое сердце история ульсанских
"нерегулярных" рабочих корпорации Hyundae, которые вот уже больше полугода не
спускаются с опоры высоковольтной ЛЭП в знак протеста против откровенно наглого
игнорирования этой корпорацией решения Верховного суда Южной Кореи, который
даже в этой глубоко буржуазной стране не смог не признать правоты этих рабочих
в их борьбе за свои права. Эта история задела меня так же глубоко, как
когда-то натовские бомбардировки Югославии, с чего, собственно, и берет начало
история моего публицистического творчества в интернете. Точно так же, как
когда-то в далеком 1999 году, я смотрела вокруг себя, видела равнодушных,
занятых только своими жизнями людей, включая так называемых "левых",
которым было совершенно наплевать на то, что где-то в далекой Корее, под душным
летним открытым небом, под ветрами и грозами на вышке ЛЭП сидят двое
удивительно стойких, мужественных и отважных ребят - Чхве Пёнсын и Чхон Ыйбон-
пошедшие на этот отчаянный шаг, перепробовав все другие методы борьбы за
свои права. Точно так же, как в далеком 1999-м, когда я не спала ночами,
представляя себя, как где-то далеко на головы моих друзей и знакомых сыплются
натовские бомбы, я поняла, что не могу, не имею права и просто не способна
остаться в стороне от этой истории, говоря себе: "Ну и что? Это не мое
дело. У меня своих проблем хватает", хотя их и действительно хватает.
Потому что зло побеждает на нашей планете только и исключительно в силу
именно этого - человеческого равнодушия к чужим проблемам. Этот непреложный
факт я поняла уже давно. И неважно, как мало может сделать каждый отдельный
конкретный человек, если мы все будем думать только о себе, только о своих
семьях, только о том, как нам провести отпуск или в какой ресторан пойти,
только о том, как бы покрасоваться в "левом" якобы блоге своей новой
прической или участием в очередном жюри на очередном кинофестивале, мы никогда
не сможем обеспечить достойной, человеческой жизни для всех трудящихся.
Революция начинается с малого - с небезразличия к людям и их проблемам, с
умения воспринять их как свои. И даже самые небольшие практические действия
каждого из нас могут в конечном итоге стать именно той последней каплей, что
прорвет, наконец, капиталистическую дамбу.
Итак, "в конце
концов, не выдержав издевательств, отговорок и открытого попрания всех мыслимых
и немыслимых норм трудовых отношений компанией Hyundai Motors, двое активистов
профсоюза «заемных» рабочих. Чхве Пёнсын и Чхон Ыйбон, взобрались 17 октября
2012 г. на опору ЛЭП и объявили, что оттуда не спустятся, пока компания не
начнет выполнять решение Верховного Суда о переводе контрактников на постоянную
работу."
Что могу сделать
конкретно я, чтобы им помочь? Можно было послать им посылку - что я и сделала,
через южнокорейские профсоюзы. Но этого мало. Надо, чтобы мир знал о них - об
этих скромных и стойких героях нашего времени. Знал и выступил в их поддержку,
заставив их работодателя уважать хотя бы судебные решения собственного
государства. А для этого мало переводить прочитанное в интернете - надо
повидаться с ними самой, поговорить с ними, чтобы донести до людей в разных
уголках мира правду о беспощадной эксплуатации рабочих южнокорейскими
корпорациями, которые уже и у нас в России делают то же самое с нашими
собственными рабочими, а если еще и не в такой мере, как в самой Южной Корее,
то все еще впереди. Если не остановить их сейчас.
Как часто за прошедшие
месяцы я смотрела на замкнутые только в своей собственной жизни, занятые только
своими собственными, чаще всего мелочными проблемами лица окружающих и думала:
"А в это время где-то далеко под ветром и раскаленным солнцем...",
представляя себе их, этих двух южнокорейских рабочих активистов!
И моей единственной
мыслью, единственной целью во время этого короткого визита были именно они,
товарищи Чхве и Чхон, а не посещение сеульских достопримечательностей или
ресторанов. Но, конечно же, поскольку в своей поездке я зависела от
переводчиков и контактов в корейском профсоюзном движении, которые гостеприимно
хотели показать мне свою страну, без достопримечательностей ее тоже не
обошлось.
Я не собираюсь описывать
"вкусный" запах можжевельникового дерева в традиционных корейских
домах и умиротворяющую красоту традиционной архитектуры -на это есть
многочисленные заметки путешественников и этнографов.
