США и Казахстан рассматривают
Актау как альтернативу Ульяновску на "афганском маршруте"
США и Казахстан рассматривают идею
расширения объемов грузоперевозок военного назначения из Афганистана и обратно
по территории Казахстана. Центральным пунктом консультаций по этому вопросу
стал каспийский порт Актау. Об этом пишет портал EurasiaNet.org.
По данным издания, казахстанские
власти желают превратить Актау в один из крупнейших в регионе транзитных узлов
за счет расширения порта, увеличения пропускной способности аэропорта по
количеству грузовых перевозок и сооружения новых железнодорожных линий в
Туркменистан и Иран. Кроме того, власти намереваются интегрировать свои планы в
отношении Актау в продвигаемую США стратегию "Нового Шелкового пути",
направленную на создание региональной транзитной сети "с целью
стабилизации ситуации в Афганистане после вывода оттуда американских и
натовских войск".
Как отметил в интервью изданию Биржан
Канешев, заместитель акима (губернатора - прим. ИА REGNUM)
Мангистауской области, административным центром которой является Актау,
средство достижения поставленной цели руководство Казахстана видит в военном
сотрудничестве с США в рамках функционирования Северной сети поставок (ССП).
"Это хорошая возможность для американских военных транспортировать свои
грузы через наш порт и аэропорт...А мы приобретем хороший опыт в организации
мультимодальных транспортных перевозок, которые мы пока не практиковали в Казахстане,
- отметил чиновник. - Это прекрасный способ создать совместные предприятия с
американской стороной, с логистическими компаниями, и приобрести опыт в данной
сфере. Они могут передать опыт и технологии, создать системы информационных
технологий, обучить персонал".
По мнению казахстанских чиновников,
Актау для НАТО более удачная альтернатива транзитному узлу в российском
Ульяновске. "Кратчайший путь в Европу (из Афганистана - прим.ред.) лежит
через Актау, - заметил Канешев. - До Ульяновска далеко"; используя же
Актау, США "смогут сэкономить массу денег".
Официальный представитель МИД
Казахстана отказался прокомментировать изданию вопрос, касающийся
непосредственно переговоров по Актау. Однако ведомство предоставило
EurasiaNet.org заявление, в котором говорится: "За период 2009-2011 гг. из
США и Европы через порт Актау в Афганистан было отправлено 15430 контейнеров,
т.е. большая часть грузов, транспортируемых по ССП".
"Казахстан готов внести свою
лепту в реализацию инициативы "Нового Шелкового пути" в виде новых
проектов. Одним из таких проектов является создание Транспортно-логистического
центра (ТЛЦ) в морском порту Актау, - говорится далее в заявлении. - Он может стать
составной частью маршрута Казахстан-Туркменистан-Афганистан в составе
"Нового Шелкового пути", связывающего Центральную и Южную Азию".
Автор материала приводит свои
соображения по вопросу ССП: "Пентагоновские стратеги активно изыскивают
возможности расширения своих альтернатив в рамках ССП, поскольку проблемы с
организацией транзита по территории Пакистана и, в меньшей степени,
Узбекистана, уже привели к задержкам и приостановкам в работе существующих
транзитных маршрутов. Среди рассматриваемых вариантов - потенциальное
обустройство транзитных узлов в России и Индии. Учитывая географический фактор
и ненадежность участия Узбекистана в работе ССП, можно предположить, что
увеличение количества грузов, транспортируемых через Актау, будет означать
увеличение транзита в Афганистан по территории Туркменистана".
Однако пока американские должностные
лица не дали изданию комментариев по поводу своих консультаций с Казахстаном о
транзите по ССП. "Мы стремимся вести переговоры со всеми правительствами
региона о возможностях и вариантах, расширяющих для США и союзников возможности
транзита и транспортировки грузов в Афганистан и обратно, в число которых
входит и Актау", - отметил в интервью порталу военный атташе посольства
США в Астане полковник ВС США Роберт Тимм.
"Они планируют развивать у себя
данный мультимодальный транзитный центр, - добавил он. - Поскольку эти планы
создают для нас определенные возможности, мы заинтересованы изучить данный
вопрос".
Далее издание пишет:
"Американские дипломаты давно, еще до создания ССП, усмотрели наличие
потенциала в Актау. Одна из обнародованных Wikileaks дипломатических депеш от
2009 года называлась "Стратегическое значение морского порта Актау".
В другой, от 2008 года, роль Актау на "Новом Шелковом пути" сравнивалась
с ролью Самарканда на древнем Шелковом пути: "По сравнению с Алматой и
Астаной Актау пока еще сонный городок. Однако он располагает значительным
потенциалом роста, особенно когда нефть Тенгизского и Кашаганского
месторождений пойдет на Запад. Казахстан видит в Актау потенциальную
"столицу" Каспийского региона, транспортный узел, центр регионального
сотрудничества в сфере образования и даже туризма. Если транскаспийский маршрут
- это новый Шелковый путь для Центральной Азии, то Актау вполне может стать его
Самаркандом".
В то время, пока Казахстан и Россия
торгуются, Исламабад, по мнению директора Бюро стратегических коммуникаций Дмитрия
Поликанова, изложенному в газете "Коммерсант" от 18.05.2012,
"завершает бодаться с США, улаживает коммерческие вопросы и возобновляет
транзит. Россия же получает четкий сигнал, что свет на ней клином не
сошелся".
Отметим, что концепция "Нового
Шелкового пути" возникла в конце 2009 года, когда над ней начала работать
группа политических и военных советников, анализировавших возможные сценарии
вокруг дальнейшей судьбы Северной распределительной сети (СРС) после ухода США
и НАТО из Афганистана. Как отмечал в своей статье "Терроризм и наркота:
в Москву едет командующий ВС США и НАТО в Европе" на ИА REGNUM
эксперт Александр Чайковский, этот проект является вторым шагом после создания
"Северной сети" доставки грузов в Афганистан для освоения транзитных
государств и установления контроля над ними. Концепцию проекта "Нового
Шелкового пути" вместе с военными и спецслужбами разрабатывает
вашингтонский Центр стратегических и международных исследований (Center for
Strategic and International Studies, CSIS). Согласно докладу CSIS, "Новый
Шелковый путь" - это трансконтинентальная торговая сеть, полностью
покрывающая евразийское пространство, которая зафиксирует присутствие
экономических интересов США, утвердит успех противоповстанческой кампании в
Афганистане и предотвратит обратное развитие, тем самым реализуя широкие
стратегические цели США. О России в концепции сказано отдельно:
"Современный шёлковый путь подорвёт экспортную монополию России и
обеспечит доступ к жаждущим новым рынкам Китая, Индии и Пакистана".