
Фашизм XXI века: размышления
Wevergton Brito
Нацистско-фашистские идеи были настолько сильны и влиятельны, вызвали столько травм и бедствий в XX веке, что продолжают оказывать сильное влияние на современные ультраправые течения. Одно из этих течений вновь взяло под контроль ведущую империалистическую державу мира, США, под руководством Дональда Трампа.
Законная забота о теоретической строгости поднимает, однако, важный вопрос: правильно ли называть наиболее значительные течения современных ультраправых фашистскими?
Очевидно, что не все консервативные или правые движения можно объединить в категорию фашизма. Подобное заблуждение привело бы антифашистов к тактическим ошибкам, например, к неспособности использовать противоречия, которые могли бы ослабить и изолировать врага, отдалив его от потенциальных временных союзников. Тем не менее, очень важно правильно понимать, с чем мы сталкиваемся, иначе есть риск принять недостаточные меры.
Что такое фашизм?
Основное определение фашизма, сформулированное Международным коммунистическим движением и, в частности, Георгием Димитровым в его знаменитом докладе, представленном на 7-м конгрессе Коммунистического Интернационала в 1935 году, остается поразительно актуальным. В кратком философском словаре (Розенталь и Юдин), изданном советским государством, он был обобщен: «Фашизм - наиболее реакционная и откровенно террористическая форма диктатуры финансового капитала, установленная империалистической буржуазией для подавления сопротивления трудящихся и всех прогрессивных элементов общества. Возникновение фашизма является доказательством того, что буржуазия больше не может навязывать свои интересы рутинными средствами привычной буржуазной демократии».
Бразильский марксист Леандро Кондер в своей книге «Введение в фашизм» (1977) называет следующие основные характеристики фашизма: антикоммунизм, харизматическое лидерство, авторитаризм, милитаризм, шовинизм, массовая пропаганда, иррационализм и использование насилия в качестве политического метода.
Греческий теоретик Никос Пуланцас, напротив, утверждает, что определяющим аспектом фашизма является наличие политически мобилизованной массовой базы, отличая его от других авторитарных проявлений, таких как военные диктатуры, которые опираются на случайную поддержку масс, или бонапартистские диктатуры, которые также зависят от харизматического лидера и имеют массовую базу, но не развиваются в организованную социальную силу.
Даже учитывая наиболее известные определения фашизма, практически невозможно отделить фашизм от современных ультраправых движений, поскольку мы неизбежно находим в их платформах и/или практике некоторые, если не все, существенные элементы фашизма. Единственным существенным исключением сегодня является антисемитизм, который стал остаточным явлением среди фашистов во многом потому, что Израиль стал одной из глобальных столиц ультраправых.
С политической точки зрения, попытка отделить наиболее значимые элементы современных ультраправых от фашизма XXI века - или, как предпочитают некоторые, неофашизма - является тщетной. Современные ультраправые и фашизм - это, в лучшем случае, сиамские близнецы, связанные мозгом и сердцем, рожденные от одной и той же «суки», как выразился бы Брехт: капитализма в его империалистической стадии.
То, с чем мы сталкиваемся сегодня, воплощенное в руководстве Дональда Трампа, - это фашизм XXI века. Фашизм, который не осмеливается произносить свое имя, но тем не менее это фашизм, поскольку он обладает всеми основными атрибутами классического фашизма. Об этом пойдет речь в этой серии из трех статей.
Ожидание того, что сегодняшний фашизм будет во всех отношениях идентичен тому, что мы можем назвать «оригинальным» фашизмом, отражает схематичный образ мышления, который уже критиковал Ленин: «Явление всегда богаче закона... и потому всякий закон ограничен, неполноценен, приблизителен».
Обратимся к истории, чтобы в общих чертах понять, как развивалось это явление вплоть до наших дней.
Вчерашний фашизм
Термин «фашист» получил широкое распространение в 1919 году, когда Бенито Муссолини создал вооруженное ополчение «Итальянские фашисты» (Fasci Italiani di Combattimento), объединившее две группы, которые называли себя «фашистами» с 1915 года. Впоследствии Фашистские итальянские отряды дали начало Национальной фашистской партии, которая захватила власть в 1922 году.
