Родина Т-34 стала
кладбищем для танков
Андрей Войницкий
От редакции сайта СКУ: Данная статья очень интересно дополняет недавнюю публикацию об
экономике советского космоса .
Когда-то Харьков как передовик
советского танкостроения выдавал на-гора 800 танков в год, В1939 году здесь
родилась легендарная «Т-тридцатьчетверка», лучший танк Великой Отечественной.
После распада СССР танки, которые олицетворяли военную мощь Союза, остались
доживать свой век в цехах танкоремонтных заводов, И Харьков стал засекреченным
кладбищем для полутора танковых дивизий. На территории Харьковского
танкоремонтного завода под открытым небом стоят полтысячи машин —Т-72, Т-74 и
Т-80, сотни тонн двигателей
На задворках Танкоремонтного завода возникает ощущение полной
беспомощности даже у людей, которые военную технику не строили, а у
танкостроителей при виде фото, сделанных проворными мальчишками (они проникли
на завод), наворачиваются слезы «Танки должны погибать на поле боя, а не гнить
в Харькове», - сказал нам человек, который 40 лет отработал на заводе им.
Малышева, кузнице танков. «Мы оставили там свою жизнь и здоровье, - вспоминает
пожилой харьковчанин Василий Авдеев. - Надевая гусеницу на танк, рвали себе
сухожилия и вены на руках. А сейчас наш труд просто растоптали».,. Полтысячи
танков достались Украине в наследство от СССР благодаря Михаилу Горбачеву:
после падения Берлинской стены из Германии выводили сотни военных частей. Тогда
они приходили в Харьков в эшелонах по железной дороге.
«Будет решение их как-то использовать - можно использовать.
Но резать на металлолом, я считаю, неразумно», - сказал нам замдиректора
Танкоремонтного завода Николай Дух. Если корпус танка цел, остается возможность
заменить его начинку. Правда, по ГОСТам, танки нужно было ремонтировать два
раза в год, чтобы продлить сроки их эксплуатации, а этого не делали.
Порезали сто штук
В Министерстве обороны, куда мы отправили запрос, не смогли
рассказать о судьбе танкового кладбища Но еще два года назад главный аудитор
КРУ в Харьковской области Александр Каплатый сообщал, что «на территорий ХБ13,
по состоянию на 2010 год, хранилось военное имущество на сумму 250 млн грн.
Никаких соглашений относительно хранения этой техники между органом управления
(Минобороны. - Авт.) и предприятием не, заключалось. То есть должностные лица предприятия
не несут ответственности за сохранение военной техники».
Что будет с.полутысячей «призраков прошлой эпохи» -
вопрос, на который ответа пока нет. Несколько лет назад Йемен хотел закупить у
Минобороны Украины 120 танков, но в итоге закупил их у Беларуси. Примерно в то
же время на ХТРЗ порезали на металлолом около ста танков. Главный редактор
журнала «Экспорт оружия и оборонный комплекс Украины» Сергей Згурец считает,
что и оставшиеся машины постигнет аналогичная участь: заказчики хотят покупать современные
модели, несмотря на то, что ж стоимость может доходить до 4 млн. долл., а
старый советский танк может стоить всего 100 тыс. долл.: «Военные конфликты в
Афганистане и Ираке показали, что роль танков в современной войне возросла.
Однако старые танки не нужны».
По словам Николая Духа, со временем советские танки будут
представлять интерес разве что для коллекционеров. «Коньяк или картины не
теряют ценности от долгого хранения. То же самое с танками. К примеру,
английскому танку Mark, который стоял на пл. Конституции в Харькове, уже 90
лет. По большому счету, это груда металлолома. Однако их осталось шесть во всем
мире». Из советских танков приводит в пример Т-34 - их тоже мало, и
коллекционеры готовы выложить за них немалые деньги. Через 100-200 лет
стоимость этих танков может исчисляться десятками тысяч долларов.
Газета «Вести»
16 мая 2013 г |