Автор включается в дискуссию
читателей
Расчеловечивание
Екатерина
Польгуева
Статья «Кромешные
каникулы» –
по мотивам трагических событий долгих январских выходных – если судить по
интернет-форуму нашей газеты, задела многих. Причем складывается впечатление,
что некоторые из откликнувшихся сами не до конца осознают, почему приведенные в
ней факты вызвали у них такую острую и болезненную реакцию.
«Прежде
всего, как убийство Кабановой, которому посвящена добрая половина статьи,
связано напрямую с праздниками? Неужели супруги – надо полагать, интеллигентные
и благополучные люди, поссорились из-за праздничного запоя? Разве ссора не
могла случиться в любой другой день?», – досадует
один из форумчан.
«Да никак не
связано! Совершенно пустая, беспредметная болтовня, традиционное нытье на тему
«как всё плохо и ужасно». Работает народ – плохо, отдыхает – еще хуже. Вот,
мол, какой плохой народ, только и делает, что пьянствует. А я видел, как многие
катались на лыжах, кто-то работал. Да, есть дураки, в семье не без урода.
Скажут: ты что, за Пу? Нет, я не за Пу, но я и не за ложь!», –
вторят другие.
Но почему-то
«пустая болтовня», «обыкновенная бытовуха, каких сотни», не отпускает. Может
быть, потому, что если такая бытовуха, как
страшное преступление в семье Кабановых, становится обычным делом, то это уже
никакая не частность, а некий опасный симптом социальной болезни
общества? Вот и в Новосибирске в то же время
произошла похожая история. Девятнадцатилетний Анатолий Мартыненко из ревности
забил до смерти свою девушку Екатерину Петухову. Зарыв тело в лесопарке, он
несколько дней занимался «поисками пропавшей», в том числе через интернет.
Затем был изобличен и признался в убийстве.
Да и в других
откликах и комментариях картина совсем не благостная. Как выразился один из
форумчан: «Отдельные трагедии и происшествия в дни
«кромешных каникул» не могут скрыть общей картины происходящего.
Продолжительность этих каникул может быть объяснена тем, что население Эрэфии,
сидящее на углеводородной игле, потребляет заметно больше, чем производит, и от
его «отдыха» от якобы работы стране по большому счету ни жарко ни холодно. Это
в СССР каждый потерянный рабочий день приводил к значительным потерям в общем
объеме производства продуктов и товаров народного потребления, поэтому и
отношение к праздникам было иное».
Оппонент
саркастически возражает, мол, опять старая песня, что в прежние времена-де и
солнце было ярче, и трава зеленее, и «по праздникам не
пили и не убивали».
Пили. Случалось,
что и убивали. «В праздничные и выходные дни, когда спиртных напитков
потребляется значительно больше, чем в будни, увеличивается количество
преступлений против личности, общественной безопасности», это цитата из
материалов пленума ЦК КПСС 1987 года, то есть более чем четвертьвековой
давности.
В Московском
управлении внутренних дел утверждают, что если количество убийств в столице в
первую неделю года было среднестатистическим, то число случаев бытовой
поножовщины и жестоких драк резко выросло. А в Мурманске, по словам
правоохранителей, зафиксирован значительный рост числа преступлений,
совершенных «в кругу близких родственников». В качестве примера приводится
случай, когда первого января брат убил брата. Оба были сильно нетрезвыми.
*
* *
Конечно, дело не
в праздниках как таковых. Помните слова одного из героев Рощинской пьесы и
фильма «Старый Новый год»: «Карл Маркс говорил, что богатство общества
определяется количеством свободного времени у его граждан»? Действительно,
рабский и выматывающий труд без отдыха и удовлетворения не дает человеку
нормально жить и развиваться, приводит к физической и духовной деградации.
Но ведь не менее
важно качество свободного времени. Представьте, как
бесконечно и страшно тянется «свободное время» безработного. Мало того что кто
не работает (пусть и вынужденно), тот не ест – само чувство своей ненужности
перенести крайне тяжело. Особенно в праздники, когда со всех сторон тебя
призывают «оттянуться», порадоваться жизни.
Не лучше обстоят
дела и со свободным временем тех, из кого хозяин ради собственной прибыли
выжимает все соки. Если его вдруг оказывается чуть больше, чем необходимо на
физическое восстановление, человек просто может не знать, как с ним обращаться.
Вот и остается ему «уколоться и забыться». И в таком забытьи он совершает столь
чудовищные вещи, какие никогда не сделал бы на трезвую голову.
Отдых на шальные
деньги, как и необходимость вписаться в «формат» (да-да, и отдых теперь бывает
«форматный», в противном случае заслужишь репутацию лузера), тоже очень часто
до добра не доводит.
Все ли россияне
относятся к подобным категориям? Конечно нет! В длинные праздники кто на лыжах
с детьми катался (и вовсе не обязательно на курортах, вполне можно в соседнем
лесочке), кто в театры ходил, кто занимался другими важными делами. «Для
вузовского преподавателя эти десять дней – совершенно незаменимая вещь, потому
что некоторые виды работ, не связанные непосредственно с текущим учебным
процессом (написание статей, учебников, отчетов по научно-исследовательской
работе), в течение учебного семестра делать бывает затруднительно. Лично я уже
со 2-го числа продолжил работу дома», – пишет
один из форумчан – ODS.
