
Знамя Победы –
Советское знамя
А. Хайфиш
Уже совсем скоро стране предстоит отметить 80-летний юбилей Победы Советского Союза над фашистской Германией. Не вызывает особых сомнений, что торжественные мероприятия в честь этого события на Красной площади нынешние организаторы хотят провести со всеми характерными приметами двух последних десятилетий – заколоченным Мавзолеем, выносом триколора наряду со Знаменем Победы (и даже впереди него) и эксплуатацией «георгиевских» цветов везде, где возможно, – хоть таким способом подменить советскую символику.
В данной статье я воздержусь от доказывания довольно-таки очевидного тезиса, что борьба в плоскости идей и символов напрямую связана с борьбой материальной, и лишь отмечу, что наш классовый противник порой понимает это очень хорошо. В противном случае компрадорская буржуазия, безраздельно господствовавшая в российской власти до самых последних лет, не организовала бы всем нам, в частности, тот порядок проведения парадов Победы на Красной площади, который я кратко охарактеризовал в первом абзаце.
Больше того, если бы не борьба в области символов, мы сегодня на парадах могли бы не видеть и Знамени Победы: не все помнят, что при Ельцине и раннем Путине предпринимались настойчивые попытки вытеснить его так называемым «символом Знамени Победы», представлявшим собой красный флаг с одинокой жёлтой и даже белой звездой в левом верхнем углу. В народе было массовое возмущение такой потерей памяти у нынешних правителей. Кроме того, напомним, что секретарь ЦК РКРП, депутат Госдумы IV созыва Виктор Аркадьевич Тюлькин, автор коммунистического проекта закона «О Знамени Победы», яростно боролся в ГД за возвращение на его поле Серпа, Молота и золотой Звезды. Протест народа и борьба в Госдуме всё же привели к решению (оформленному в мае 2007 года в виде федерального закона) – отказаться от понятия «символ Знамени Победы» и использовать на торжественных мероприятиях все-таки копии нормального Знамени. Однако, какое Знамя было реально водружено на поверженный Рейхстаг, известно всему миру. Оно же запечатлено и на приведенных здесь фотографиях. Более того, как вспоминал депутат ГД, Герой Советского Союза В.И. Варенников, принимавший Знамя Победы в Москве на параде Победы 24 июня 1945 года, на параде отсутствовало знамя 150-й Идрицкой дивизии, потому что мудрым руководством Советской страны было принято такое решение “...Нельзя народу показывать, что (якобы – ред.) одна 150-я Идрицкая дивизия победила в этой войне, это Победа всего народа...”
В последнее время открылись двери для нового этапа борьбы за символы, и, в первую очередь, как раз в области Победы.
Известно, что именно здесь позиции компрадорской буржуазии в части искоренения всего советского были самыми слабыми.
Ведь она использовала Победу в Великой Отечественной войне для легитимации своего положения в глазах народа и потому не могла полностью её декоммунизировать и десоветизировать. А сегодня исторический процесс вынудил властителей России отходить от чистого компрадорства и смещаться в направлении строительства государства, более независимого от западного империалистического центра.
Как следствие, властям приходится также понемногу отказываться от открытого антисоветизма.
И вместо этого всё больше опираться в своей пропаганде на советское наследие. Вот в этом им вполне могут и должны помочь и коммунисты, и многие даже беспартийные советские люди.
Какое требование в области церемониала парада Победы выглядит сейчас наиболее перспективным? Полагаю, что лучше всего было бы развернуть кампанию с требованием проносить наряду с официально принятым Знаменем Победы также и победоносный флаг СССР. Обосновать это исторически весьма просто. Победу над гитлеровской Германией и её союзниками одержали прежде всего советское государство с социалистическим общественным строем, советский народ и коммунистическая партия. Следовательно, и знамя победителя – это в первую очередь флаг СССР, символизирующий победоносную силу социализма как целого. Конкретное же Знамя Победы, принадлежность конкретной 150-й стрелковой дивизии – историческая частность и случайность, поскольку оно могло оказаться и любым другим: до купола рейхстага могла добраться другая штурмовая группа, флаги водружались и на других частях здания, рейхстаг могла штурмовать другая дивизия, само здание рейхстага было избрано в качестве символической цитадели зла достаточно случайно (на роль такового, по мне, так больше подходило, например, здание имперской канцелярии) и т.д. А вот победить фашистский блок в любом случае не мог никто, кроме Советского Союза. Значит, общий символ и частный символ должны использоваться одновременно, рядом друг с другом – только так символика Победы обретёт надлежащую полноту. Ну, а что касается вопиющей неуместности триколора, служившего в войну символом коллаборационистских власовских формирований, на празднике Победы, то до поры до времени, до следующего шага, можно его ещё потерпеть, поскольку ввести в нынешний официальный церемониал советское знамя явно проще, чем убрать оттуда российское.
Кроме того, совершенно очевидным, не нуждающимся в дополнительных комментариях требованием является прекращение драпировки Мавзолея Ленина. Я разве что воспользуюсь случаем в очередной раз напомнить, что прикрывать Мавзолей на 9 Мая – это отнюдь не ельцинское изобретение, поскольку первые такие опыты состоялись в 2004-2005 годах.
И, наконец, есть смысл обратить внимание на символику, наносимую на военную технику: огромные полосы «георгиевских» цветов на ней с 2015 года явно доминируют, тогда как орден Красного Знамени теряется, а от красных звёзд остались лишь красные контуры с белой сердцевиной. Это тоже способ минимизировать присутствие на параде советского духа, который, кажется, проходит мимо нас незамеченным, – а напрасно.
Хорошим комплексом требований к церемониалу проведения парада Победы, который могли бы выдвинуть коммунисты в качестве минимального, являются:
– вынос флага Советского Союза наряду со Знаменем Победы;
– прекращение драпировки Мавзолея Ленина;
– возвращение ордена Красного Знамени и красных звёзд на военную технику в качестве символической доминанты, каковую роль исполняют сейчас «георгиевские полосы».
Разумеется, это только небольшая часть борьбы за символы; в идеале вести её нужно в большем масштабе, начиная хотя бы с борьбы за возвращение имён Ленинграду и Сталинграду. (Правда, такие значимые имена целесообразно возвращать городам вместе с самой сутью жизни живущего в них народа – ред.). Это отношение необходимо менять, тем более, что в этих-то вопросах коммунистам гарантирована широкая общественная поддержка: заколачивание Мавзолея явно вызывает сегодня у людей резкий эмоциональный отклик.
80-летие Великой Победы – хороший повод для таких изменений. Стоит ли откладывать их до следующих юбилеев!
«Мысль» №3 (497) 2025г. |