Мои же данные заметки
будут не только рассказом о южнокорейских рабочих, но и изложением моих
впечатлений об увиденном на политической и социальной арене этой страны. В
конце концов, теперь я сама имею возможность сравнивать обе Кореи -
социалистическую и капиталистическую, дабы не уподобляться многочисленным нашим
интернет-троллям, никогда не бывавшим ни в одной из них, но уверенным до пены у
рта, что они знают все о жизни в КНДР - исключительно по сказкам, сочиненным в
кулуарах "Дэйли Мэйл" и "Чосун Ильбо".
"Цепной пес
американского империализма"
Когда встретившие меня
товарищи из южнокорейских профсоюзов сказали, что хотели бы послушать мой
рассказ о жизни в СССР, потому что у них крайне мало источников на данную тему,
естественно, я не отказалась. Правда, не удержалась от смеха, когда узнала
название, под которым афишировалась предстоящая встреча среди местных левых:
"Был ли СССР адом?" Мне сразу же вспомнилось, как пару лет
назад точно такой же вот "теплый" прием ожидал наших северокорейских
товарищей в "свободной" Бельгии, где одна университетская профессорша
всерьез намеревалась пригласить их для беседы со студентами под названием
"Северная Корея: возможен ли диалог с дьяволом?" Якобы
"для привлечения более многочисленной аудитории". Когда я справедливо
возмутилась - приглашать людей с другого конца земного шара для того, чтобы их
оскорбить! - высокомерные "белые" европейцы даже не поняли, о чем это
я, собственно (примечательно, что люди из развивающихся и бывших
социалистических стран мгновенно понимают, что именно я имела в виду!)Мол, они
вообще должны быть нам благодарны за такую возможность выступить.
Пришлось объяснить им на
популярном примере. "Хотите привлечь больше публики? Тогда предлагаю
поменять название встречи на "Запад: возможен ли диалог с дураками?"
Народ валом повалит, гарантирую!"- сказала я организаторам встречи с
совершенно серьезным лицом. Что тут началось! Визг и "море крови".
Видимо, оскорблять других людей "цивилизованные" европейцы считают
своим исключительным правом. Кстати, встреча та так вообще и не состоялась -
руководство университета пригрозило, что те студенты, которые посмеют
встретиться с северокорейскими "дьяволами", могут ожидать для себя
серьезных проблем во время экзаменационной сессии... Такая вот она, европейская
свобода и демократия.
Так что я не стала
спорить с южнокорейскими организаторами моей поездки, доказывая, что я не
верблюд (в конце концов, я-то уеду, а им еще там жить!). Но не преминула
подколоть их тем, что мне лично их страна с детства была известна как
"цепной пес американского империализма". Не скрою, я ожидала примерно
такой же реакции, как у бельгийцев - возмущенной. Но южнокорейские товарищи
грустно как-то посмотрели друг на друга и ответили мне извиняющимся тоном, что
хотя у них в стране и есть множество хороших людей, оценка эта (почерпанная мной
в далеком начале 80-х из журнала "Корея сегодня"), увы, до сих пор
отвечает действительности...
После этого мне стало их
жаль. Это мы в СССР действительно привыкли ничего не бояться (даже несмотря на
20 лет жизни при капитализме, я и по сей день ничего не боюсь - такой мощный
заряд веры в свои силы получили мы в детстве и юности), а каково им тут, если
моим первым впечатлением от этой страны стало.. обязательное снимание
отпечатков пальцев со всех прибывающих прямо в аэропорту! С таким мне еще не
приходилось встречаться ни в одной стране. Видимо, тут Сеул "шагает
впереди планеты всей".
Знакомые с южнокорейской
действительностью соотечественники предупредили меня заранее, что даже у
прогрессивной части южнокорейского общества в отношении КНДР взгляды существуют
достаточно внутренне противоречивые, и что лучше не заводить о ней речь, если
не знаешь, какую реакцию это вызовет. Действительно, местная прогрессивная
левая партия не так давно раскололась натрое именно по этому вопросу. Поэтому
первое время я больше слушала, что говорили местные профсоюзные и левые
активисты на эту тему и высказывала свое мнение только когда меня о нем
спрашивали (откровенно высказывала - к чему душой кривить?)Естественно, ни один
из них сам в КНДР не бывал, хотя многие люди открыто говорили мне, что мечтают
увидеть ее своими глазами: тут проблема не со стороны КНДР, а в запретах их
собственного правительства. Зная эти запреты и опасность, которой они
подвергнутся, если я привезу с собой какие-либо материалы о КНДР, я была вынуждена
ничего "такого" с собой не брать. Но рассказывать правду о
социалистической действительности последней - в ответ на вопросы о ней - это
мне, конечно же, не помешало. Единственным "кусочком пропаганды",
который был у меня с собой, оказался росток северокорейской кимирсенхвы. И я
подарила его одному из активистов, сказав, что северокорейский цветок, растущий
на южнокорейской земле, станет символом объединения корейского народа.
