Сталин
– личность компетентная.
Много
приходилось сталкиваться с другим мнением о Сталине. Как правило – это было
предвзятое мнение классовых противников.
Уже в годы
перестройки возобновились насмешки – дескать, у него примитивное представление
о философии, о чем будто бы свидетельствует упрощенное изложение им основ
диалектического и исторического материализма в «Кратком курсе Истории ВКП(б)».
Известна попытка Хрущёва представить в карикатурном виде Сталина как военного
стратега. Дескать, планировал военные действия на глобусе. Особенно ядовито
отрицалась буржуазной «творческой» интеллигенцией компетентность Сталина в
вопросах искусства Например его отзыв на поэму М.Горького «Девушка и смерть» -
это посильнее, чем «Фауст» Гёте» - был любимой мишенью их насмешек. Таких
«критиков» имел ввиду Пушкин в своей басне, замечая –«суди, дружок, не выше
сапога».
Недавно, в
передаче на канале «Культура» о скульпторе Вучетиче прозвучала совсем иная
оценка компетентности советского руководителя в связи с обсуждением
художественных достоинств памятника Воину-освободителю. Сталин посоветовал
автору заменить автомат в руках воина на меч, и это совет оказался созвучен
замыслам художника – монумент сразу обрел более высокое, аллегорическое
звучание, высокую степень обобщения и осмысления мировой роли советского воина.
И в последующих произведениях Вучетича прослеживается это звучание – и в
скульптуре «Перекуём мечи на орала», и в образе матери Родины, поднявшей ввысь
меч возмездия в мемориале на Мамаевом холме в Сталинграде.
И ничего
удивительного нет в таком точном попадании в цель мимолётного совета Сталина
художнику. Известно, что еще юношеские стихи Сталина получили признание уже тем
фактом, что были включены в хрестоматию - школьный учебник в Грузии. А при издании
к юбилею создания грузинского эпоса – поэмы Шота Руставели - получил высокую
оценку критиков перевод на русский язык «Витязя в тигровой шкуре», хотя факт
участия в этом Сталина как поэта-переводчика не был им известен.
Талантливость
вождя проявлялась во всем – и в политической сфере, и в организационной
деятельности. И в научной. В век информатики стало очевидным, что его такие
работы, как «Марксизм и вопросы языкознания» и «Экономические проблемы
социализма в СССР» опережали свое время, выходили на уровень открытий
двадцатого и двадцать первого века. И тем больше оснований опираться и на разработки
вопросов национальных отношений, которые Сталин изложил еще в дореволюционное
время в одобренной Лениным работе «Марксизм и национальный вопрос». В определенном
смысле эти работа продолжили те идеи, что были намечены еще Энгельсом в
брошюрах «Роль труда в процессе очеловечения обезьяны» и «Происхождение семьи,
частной собственности и государства».
Энгельс,
прослеживая на базе знаний, доступных в середине девятнадцатого века, процесс
становления рода «человек разумный», отстаивал природное свойство этого вида
быть существом общественным, вышедшим из животного мира благодаря замене
простого потребления даров природы - общей производительной деятельностью
создания средств существования с помощью созданных им орудий труда. В этом
процессе создания орудий труда человек изменил уровень своего физического
совершенства – развив орган труда – руку, точность ее движений, своё зрение,
получив в процессе эволюции более устойчивое зрение, необходимое для
этого.(современные исследования показывают, что перегородки черепа для
крепления мышц, движущих глазное яблоко, у человека более способствуют
устойчивости воспроизводимого изображения, чем у остальных живых существ). И он
развил свои информационные возможности, развил речь, язык, инструмент отражения
действительности. Характерно, что в коре головного мозга центр речи и центр
управления органом труда – рукой – взаимосвязаны, и при инсульте обычно
поражаются совместно – паралич сковывает и речь, и владение правой рукой.
Качество
быть существом разумным, обладающим свойством отражать действительность в ее
причинно-следственных зависимостях посредством инструмента моделирования –
посредством речи – в работе Сталина об языкознании выражено с гениальной
ясностью: – без речи, без языка – нет мышления, нет сознания. Сознание - форма
адекватного отражения действительности - это информационная модель
действительности. Это в наше время, в двадцать первом веке стало почти
аксиомой, но ведь путь к этому лежал через понимание положения марксизма о
свойстве материи отражаться и самоотражаться, через освоение наукой ленинской
теории отражения. Сталин владел этой теорией в совершенстве.
Можно,
как Энгельс на похоронах Маркса, оценивать масштаб личности вождя в критериях
гениальности или талантливости, можно считаться или не считаться с девизом «Не
сотвори себе кумира». Но если проникать в суть деятельности вождя, понимать его
значимость в реализации исторического процесса становления человечества, то
нельзя не повторить того, что сказал Сталин в беседе с Эмилем Людвигом:
Каждое
новое поколение встречается с определёнными условиями, уже имевшимися в готовом
виде в момент, когда это поколение народилось. И великие люди стоят чего-нибудь
только постольку, поскольку они умеют правильно понять эти условия, понять, как
их изменить.
Это – и о
скромности, и о величии вождя. |