Слово fascio (множественное число: fasci) означает «пучок», отсылая к фасциям - древнему символу власти в Римской империи. Эта символика была частью мифологического повествования Муссолини, призванного заставить Италию вновь пережить величие Древнего Рима.
Муссолини был активистом социалистического движения, но с началом Первой мировой войны радикально изменил свою позицию. Он с энтузиазмом поддержал участие Италии в войне и все больше занимал яростную антимарксистскую, шовинистическую и реакционную позицию.
«Отцы-основатели» фашизма, Муссолини и Гитлер, четко определили основную цель фашизма: борьба с коммунизмом.
Муссолини заявил, что антикоммунизм является душой фашизма, но он не считал это достаточным. Для мобилизации масс, цинично рассуждал он, необходимо создать миф: «Отрицать большевизм необходимо, но что-то должно быть утверждено. Мы создали свой миф. Миф - это вера, это страсть. Он не обязательно должен быть реальностью... Наш миф - это нация, наш миф - это величие нации!»
За тем, что происходило в Италии, в Германии внимательно следил Адольф Гитлер, молодой человек с глубокими предрассудками и консервативным менталитетом. В 1921 году он возглавил основанную в предыдущем году партию - Национал-социалистическую немецкую рабочую партию, сокращенно называемую NAZI от первых двух слогов Nationalsozialistische на немецком языке.
Гитлер боготворил Муссолини и фашистскую Италию. Это был образец для подражания. В 1925 году в своей книге «Майн кампф» он с энтузиазмом заявил, что «борьба, которую ведет фашистская Италия против трех главных оружий иудаизма... запрет тайных масонских лож, преследование интернационалистской прессы, а также постоянная борьба с международным марксизмом, с другой стороны, постоянное укрепление фашистской доктрины, позволит с годами итальянскому правительству все больше служить интересам своего народа, не боясь еврейской гидры».
В условиях великого экономического кризиса, разразившегося в 1929 году и известного как Нью-Йоркский биржевой крах или Великая депрессия, фашистское движение набрало силу во всем мире, а в 1933 году к власти пришел Гитлер.
Димитров охарактеризовал нацизм следующим образом: «Наиболее реакционной формой фашизма является германский тип. Он имеет наглость называть себя национал-социализмом, хотя не имеет ничего общего с социализмом. Гитлеровский фашизм - это не просто буржуазный национализм, это жестокий шовинизм. Это система правления, основанная на политическом бандитизме, система провокаций и пыток против рабочего класса и революционных элементов крестьянских масс, мелкой буржуазии и интеллигенции. Это средневековая жестокость и варварство, безудержная агрессия против других народов и стран».
В случае с Гитлером мобилизующий миф о национальном величии сочетался с мифом о «еврейском заговоре», широко распространившимся благодаря первой «фальшивой новости», созданной в массовом порядке: книге «Протоколы сионских мудрецов», в которой якобы раскрывались еврейские планы мирового господства. Разница между ним и Муссолини заключалась в том, что Гитлер искренне верил в свои мифы.
Антисемитизм нацистов был гораздо более яростным, чем в фашистской Италии, которая приняла антиеврейские законы только через 16 лет после прихода к власти Муссолини, да и то под определенным давлением Германии. Однако, за исключением некоторых нюансов (таких, как этот), Гитлер практически во всем разделял идеологию итальянского фашизма: концепция Lebensraum (по-итальянски - spazio vitale) для оправдания вторжения в суверенные страны, а также яростный антикоммунизм. Марксизм для Гитлера был «оружием» иудаизма: «На мозг и душу порядочных людей постепенно, как кошмар, опускается страх перед иудаизмом- оружием марксистов». (Mein Kampf).
Возрождение Германии было возможно только путем искоренения марксизма: «Непобедимыми, однако, кажутся миллионы тех, кто выступает против национального возрождения по политическим убеждениям, непобедимыми до тех пор, пока их марксистские идеи не будут вырваны из их сердец и умов». («Майн кампф»).