Довольно быстро я
заметила какой-то, если так можно выразиться, колониальный дух южнокорейского
общества. С одной стороны, это была самая что ни на есть "корейская
Корея" - с традиционными домиками, традиционной едой, конфуцианскими и
буддистскими традициями, - с другой, она в то же время была какой-то словно
извиняющейся неловко за этот свой корейский характер. Отсюда и переполненная
английскими словами речь, и чувствующиеся особенно сильно в Пусане японские
влияния, и встретившиеся мне корейцы, которые никогда в жизни не видели каягым
(я не кореянка, и то с детства знаю, что это такое!), хотя в то же самое время
прекрасно знают западную рок-музыку. Отсюда и так не вязавшиеся с этими
скромными, сдержанными, воспитанными людьми секс-шопы у вокзалов - словно
навязанные им, будто бы кто их за уши тянет в грязное болото западной капиталистической
"цивилизации", заверив их, "что это так необходимо надо".
Отсюда же и типично западная интеллигентская "левая" каша в их
головах, когда форма важнее содержания, а личные чисто формальные
"свободы" для них лично важнее того, как живут в их же стране
трудящиеся. Например, когда некоторые южнокорейские интеллигенты выражали мне
свое недовольство тем, что "власть в КНДР передается по наследству"
(точнехонько так же, как их псевдолевые собратья- оппортунисты в странах
Западной Европы), я указывала им на то, что ведь и президент их собственной
страны - дочка бывшего президента, и в США были президенты- дети бывших
президентов, что, однако, почему-то ни у кого из них возмущения не вызывало. Да
и у нас в России механизм приведения к власти преемника отработан сейчас
настолько как часы, словно кто-то хорошо изучал северокорейский опыт. Только
вот применили его у нас в рамках системы капиталистической, и именно в этом-то
и есть корень различия - смотреть надо не на то, как прошел процесс прихода к
власти, а на то, какую политику проводит новое правительство, остается ли оно
верным революционным принципам. И если новый Лидер трудится на благо народа,
если страна развивается не ради роста личного благостояния ее отдельных
граждан, а для всех, если по-прежнему страна проводит непреклонную
антиимпериалистическую внешнюю линию, то какое значение имеют родственные связи
прежних и нынешнего ее руководителей? Интересно, кстати, что ни у западных, ни
у южнокорейских "левых" почему-то не вызывает такой ярой реакции
"династия Кастро" на Кубе. Не потому ли, что там уже фактически
развернута -давайте посмотрим невеселой правде в глаза!- местная
"перестройка" а значит, Куба уже не так опасна для капитализма?
Но я не собираюсь сейчас
вступать в прения с "друзьями Кубы". Моя задача- рассказать о
том, что я увидела и узнала из первых рук о действительности Южной Кореи.
То же самое чувство
"колониального" менталитета многих южнокорейских левых еще усилилось
в последующие дни- например, в ходе сессии вопросов и ответов после моего
рассказа о жизни в СССР, когда присутствовавшие на встрече молодые люди стали
задавать мне вопросы с типично западно-либеральным привкусом: о правах
секс-меньшинств или животных, о Навальном и Левом Фронте с его
позерами-интернетными блоггерами, о том, правда ли, что все в СССР было по
карточкам, о том, нравится ли мне хоть что-то от капитализма (смешной
вопрос!)... То есть, вот сидят передо мной хорошо упитанные, молодые
ребята - менеджеры и прочие "белые воротнички", в чьей собственной стране
прямо сейчас рабочих доводят до того, что они почти год не слезают с опоры ЛЭП
или до самосожжения, а бабушки вынуждены зарабатывать на жизнь проституцией в
парке, а их волнуют... права российских геев! Потому что
"хозяева" из-за океана приучили их думать, что такие вещи имеют
первостепенное значение, а не основные экономические права для всех трудящихся.
В противоположность известной поговорке "баснями соловья не
кормят"...
