Власти продолжают эксплуатировать ностальгию общества по СССР
или «Герои труда» вместо права на труд
Уходя все дальше от
принципов социальной справедливости, положенного в основу СССР, российские
власти, тем не менее, продолжают апеллировать к советскому прошлому. Речь,
прежде всего, идет о заимствовании символики «государства рабочих и крестьян».
Вслед за старой мелодией советского гимна, званием матери-героини и нормами ГТО
кремлевские политтехнологи вспомнили еще одно почетное звание - «Герой труда».
Презентация «хорошо забытого старого»
прошла в Константиновском дворце в Санкт-Петербурге и была приурочена к
празднованию Первомая. В торжественной обстановке Владимир Путин впервые в
современной истории России вручил пяти россиянам орден «Героя труда». Первым,
кто был удостоен «реанимированного» звания, стал известный дирижер Валерий
Гергиев. Хотя в этом смысле было бы логично все же начать с ведущего
специалиста в области нейрохирургии, директора института Нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко,
академик РАН и РАМН Александра Коновалова. Среди кавалеров «новой старой
награды» по сложившейся в советские годы традиции стали представители рабочих
профессий. Юрий Коннов, механизатор с 38-летним стажем, один из ведущих
специалистов ООО «Россия-Агро». Еще один герой, которого нашла возрожденная
награда, современный Стаханов - машинист горно-выемочных машин шахты
«Котинская» в Кемеровской области Владимир Мельник. В 2007 году его бригада
установила российский рекорд угледобычи за год (4,4 млн. тонн). Наконец, звание
Героя труда также получил Константин Чуманов - высококвалифицированный
специалист-токарь шестого разряда ФГУП «Приборостроительный завод» (г.
Трехгорный Челябинской области), которое находится в структуре госкорпорации
«Росатом».
Напомним, президент подписал указ о
воссоздании в России звания «Героя труда», по образцу существовавшего в
Советском Союзе, 29 марта 2013г. Как отмечается в указе, его удостаиваются
граждане РФ за особые трудовые заслуги.
В обществе инициатива Путина была
воспринята, мягко говоря, неоднозначно. Безусловно, практику нематериального
стимулирования и поощрения «передовиков производства» из числа рабочих, врачей,
ученых и деятелей искусств можно только приветствовать. Другое дело, что в
рыночных условиях главным мерилом общественной значимости труда является
«всеобщий эквивалент стоимости», то есть деньги за реализованный товар или
услугу. В этом смысле можно усмотреть элемент лукавства, когда вместо
достойного денежного вознаграждения за труд гражданам предлагается получить
моральное удовлетворение от некой публичной символической акции. Идеологическую
эклектичность награды дополнительно подчеркивает «сочетание несочетаемого» -
советской звезды и монархического двуглавого орла. К тому же, многих
сегодняшних лауреатов, скорее, следовало бы назвать «ударниками
капиталистического труда».
К примеру, деятельность главы
известного института Нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко наверняка достойно
вознаграждается в финансовом отношении. Однако, этим вряд ли смогут похвастать
сотни тысяч его коллег по профессии, которые не занимают высокое должностное
положение. Например, в ходе недавней «прямой линии президента» фельдшер скорой
помощи спросила главу государства, почему власти отчитываются о высоких
зарплатах медработников, а она получает всего 3500 рублей.
Очередная идеологическая «потемкинская
деревня» также способна вызвать раздражение у миллионов тружеников
агропромышленного комплекса, значительная часть которого пойдет под нож по
итогам вступления России в ВТО. Памятуя нашумевшую историю о том, как
«современные стахановцы» оказываются вынуждены прикрывать датчики метана в
забоях, чтобы заработать лишнюю трудовую копейку, не исключено, что инициатива
президента «морально поощрить» отдельно взятого машиниста будет воспринята как
изощренную насмешку и шахтерами. Эксперты также относятся к введению новой
государственной награды довольно скептически.
- Присвоение этого звания в
современных российских реалиях расцениваю, как лицемерие, - говорит директор
Института проблем глобализации Михаил Делягин. Поскольку люди труда в РФ
совершенно не ценятся и воспринимаются в качестве объектов для эксплуатации. А
трудовое право последовательно отменяется. «Накануне первого мая Единая Россия»
сделала «большой подарок» трудящимся, приняв поправки в Трудовой кодекс и
другие законы о запрете заемного труда. В принципе это самая страшная форма
эксплуатации, исключая рабство, но запрет был сформулирован таким образом, что
речь, по сути, идет о легализации заемного труда. Этот подход некоторое время
назад выразил г-н Прохоров, потребовав легализовать 60-часовую рабочую неделю.
Чтобы люди работали по 12 часов в сутки».
