Наука и псевдонаука
В.С. Степин
Современное развитие науки все более отчетливо демонстрирует ее
социокультурную размерность. Наука взаимодействует с различными формами знания,
получаемыми в других областях познавательной деятельности – в искусстве,
философии, морали, правовом политическом дискурсе, в сфере обыденного познания
и т. д. Такого рода знания можно обозначить как вненаучные, поскольку они не
являются результатами собственно научного исследования, генерируются в других
областях культуры.
В проблеме соотношения
науки и вненаучных знаний имеется особый аспект, который сегодня становится
чрезвычайно актуальным при анализе взаимодействия науки современного
обыденного сознания, формируемого массовой культурой. Речь идет о возрождении
под видом новых научных направлений различного рода псевдонаучных,
эзотерических знаний, а зачастую просто шарлатанства. Пропагандируемые
средствами массовой информации, они создают особые состояния массового
сознания, разрушая его рациональную составляющую, порождая различного типа
нереализуемые ожидания, направления и конфликты.
Философский анализ
современных отношений науки и псевдонауки требует выяснения особенностей
научного знания, критериев его отличия от вненаучных знаний, различения
вненаучных знаний и псевдонауки.
У человека, занимающегося
научной деятельностью, всегда есть интуитивные представления о том, что
является научным, а что – вненаучным. Эти представления во многом определяются
принятой им системой идеалов и норм научности: идеалов и норм объяснения и
описания, доказательности и обоснования знаний, их построения и организации.
Частично они фиксируются посредством методологических принципов науки, но в
большей части демонстрируются на образцах знаний. Ученый, усваивая необходимые
знания и методы в процессе своей профессиональной подготовки,
одновременно усваивает образцы доказательств, обоснований проверок, способов
получения теории и фактов. В результате у него складывается интуиция,
определяющая его понимание научности. В этом интуитивном понимании оказываются
сплавленными несколько уровней смыслов. Здесь уместно напомнить о внутренней
смысловой структуре идеалов и норм науки. Во-первых – это уровень,
учитывающий специфику предмета той или иной дисциплины, особенности изучаемых
ею объектов. На этом уровне возникает различие в понимании идеалов научности,
например, естествоиспытателей и гуманитариев. Во-вторых, — уровень смыслов,
выражающих общие черты науки соответствующей исторической эпохи. На этом уровне
можно установить различие в понимании идеалов и норм разных исторических этапов
развития науки (например, различие норм объяснения и описания в классическом и
неклассическом естествознании). Наконец, в-третьих, это глубинный уровень
смыслов, определяющий общее, что есть в науке разных дисциплин и разных эпох.
Именно на этом уровне фиксируются характеристики отличающие науку от других
форм знания.
Но чтобы выявить их,
простой интуиции ученого недостаточно. В интуиции склеены все смысловые уровни
идеалов и норм научности. А их следует различать, нужен особый методологический
анализ, сопоставляющий разные этапы исторического развития науки и принципы
регуляции научной деятельности в различных дисциплинах. Такие принципы
существуют, и их разделяют представители различных наук. Все мы отличаем знания
от мнений. Все считаем, что знание должно быть обосновано и доказано. Имея дело
с процедурой доказательства, мы соглашаемся, что знание должно быть непротиворечиво.
Мы допускаем, что научные представления могут быть уточнены и пересмотрены, но
при этом понимаем, что имеется преемственность в развитии знания.
Пересматривая свои
представления о мире, наука не отбрасывает прежних фундаментальных теорий, а
лишь определяет границы их применимости. Даже обнаружив, казалось бы, целиком
неверные представления в прежней картине мира, она выявляет в ней рациональные
элементы, обеспечивающие рост эмпирического и теоретического знания. Все эти
принципы научного исследования выступают своеобразной конкретизацией двух
фундаментальных характеристик науки — установки на получение предметного и
объективного знания и установки на непрерывное приращение этого знания.
Есть такие аспекты
человеческого опыта, которые необходимы для воспроизводства и развития
социальной жизни, но которые не может выразить наука. Их выражают
вненаучные знания, и они имеют социокультурную ценность. В свое время Р.