В нашей редакции
тоже есть весьма немаленький объем работ, «не связанных с текущим процессом»
выпуска бумажного номера, выполнение которых, фактически не прерывалось ни на
один день. Хотя для любой газеты вынужденный невыход в свет в течение
практически двух недель – очень большая во всех смыслах потеря. Это по поводу
«шпильки» на форуме, что-де сотрудники «Советской России» «мучились
до 11января: так хотелось выйти в свет, но нельзя – надо отдыхать».
*
* *
Долгие новогодние
выходные лишь показали картину серьезного социального неблагополучия. Причем
там, где, казалось бы, ожидать его не приходилось. Недаром упомянутый участник
дискуссии на форуме называет семью Кабановых интеллигентной и благополучной –
мол, эти-то не из-за праздничного запоя поссорились. Хотя, как выясняется,
роковой конфликт случился всё-таки после «совместного распития спиртных
напитков». Пусть, по утверждению Кабанова, «градус был небольшой». Но наверняка
«поддал градуса» и всеобщий праздничный ажиотаж с его запросами и ожиданиями
«новогодних чудес». А чудес никаких.
Работы нет, перспектив нет, всё не так. как хочется... И «обычная бытовая
ссора» приводит к неотправимому.
Между тем от
ощущения нереальности невозможно избавиться. Алексей Кабанов – здоровый
38-летний мужчина, с образованием, теми самыми «интеллектуальными запросами»,
но вполне прозаической профессией повара. Он учился в Российском
государственном гуманитарном университете и, как говорят его бывшие сокурсники,
был образованным, умным, блестящим студентом.
При других
обстоятельствах можно было бы сказать: «семейное воспитание». Отец его,
Вячеслав Кабанов, – филолог, занимал руководящие должности в Госкомиздате СССР,
в прошлом главный редактор издательства «Книжная палата», автор нескольких
книг. У него огромный личный архив, связанный с большинством московских
писателей начиная с 1970-х годов.
Неудивительно,
что и профессиональные занятия Алексея Кабанова оказались связанными с
литературой. Правда, с современной окраской: он стал одним из соучредителей
«проекта ОГИ» – нескольких кафе и баров с литературным уклоном. Потом проект разорился,
все попытки собрать необходимую сумму на его возрождение привели лишь к долгам
и конфликтам. Почему же проект разорился, хотя кафе «Пироги» было одним из
любимейших мест московских литераторов? А по законам капитализма – безжалостным
к любым, самым прекрасным начинаниям!
*
* *
«Мы жили на
окраине города, в спальном Пролетарском районе Донецка. И когда Ирина поступила
на биофак университета в 1990 году, ее выбор меня удивил. У нее был необычный
склад мышления – редкий сплав чисто математического ума с литературным даром.
Ира где-то в 1992 году уехала в Петербург. Работала сценаристом в телевизионных
шоу. Она любила всякие неформальные тусовки, на которых собирались неординарные
творческие личности» – так вспоминает о погибшей один из друзей ее юности.
Потом Ирина осела
в Москве, как журналист сотрудничала с разными изданиями. Родила сына Илью,
которому сейчас шесть лет. Познакомилась с Алексеем Кабановым, возникли
чувства, создали семью, появились на свет двое малышей – Тарас и Даша. Немного
взбалмошная, несколько непутевая? Но не очень-то будешь «непутевой» с тремя
маленькими детьми, если любишь их, если заботишься о них.
Под появившейся в
конце декабря прошлого года петицией за отмену «закона Димы Яковлева» среди
тысяч подписей есть и ее – «Ирина Черска (ее творческий псевдоним), мать троих
детей». Мог ли хоть кто-то тогда подумать, что всего через несколько дней эти
дети станут сиротами?
Илюшу теперь
заберет родной отец в Израиль, где у него другая семья. Малышей двух и трех лет
хочет увезти в Донецк бабушка, мама Ирины. Но это будет не просто: Донецк –
Украина, а дети граждане России. Вот тебе и превратности «международного
усыновления», хотя и никак не связанные с Америкой и скандальным думским
законом.
Возможно, сама
Ирина что-то и чувствовала. Недаром писала в своем блоге недели за две до
смерти: «Всё-таки в связи с реакцией на петицию невозможно не видеть аналогий с
семейными штуками. Почему жена никому не в состоянии сказать, что ее бьет
муж?.. Потому что стыдно, безвыходно, нельзя выносить сор из избы, нельзя
«стучать на своих», а главное – сама виновата!»
Но другие, даже
близкие знакомые, знавшие о долгах Алексея, говорят о его завиральных идеях и
маниловским проектах… Не говоря уже о тех, кто знал семью не так близко. Этот
увлеченный литературой и имеющий профессию человек, который так самозабвенно
возится со своими детьми, сидит в автозаке в майские дни протестов, вместе с
Ириной идет на Марш миллионов, с юмором рассказывает о своей работе поваром, –
кровавый нелюдь?