Так почему же нацистский флаг окрашен в красный цвет? Сам Гитлер отвечает на этот вопрос с необычным цинизмом (цинизм, кстати, является одной из непреходящих характеристик фашизма): «Красный цвет наших плакатов был выбран нами после точного и глубокого обдумывания, с целью спровоцировать левых, разгневать их и побудить к посещению наших собраний; все это хотя бы для того, чтобы мы могли вступить в контакт и говорить с этими людьми». (Mein Kampf).
Это также косвенно раскрывает, почему слово «социализм» было в названии его партии, что становится ясно из другого отрывка той же книги: «Только красный цвет наших плакатов заставлял их стекаться в наши залы для собраний. Буржуазия была в ужасе от того, что мы также приняли красный цвет большевиков, подозревая за этим какое-то двусмысленное отношение. Националистические круги Германии шептались между собой о том же подозрении, что в глубине души мы не что иное, как разновидность марксистов, возможно, просто замаскированные марксисты или, скорее, социалисты... Сколько веселого смеха мы получили за счет этих идиотов и трусов». (Mein Kampf).
В очередной раз раскрывая генезис своей идеологии, Гитлер уже в 1925 году предрекает поражение большевизма, говоря, что Германия «устремляет свой взор на земли Востока»: «Сама судьба, кажется, указывает нам направление. Отдав Россию большевизму, судьба лишила русский народ образованного класса, который создал и обеспечил его существование как государства. Организация русского государства была не результатом славянского политического потенциала в России, а чудесным примером эффективности германских элементов как государственных строителей внутри низшей расы.» (Mein Kampf).
Другими словами, по мнению Гитлера, изгнав из власти «образованный класс», коммунисты очистили Россию от «германских элементов», сделав ее легкой добычей.
Ровно через 20 лет после публикации «Майн кампф», в апреле 1945 года, нацистский лидер, запертый в своем бункере, когда Красная армия «низшей расы» заняла почти весь Берлин, доверился своим последователям, сетуя на то, что не добился союза с Англией, поскольку такой союз позволил бы ему в полной мере осуществить «цель моей жизни и причину возникновения национал-социализма: уничтожение большевизма».
Империализм без маски
Еще один общий момент между Муссолини и Гитлером: оба пришли к власти при поддержке массовых движений, а также при энтузиазме и финансировании экономических и политических элит Италии, Германии и других частей света. Нацизм, например, вызвал восхищение магната Генри Форда, который стал одним из финансистов нацистской партии и был награжден немецким правительством орденом «За заслуги перед Германским Орлом» 30 июля 1938 года.
Что касается международной политики, то фашизм был инновационным по отношению к другим формам экспансионизма. Европейцы стремились оправдать колониализм как экспедицию по обращению язычников в христианство и цивилизации дикарей. Manifest Destiny, идеология, стоявшая за экспансией США на американский континент, выражала примерно ту же идею: американцы, как законные англосаксы, были предназначены Богом для цивилизации континента. Фашизм, с другой стороны, практически отказался от глобальных легитимизирующих обоснований. Вторжение на территории, ранее принадлежавшие свободным народам, оправдывалось исключительно особыми интересами Италии и Германии в обеспечении их spazio vitale и lebensraum period.
Именно так определил нацизм один из самых известных его историков Иоахим Фест - консерватор старой школы: «Новым явлением в истории Гитлер стал благодаря тому, что у него никогда не было никаких цивилизационных представлений. Мировые державы-завоеватели - от Древнего Рима до Священной Римской империи, наполеоновской Франции или Британской империи - всегда претендовали, пусть и с натяжкой, на мир, прогресс и свободу для человечества. Гитлер же, напротив, отказался от любых украшений в своих завоеваниях и расширении власти, считая их ненужными даже для простого артистизма».
Недавно Дональд Трамп одновременно угрожал суверенитету трех стран-союзниц: он хочет отобрать Панамский канал у Панамы и Гренландию у Дании. Что касается Канады, то Трамп хочет забрать всю страну. Американский магнат также не стал притворяться, оправдывая аннексию просто, по его собственным словам: «Они нужны нам для нашей экономической безопасности».
THE NEW WORKER
№ 2294 28.03.2025
(Продолжение сдедует)
Бразильского центра солидарности с народами и борьбы за мир (Cebrapaz).
|