Фейнман – известный физик, лауреат Нобелевской премии – сказал в шутку (в которой
большая доля правды), что не все ненаучное плохо, например, любовь. Само по
себе вненаучное знание, выражающее различные формы человеческого опыта,
не является опасностью для науки. Наука может взаимодействовать с этими
знаниями, может анализировать их своими средствами. Что же касается
псевдонауки, то она мешает научному исследованию, она вроде вируса, который
чужд науке, но маскируется под нее, и, внедряясь в науку, может привести к
опасным деформациям ее исследовательской деятельности. Поэтому
следует различать вненаучное знание и псевдонауку. Понятие псевдонауки
фиксируется посредством множества терминов: девиантная наука, паранаука,
антинаука, лженаука. Что же обозначают этими терминами? Здесь уместно
выделить два блока концепций и верований, которые не просто сосуществуют рядом
с наукой, а претендуют на научный статус. Первый из этих блоков составляют
различные эзотерические и мистические учения и практики – их сегодня пытаются
истолковать в качестве своего рода научных знаний и описать в наукоподобных
терминах. Такие знания и практики всегда были в культуре, их можно и
нужно изучать научными методами, но сами они не являются наукой. Однако сегодня
есть тенденция придать практикам магов, колдунов, экстрасенсов статус
науки (например, парапсихология, альтернативная медицина). Эти практики
описываются в терминах биополя, воздействия биополей на организм и т.п.
Предлагается особая картина мира, альтернативная современной научной. При этом
постоянно смешиваются два разных подхода и класса понятий: с одной стороны,
понятия электромагнитного воздействия на живое (клетки, организмы), с другой –
понятия биополя как особого поля, не сводимого к известным науке полям.
Изучение электромагнитных полей, генерируемых клетками и многоклеточными
организмами – это, бесспорно, область научной проблематики, где сделан ряд
открытий, в том числе и нашими учеными (исследования академика К.В. Гуляева).
Но предлагаемые концепции биополя и стремление ввести в состав науки практику
экстрасенсов и магов выходят за рамки науки.
Этот блок антинаучных
концепций рождается как результат переноса представлений из соседствующего с
наукой обыденного знания, магии и религиозного опыта в сферу науки и
маскируется под науку. С чем связана эта маскировка? Почему
религиозно-мифологический опыт начинает сейчас выступать в обличии научной
терминологии и подается как форма научного знания? Это связано с особым
статусом науки в культуре техногенной цивилизации, которая пришла на смену
традиционалистским обществам. Наука активно участвует в формировании
мировоззрения людей современного общества, а ее нормативные структуры, способы
доказательства и ее знания выступают как основа принятия решений в самых
различных областях деятельности. Доминирующая ценность научной рациональности
начинает оказывать влияние на другие сферы культуры. Pелигия, и миф часто
модернизируются под ее влиянием. И тогда на границе между ними и
наукой возникают паранаучные концепции, которые пытаются найти себе место
в поле науки.
Теперь о втором блоке
антинаучных концепций. Истоки его внутри самой науки. Часто многие ученые,
увлеченные той или иной идеей, претендуют на радикальные изменения научной
картина мира, не имея на то достаточных оснований. Тогда начинается апелляция к
власти, обращение через СМИ к общественному мнению, которые начинают
поддерживать это «открытие». Идет борьба за средства перераспределения денег.
Но такие люди не обязательно прагматичны – они могут быть убеждены, что сделали
переворот в науке, хотя этого никто и не признает. В истории науки можно
обнаружить немало примеров такого рода неадекватных убеждений.
Так, еще в Х1Х – начале
ХХ вв., когда было открыто рентгеновское излучение, в науке возникло целое
направление поиска новых типов излучений. Французский ученый Блондло
объявил об открытии им принципиально нового типа излучения — так называемых
N-лучей. По его мнению, некоторые металлы, например, алюминий, излучают N-лучи
самопроизвольно, и эти лучи усиливают при определенных условиях освещенность
окрашенных поверхностей. Все газеты Парижа писали «о выдающемся открытии
Блондло». Ему даже дали золотую медаль Парижской академии. А разоблачил
его известный экспериментатор Р. Вуд, который попросил Блондло
продемонстрировать его опыты. В процессе демонстрации Вуд незаметно взял
алюминиевую призму, которая якобы была источником N-излучений, и положил ее
себе в карман – а Блондло между тем все повторял, что по-прежнему регистрирует
излучение. После разоблачения ему пришлось вернуть золотую медаль, и от
пережитого стресса он сошел с ума, окончив жизнь в психиатрической клинике.
Этот пример свидетельствует, что многие авторы лженаучных представлений могут
искренне заблуждаться, маниакально настаивая на своих псевдооткрытиях.