Нет, легче
поверить, что он сумасшедший с врожденным дефектом психики. Или свихнулся на
оппозиционной деятельности (такой версии придерживаются так называемые
охранители, некоторые из которых уже договорились, что все несогласные –
потенциальные маньяки). Или, напротив, он ни в чем не виноват, а всё
случившееся – провокация спецслужб против оппозиционного активиста?
Ведь ставшие
известными от самого Алексея подробности в голове не укладываются. С женой он и
впрямь поругался из-за упреков Ирины в тотальной нехватке денег. Пришел в
ярость и придушил ее подвернувшимся под руку проводом. Ее крик разбудил
старшего мальчика. Алексей успокоил Илью, пообещав, что «мама больше кричать не
будет», а после добил женщину, «чтобы не мучилась». Видимо, еще не осознавая, что
задушил, добил и все свои мечты и начинания, и себя самого. Затем в течение
дня, используя профессиональные навыки, расчленял ее тело. Одновременно
отвлекал детей от ванной, где он это делал, книжками и мультиками и
разрабатывал версию об уходе жены из дома. Пока сотни людей разыскивали Ирину,
части ее тела находились на балконе. И на вопросы Илюши, когда же придет мама,
отчим отвечал, что скоро.
Раз уж человек
оказался способен на такое, и впрямь произошло расчеловечивание. У процесса
этого, вероятно, есть и медицинская, и личностная составляющая. Но, как
представляется, не последнюю роль сыграла и социальная, которую очень многие
видеть категорически не хотят, ибо от нее веет ужасом безысходности.
Речь абсолютно не о том, чтобы оправдать ужасное деяние привычным «среда
заела». Человек, которому под сорок, полностью отвечает за себя. Но понять,
почему такое расчеловечивание вообще стало возможным, важно.
*
* *
На мой взгляд,
история расчеловечивания Алексея в крайнем и чудовищном проявлении отразила
судьбу целого поколения. А именно тех, кто успел окончить школу на самом излете
советских времен и принадлежит к тому типу людей, коих нынче (чаще всего с
пренебрежением) называют «креативный класс».
Именно им,
молодым и творческим людям, 20 лет назад внушали, что эпоха, наставшая после
административно-командного ада, дает огромные возможности. Твори, выдумывай,
создавай проекты. Старых возможностей, правда, лишали. Творить в научных
лабораториях и не загнуться при этом от голода в 90-е студентам и молодым специалистам
было практически невозможно. А потом и лаборатории исчезли. Какие были
перспективы выпускника тех лет, например биофака (куда поступила Ирина), на
Украине?
А свое дело...
Тут уж у кого как. Отец считает, что погубил Алексея ресторанный бизнес. И ведь
терял из раза в раз вместе с бизнесом он не только деньги и положение, но и
нечто большее – возможность реализовать свои литературные увлечения. Для
«креативного человека» это жизненно важно. Получилось, что к 40 годам ни
бизнеса и денег, ни любимого дела – крах. Во
времена «административно-командные» увлеченный литературой филолог кафе свое,
конечно, не открыл бы. Но и не прогорел. И кто знает, возможно, природная
склонность к насилию среди книг, редакторской работы и прочего не проявилась
бы, как проявилась в условиях конкуренции не на жизнь, а на смерть.
Нет, вовсе не
из-за того, что зажрались, идут «креативные» протестовать. Не от фрондерства,
не от юношеского максимализма или любопытства, как более молодые. От безнадеги!
В том числе и те, у кого с бизнесом и карьерой, с материальным достатком все
вроде бы в ладу. А с чувством самореализации – нет. Они,
эти «креативные», с красными дипломами мехмата МГУ, Физтеха, МИФИ, РГГУ,
ставшие бизнесменами, топ-менеджерами, порой высокими чиновниками, на самом деле
хотели быть математиками, физиками-теоретиками, библиографами, лингвистами.
Но во второй
половине 90-х реализовать подобные призвания, не покинув России, было
практически невозможно. Хотя признаться
даже себе, что их мечта была убита еще двадцать лет назад, большинство не в
состоянии. Напротив, критикуя и проклиная нынешнюю власть, называют ее
продолжением «ненавистного совка». Отсюда и безвыходность, внутренний разлад. Каждый
с ним справляется по-своему и в одиночку, однако справляются, как мы видим, не
все.
Чтобы граждане не
задумывались на неудобные темы, любую трагедию пытаются преподнести лишь как
желтушно-чернушную сенсацию. Форумчанин woodpecker делится такими свежими
новостями: «Журналисты двух передач («Прямой эфир»
М.Зеленского на «Россия 1» и «Пусть говорят» А.Малахова на Первом) устроили
драку в подъезде отца А.Кабанова за право видеть его в эксклюзиве своей
телепередачи. Победили журналисты первого телеканала».
Скандальные передачи вышли по обоим каналам: между бесконечными историями, в
которых дипломированные медики расчленяют людей на органы. И не поймешь, где
криминальные репортажи, а где «художественные» сериалы. И это тоже
свидетельство тяжелой социальной болезни общества.
Источник: http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=592759 |