Этот самый разрыв в
менталитете между рабочими и даже той интеллигенцией, что поддерживает их
борьбу(в перерывах между обедами и застольями), этот самый эгоизм местных
"офисных хомячков" ощущался очень сильно даже и без знания языка.
Конечно, они были очень гостеприимными людьми и конечно, как патриоты
своей страны (несмотря на навязанный им колониализм), они стремились показать
ее мне с лучшей стороны. но уже на третий день меня начало тихо подташнивать от
очень вкусной в общем-то "кимчхи-пиццы" и
"бульгоги-бургеров", от соджу и макколи, от того, как они
фотографируют то, что собираются съесть и от бывших певиц песен протеста,
ставших хозяйками ресторанчиков... Все, чего я хотела, - это быть
вместе с рабочими. Но моя зависимость от переводчика привела к тому, что на это
мне был отведен один только день...
Зато гостеприимные
хозяева попытались продемонстрировать мне "достижения демократии"
последних нескольких лет у них в стране, пригласив меня на разрешенный митинг в
центре Сеула (в субботу вечером, как я поняла, в определенном месте города
каждую неделю проходят такие вот разрешенные политические акции). Но гораздо
более сильное впечатление на меня произвела не сама акция, а количество
полицейских, "присматривающих" за ней. Практически весь центр города
был блокирован большими автобусами, до краев наполненных полицаями, а также водометами
и прочей "неотрывной от демократии" техникой. И хотя многие
полицейские были мальчиками-очкариками, больше похожими на студентов (мне потом
объяснили, что это действительно студенты, проходящие в полиции... свою
действительную воинскую службу), оружие в их руках, полицейские дубинки и щиты
(которых нет и в помине у северокорейских милиционеров)не оставляли сомнения в
том, что они готовы пустить их в дело. И я невольно вспомнила про то, как когда
в горбачевское время я впервые в жизни увидела в Москве тогда еще милиционера
нашего с резиновой дубинкой, я осмеяла его вслух - кого это он бить собрался?-
и даже его сфотографировала, чтобы потом дома показывать, а то не поверят. И
как сейчас я выхожу из метро в "свободной" Москве и вижу, что там
никого уже не удивляет полицай с вполне реальным автоматом на боку...
Здесь дубинки, щиты и
автоматы тоже никого не удивляли. Привык народ. Между протестующими бодро
сновала бабушка, торгующая ковриками, на которых можно сидеть. Ее
"коврики, коврики, покупайте коврики!" перекрывало голоса даже самых
страстных ораторов. И если сеульцы ожидали от меня каких-то восторгов при виде
сидящей на этих ковриках, как стадо смирных овечек, со свечками в руках, толпы,
мирно распевающей совершенно западные на слух, хотя и на корейском языке, песни,
раскачиваясь им в такт, как полагается на западных же поп-концертах ("We
are the world.. we are the children"- всплыло послушно откуда-то из
подсознания), чтобы через час всем разойтись по домам или при виде стойки
местных троцкистов, которых, в отличие от сторонников идей чучхе и
марксистов-ленинцев, здесь никто не преследовал, то они глубоко ошиблись.
- По какому поводу
протест? - спросила я.
- По поводу того, что
нынешнее правительство незаконно опубликовало секретные документы о
деятельности бывшего правительства.
- А чего требует народ?
- Того, чтобы было
расследование, как эти документы к ним попали.
- Ну хорошо, будет
расследование, а дальше-то что?
Они сделали вид, что не
поняли моего вопроса, явно разочарованные, что этот их демократический
"выпуск пара" не привел меня в экстаз...
Да, здешние
"левые" интеллигенты были, как у Гоголя, люди "приятные во всех
отношениях" и "просто приятные". Но по сравнению с товарищами из
КНДР они были какими-то, если так можно выразиться, лишенными внутреннего
стержня, без идеологической стойкости (даже многие из тех, кто побывал в
тюрьмах за свою политическую деятельность). Их рассказы о жизни при знакомых
мне только по книжкам диктатурах Чон Ду Хвана и Пак Чжон Хи помогли мне понять
в какой-то степени, почему они так зациклены на форме власти или протеста
вместо того, чтобы оценивать их по содержанию и результатам - точно так
же, как мы в позднем СССР "понимали" происходящее в КНДР, основываясь
лишь на нашем собственном опыте (с ложными аналогиями между товарищем Ким Ир
Сеном и нашим оппортунистичным уже весьма Леонидом Ильичем Брежневым)южные
корейцы, основываясь лишь на своем личном опыте, шарахаются от всего, что
вызывает у них (опять-таки ложные) аналогии с их собственной диктатурой, не
вдаваясь даже в содержание и характер совершенно другой социальной системы.