К псевдонауке можно
отнести не только случаи, когда непроверенные экспериментально недоказанные
факты начинают внедряться в сознание людей и претендуют на изменение научной
картины мира. История науки знает также и примеры псевдотеоретических
концепций, которые претендовали на роль фундаментальных теорий и даже пытались
с помощью власти монопольно доминировать в науке. Известная история с
«лысенковщиной», ее борьба с генетикой, запрет на применение в биологии
физико-химических методов исследования наследственности – все это достаточно
яркий пример антинаучных концепций. Конечно, отсюда не следует, что все факты,
которые Лысенко и его сторонники пытались использовать в своих построениях,
также нужно отбросить: если это были реальные факты, то они должны
получать интерпретацию в рамках научных теорий. Наука не гарантирована от
ошибок и заблуждений. Поэтому критическое отношение к полученным результатам,
их обоснование, проверка и перепроверка обязательны для научного творчества.
Антинаучные концепции,
возникающие внутри самой науки, могут подпитываться некритической позицией
исследователя по отношению к собственным идеям и его недостаточной
философско-методологической эрудицией. Бывает, что специалисты в узкой области
пытаются выдать свои результаты, принесшие успех при решении частых задач, за фундаментальное
знание и даже предлагают изменить сложившуюся научную картину мира. При этом
они широко используют различные спекуляции натурфилософского характера. Вот
один из примеров. В конце 1970-х – начале 1980-х гг. член-корреспондент
Белорусской академии наук Вейник напечатал ряд одиозных книг, в которых излагал
некую «общую теорию движения». Истоком его притязаний было применение им формул
теории электрического потенциала при решении ряда задач термодинамики литья. Он
посчитал, что открыл универсальные формулы, описывающие любой вид движения. И с
этих позиций объявил о революционных изменениях в науке. В написанном им
учебном пособии по физике все прежние знания предлагалось по-новому
сформулировать, а поскольку в эти формулировки не укладывалась почти вся
современная физика, то теория относительности, квантовая механика были
отброшены как несоответствующие новому подходу. Характерно, что для обоснования
этого подхода Вейник использовал идею Энгельса о формах движения материи.
Но предложил ее обобщить. Кроме механической, физической, биологической и
социальной форм движения он ввел осязательную, зрительную, обонятельную,
звуковую и предложил их описывать своей формулой. Характерно, что на критику он
отвечал примерно так: «В науке революционные идеи признаются не сразу, но
пройдет время, и выяснится, что за моими идеями будущее».
Такого рода
«аргументация» часто используется адептами различных псевдонаучных концепций и
современными изобретателями вечного двигателя. Совершенно очевидно, что
подобные «революционеры» создают неадекватные образы самой науки. Все великие
перевороты в науке начинались не с того, что кто-то заявлял, будто создал новую
науку, которая все переворачивает сверху донизу и отбрасывает старое. Когда
Эйнштейн создавал свою теорию, то начал с решения реальной проблемы и
очень скромно озаглавил статью «К электродинамике движущихся тел», в которой
излагались основы теории относительности. Эйнштейн вошел в науку с новыми
результатами, которые вписывались в научную традицию, хотя многое ломали в
прежней картине мира. Это – очень важный критерий: если некто претендует на
новое видение, отбрасывая теории, апробированные в науке, полагая, что они
недействительны, то это сигнал, что, скорее всего, мы имеем дело с антинаучной
концепцией. Потому что можно переписать в новом языке старые теории, указать на
границы их применимости, и так всегда делается, но при этом обязательно
сохраняются законы, которые объясняли и предсказывали опытные факты. И, конечно
же, предлагаемые новые теории и концепции должны быть внутренне
непротиворечивы.
Можно выделить две
группы причин, которые в настоящее время обостряют проблему соотношения
науки и псевдонауки. Первая – это причины социального характера, связанные с
поиском новых ценностей в процессе диалога культур и с определенными
изменениями статуса науки в условиях современного постиндустриального развития;
вторая группа – это причины внутреннего характера самой науки, связанные
с запаздыванием процессов интеграции все более дифференцирующегося научного
знания.
Процесс расширения поля
мировоззренческих аппликаций современной науки, который превращает ее в один из
важных факторов диалога культур, вместе с тем создает опасности появления
различных маргинальных антинаучных концепций под видом нового развития науки. К
ним можно отнести попытки прямолинейного переноса различных мистических
идей древневосточных культур в современную науку. Например, древневосточные
практики изменения состояния сознания трактуются как свидетельства
существования параллельных миров, возможности прямого общения с внеземными
цивилизациями и т.п.