СП: - В этом контексте возвращение звания «Герой труда» следует считать
моральной компенсацией?
- Если вы недоплачиваете работникам и
грабите людей в процессе трудовых отношений, то, по крайней мере, начните их
уважать и оказывать знаки внимания. Когда публично проявляется уважение к
рабочим специальностям, то через некоторое время снижается норма их грабежа.
Хотя бы в силу того, что люди начинают себя уважать. В Советском Союзе
«человек» это звучало гордо. А в сегодняшней России это звучит как «раб». Когда
у вас был паспорт гражданина СССР в кармане, это означало, что несмотря на то,
что некоторые ваши политические права ущемляются, ваши социальные права
защищены «железобетонно».
СП: - «Каким образом можно защитить трудовые права граждан в рыночных
условиях»?
- Для начала нужно переписать Трудовой
кодекс, чтобы привести его хотя бы в минимальное соответствие Кодексу законов о
труде СССР. Потому что действующее законодательство не гарантирует работающему
человеку даже прожиточного минимума и 8 часового рабочего дня. Таким образом,
сегодня государство отрицает права граждан на существование, хотя и декларирует
его. Начать следует с того, чтобы государство гарантировало гражданину РФ
прожиточный минимум вне зависимости от того, чем он занимается и в каком
состоянии находится. Цена вопроса небольшая - по данным Росстата всего 380
млрд. рублей в год. Это шесть процентов от той суммы, которая валяется в
федеральном бюджете без движения. Нужно вывести профсоюзы из под фактического
подчинения работодателей, и создать настоящую, а не фиктивную трудовую
инспекцию. Наконец, необходимо прекратить уничтожение рынка труда России при
помощи массового завоза мигрантов. Сегодня с точки зрения защиты труда мы
находимся на средневековом уровне.
СП: - Получается, что в современной России Первомай - «праздник со
слезами на глазах»?
- Судя по картинке с первомайского
шествия в Москве, большую часть его участников составили либо бюджетники,
пришедшие за отгулы, либо трудовые мигранты. В России уже есть целые отрасли,
которые полностью освобождены от коренного населения в лице русских. Граждан
России бизнес и государство замещают теми, кого можно сильнее эксплуатировать и
которые готовы платить взятки. Для большинства Первое мая - это просто выходной
день. А если кто-то начинает задумываться о защите своих прав, то он начинает
вглухую пить.
Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий считает, что
эстетика, идеология и пропаганда нынешней российской власти предельно
эклектична. «Используют то, что хоть как то работает- не важно из какого
контекста это было вырвано и каков был первоначальный смысл. Власти комбинируют
идеи, как дети строят домики из кубиков».
СП: - Почему такая тактика оказывается действенной?
- Общество само находится в состоянии
дезориентации с весьма смутными мировоззренческими ориентирами. Многие люди
просто утратили способность рационально связывать факты. То, что возмущает или
вызывает иронию у определенной части интеллигенции, у обывателя может вызвать
умиление. У нас сегодня запросто могут надеть на демонстрацию красноармейскую
шапку и при этом идти с хоругвями, одновременно восхваляя, например, Николая II
и Сталина. В символической сфере общества отсутствует содержательный «сквозной»
смысл. Я не думаю, что власти специально наращивают этот хаос в целях
манипуляции сознанием. Он вызван состоянием регрессивного перехода от более
сложной структуры советского общества к менее сложной. Мы проедаем остатки
советского, в том числе на уровне символики. При этом двигаемся в сторону более
примитивной формы экономики и социальной организации. При этом я не
абсолютизирую достоинства советского порядка. Проблема в том, что нынешний
структурно слабее.
СП: - С чем это связано?
- Дело в том, что существующий порядок
опирается на более примитивные технологии. Он не создает научных школ и условий
для того самого модернизационного рывка, о котором без устали твердят власти.
Не говоря уже о том, что нынешний порядок менее эффективен и более
коррумпирован. В результате мы сегодня занимаем гораздо более скромное место в
мировой экономике, чем раньше. Так что дело не в идеологизированной оценке, а
неких объективных вещах. А поскольку дать объективную оценку своим свершениям
не могут, им приходится легализовать нынешний порядок с помощью символов
старого.
Причем, когда власть пытается
мобилизовать консервативные настроения в обществе для защиты сугубо буржуазного
порядка, она вынуждена апеллировать к левацким по большому счету привычкам,
образам и традициям населения. По принципу, те, кто был лоялен советскому
порядку, будут лояльны и новым элитам. Независимо от того, что они выражают
прямо противоположные ценности и цели.
Источник: http://delyagin.ru/citation/52717-geroi-truda-vmesto-prava-na-trud.html |