Они автоматически отождествляют ее с той системой, что у них самих.
Были тут и уже знакомые
мне по Северной Ирландии, старательно взращиваемые там британской
империалистической пропагандой нотки о "равной вине двух сторон" (в
данном случае - в обострении межкорейских отношений), о необходимой якобы
"нейтральности" (которая, как мы хорошо познали уже на своей шкуре, в
классовом обществе не существует и не может существовать). Я поинтересовалась,
знакомы ли товарищи с работами классиков марксизма-ленинизма (про
кимирсенизм-кимчениризм было лучше не спрашивать, чтобы не пугать этих
"свободных" личностей). Оказалось, что кое-что читали, но только в
японском переводе и лет 20-30 назад... После этого для меня все встало на свои
места. Зато всяческие "гендерные исследования", "права
животных" и "энвайроментализм" окружают их со всех сторон
ежедневно. И они всерьез полагают, что вся эта "в огороде бузина, а в
Киеве дядька" поможет им преобразовать южнокорейское общество в социально
справедливое и недоумевают, почему это никак не получается, и каждая из
групп подобных "активистов" занята решением только своей узенькой
проблемы - в рамках системы, в которой невозможно их разрешить...
Да, капиталисты - мастера пудрить людям мозги и уводить их в любом
возможном направлении, лишь бы только подальше от подлинно
революционных идей. Как напоминает мне это происходящее и в левом движении у
нас в России сегодня!
Но когда один из героев
моей истории, примерно мой ровесник, тихий мужчина в очках, занимающийся
благотворительностью среди бедняков, после очередной рюмки сочжу загрустил и,
выдав, что "любит Достоевского и Ленина, но терпеть не может Сталина"
- хотя в действительности Сталин и Ленин неотделимы- добавил:
"Раньше у нас тут все кипело... было столько борцов за социализм... Но как
не стало Советского Союза, очень многие потеряли веру и
разочаровались...", я поняла, что лучше нам прикусить язычок с нашей критикой.
Потому что в конечном итоге мы сами несем на себе огромную вину за то плачевное
положение, в котором пребывают в большинстве стран сегодняшнего мира силы,
ведущие борьбу за социализм. И за то, что в головах у них сегодня такая вот
сборная солянка...
И начинать нам поэтому
надо с самих себя!
(окончание,
"Ulsan for you",-
о встрече с рабочими Ульсана- следует)
P.S. Южнокорейские "левые"
Знаете, товарищи, даже без знания
языка чувствуетсяся в Южной Корее очень сильный контраст между рабочими и левой
интеллигенцией (которых интересуют в первую очередь права секс-меньшинств,
животных и пр, а права людей вокруг них интересуют не так сильно). И с рабочими
мне было намного проще и больше
по душе беседовать. Обязательно язык
надо учить, конечно!
А от интеллигенции "левой"
здешней, с ее постоянными пьянками, обжорством (с фотографированием того, что
на столе) и вопросами о Навальном и дискриминации геев в России меня уже
начинает подташнивать. Типичная мелкая буржуазия - от "певиц песен
протеста", которые теперь стали хозяйками ресторанчиков до содержателей
всяческих "домов народа" и прочих "благотворительных"
организаций - до чего же бесполезные и пустые существа, хотя и вроде бы
"приятные во всех отношениях" (вежливые, гостеприимные и пр.)! Для
них показателем "свободы" их общества, достижением их борьбы
считается то, что каждую субботу, видите ли, они могут приходить в строго
определенное властями место, где можно покричать лозунги и попеть песни со
свечками в руках (под охраной жуткого количества полицейских). Для них вот эта
вот "борьба", которая не ведет никуда и ничего не изменит в жизни
таких рабочих, как в Ульсане, стала самоцелью, смыслом их жизни. И по их
мнению, в КНДР "диктатура" потому, что там этого люди не делают. Так
у них там нет никакой нуужды такими глупостями заниматься!
Жалкие они какие-то, эти южнокорейские
"левые" интеллектуалы (впрочем, наши не лучше!).
И все эти песни - про
"одинаковую. вину двух сторон" в обострении конфликта, про феминизм и
охрану окружающей среды и прочую муть - я уже на Западе вдоволь наслушалась. А
они тут как будто обезьянничают, повторяя все это за своими "белыми
хозяевами" (южнокорейское общество совершенно явно колониального
характера, это ощущается очень сильно).
|