Особое место в комплексе
причин, порождающих антинаучные и псевдонаучные знания, занимает
специфика менталитета современного постиндустриального мира. Он все более
разительно отличается от мира индустриальной эпохи. Как отмечал Дж. Холтон, в
эпоху ««классического модерна», т.е. в Х1Х — первой половине ХХ века,
сформировался особый идеал деятельности, который требовал особых людей,
способных следовать твердому распорядку, соблюдать сложившиеся правила и нормы,
принимать решения на базе объективных данных и рационального анализа,
подчиняться авторитету, который узаконен не сакрально, а только за счет
профессиональных достижений. Этот тип поведения описывал еще М. Вебер. Он
характеризовал его как образ «железной клетки», которая ограничивает своеволие
человека. Ныне этот «образ клетки» во многом изменен и размыт.
Э. Геллнер, известный
английский социолог, применил другой образ. Сейчас на место «железной
клетки» приходит «резиновая клетка», т.е. мягкие формы регуляции. Геллнер
писал, что образ «резиновой клетки» подходит больше к современному обществу, в
котором рациональная мысль и воплощающие ее виды деятельности все более
сжимаются, так как доля населения, которая занимается этими видами, постоянно
уменьшается. Все большей оказывается доля населения, которая предпочитает
легкие занятия. Это те, которых на Западе называют «людьми потребительского
общества». Они ориентированы не столько на профессиональную деятельность и
достижение успеха, сколько на развлечения, личные формы досуга, и не хотят
подчиняться жестким правилам. И когда эти люди вынуждены следовать таким
правилам, то жизнь для них уже далека от идеала.
В свое время известный
педагог К.В. Ушинский писал, что мыслить тяжело, а фантазировать легко. Люди,
занимающиеся наукой, выпадают из сферы развлечений, поэтому наука не считается
ныне привлекательной. Американские исследователи говорят, что люди сейчас не
стремятся в науку, что статус ее значительно упал по сравнению с тем, каким он был
даже в начале ХХ века. Хотя в науку еще верят. Но больше верят в технологии. К
ним относятся с благоговением.
У массы людей формируется
особый тип мышления, который поддерживается СМИ, обслуживающими потребительское
общество. Это так называемое «клиповое сознание», когда мелькает калейдоскоп
восприятий, впечатлений, где нет четкой логики, отсутствуют
рациональные основания. «Клиповое мышление» делает людей очень восприимчивым ко
всяким чудесам, тайнам и т.д. Люди верят во что угодно. Дж. Холтон приводит
такой пример: было опубликовано фото президента Буша с пришельцем из
космоса. Это был фотомонтаж, но когда проводился опрос, оказалось, что
большинство людей верили, что Буш общается с «пришельцами». В Америке вера в
НЛО стала разновидностью религии.
Существуют и
внутринаучные факторы, которые ослабляют реакции отторжения псевдонаучных
концепций. Наука сейчас такова, что процессы дифференциации явно опережают
процессы интеграции. Она разделена на области, которые плохо стыкуются между
собой. Часто ученый-специалист говорит на таком языке, который не понятен его
коллеге-ученому из соседней области науки. И поэтому рецидивы
девиантной науки, типа эффекта Блондло, возникая в одной области, другим ученым
может приниматься на веру: Блондло же был специалист, он был
физиком-экспериментатором, и ему вполне мог поверить исследователь из совсем
другой области научного знания.
Как же бороться с
лженаукой? Можно солидаризироваться с Дж. Холтоном, который писал, что
открытое разоблачение лженауки в СМИ – это важно, но не решает проблемы. А
решает ее отлаженная система образования, основанная на преподавании
фундаментальных наук [1].
Рост паранаучного знания,
как и откровенный антисциентизм, выступают одним из проявлений кризиса
современной цивилизации. Без науки человечеству не справиться с нарастающими
глобальными проблемами. Возможное изменение типа цивилизационного развития
предполагает не просто отбрасывание всех ценностей техногенной культуры, а их
модернизацию и преемственность. Это, в первую очередь, относится к научной
рациональности как фундаментальной ценности современной культуры.
Вячеслав Семенович Степин — академик РАН, руководитель секции философии,
социологии, психологии и права отделения общественных наук РАН.
Источник: http://lebed.com/2014/art6391.htm |