Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

    


Официальный сайт
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
  Телеграм канал


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Манифест КП

Манифест  коммунистической партии



Темы
В партии [45]
Учеба, теория [106]
История [117]
Классовая борьба [172]
Освободительное движение [113]
Мировое коммунистическое и рабочее движение [259]
Пламенные революционеры [10]
СССР был. Будет Всемирный Советский Союз! [60]
О ленинизме и Ленине [10]
О "сталинизме" и Сталине [40]
Капитализм [451]
Империализм и фашизм и борьба с ними [120]
Мировая экономика и политика [114]
Оппортунизм [152]
Церковь и религия [30]
Наука и культура [22]
События в мире [113]
События на Украине [14]
Публицистика, информация [156]
Аналитика [35]
Дискуссия, полемика, критика [40]
Сатира [15]
Кинозал [36]
Опорс
Что читать

Манифест  коммунистической партии


О диалектическом и историческом материализме

И.В. Сталин


 Английские корни немецкого фашизма

М. Саркисянц

 

Судебный отчет по делу антисоветского "право-троцкистского блока"


 Тайны "голодомора"

Миронин С.


 Москва 1937

Л. Фейхтвангер


 Сталин и деньги

А.Г. Зверев


 Великий оболганный Вождь. Ложь и правда о Сталине

И.В. Пыхалов


Главная » Статьи » Мировое коммунистическое и рабочее движение [ Добавить статью ]

Коммунистическое движение в Палестине и Израиле

Коммунистическое движение
в Палестине и Израиле

Nikos Mottas

Коммунистическое движение в Палестине и Израиле возникло в XX веке, в период потрясений, которые изменили Ближний Восток. Это не история доминирующих политических сил или больших армий, а история небольшого, но стойкого течения, которое на протяжении более века пыталось выработать политический курс, отличный от курса на разделение, завоевание и вытеснение. Палестинские и израильские коммунисты — арабы и евреи — создавали совместные организации, сопротивлялись колониализму, выступали против военной оккупации и призывали к сосуществованию в моменты, когда окружающая обстановка благоприятствовала разделению и вражде.

Коммунистическая идеология пришла в Палестину в последние годы османского правления и в начале британского мандата. В 1919 году еврейские социалистические иммигранты из Восточной Европы создали ядро, которое вскоре стало Коммунистической партией Палестины (КПП). В первые годы в ней доминировали еврейские кадры, но под руководством Коммунистического Интернационала и в ответ на местные реалии в 1920-х и 1930-х годах партия начала набирать палестинских арабов.

Коммунисты активно действовали среди рабочих портов Хайфы, железных дорог и нефтяной промышленности. Они поддерживали создание Федерации арабских профсоюзов и содействовали объединению арабов и евреев, хотя сталкивались с враждебностью со стороны как британских властей, так и сионистских организаций, таких как Гистадрут. Во время арабского восстания 1936–1939 годов коммунисты участвовали в забастовочных комитетах и демонстрациях. Их влияние было осложнено государственными репрессиями и угрозами со стороны националистических сил, но они оставались одним из немногих политических течений, настаивающих на возможности арабо-еврейской солидарности.

К началу 1940-х годов растущее напряжение внутри КПП привело к тому, что многие арабские кадровые работники образовали Лигу национального освобождения (ЛНО). ЛНО поддерживала права рабочих, выступала против колониализма и, в соответствии с позицией Советского Союза в то время, одобрила план раздела Палестины, принятый ООН в 1947 году, как шаг к самоопределению.

Когда в 1948 году было провозглашено создание государства Израиль, многие члены ЛНО, оказавшиеся в пределах новых границ, объединились с еврейскими коммунистами, чтобы сформировать Коммунистическую партию Израиля (МАКИ). Это создало редкую двунациональную политическую структуру в период войны и массового перемещения населения. Один из лидеров Маки, еврейский коммунист Меир Вильнер, даже подписал Декларацию независимости Израиля. Позже он стал одним из самых резких критиков военной политики Израиля в парламенте.

С 1948 по 1966 год палестинские арабы в Израиле жили под военной администрацией, сталкиваясь с ограничениями на передвижение, конфискацией земель и жестким надзором. Маки стала одной из немногих легальных политических структур, в которых арабские граждане могли организовываться. Партия издавала газеты на арабском (al-Ittihad) и иврите (Kol HaAm), создавая двуязычную публичную сферу.

Коммунисты завоевали власть в таких городах, как Назарет, где они неоднократно занимали пост мэра. Лидеры, такие как Эмиль Хабиби и Тауфик Зиад, совмещали местное самоуправление с культурной и политической деятельностью. Зиад, который также был поэтом, стал национальной величиной, чьи слова и речи находили отклик далеко за пределами Назарета.

К 1960-м годам идеологические разногласия углубились. Арабская просоветская и антисионистская фракция, к которой присоединились еврейские лидеры, такие как Вильнер, откололась в 1965 году и образовала Раках (Новый коммунистический список), в то время как меньшая сионистская фракция сохранила название Маки.

Раскол совпал с драматическими изменениями в регионе. После победы Израиля в войне июня 1967 года Раках была одной из немногих партий в Кнессете, призвавших к немедленному выводу войск с новых оккупированных территорий и признанию национальных прав палестинцев. Их позиция, осужденная в то время как предательская, предвосхитила позиции, которые спустя десятилетия стали частью международного консенсуса.

На протяжении этих десятилетий палестинские и израильские коммунисты поддерживали тесные связи с Советским Союзом и другими социалистическими государствами. СССР оказывал политическую поддержку ЛНО, а позднее и Ракаху, признавая их законными представителями коммунистов в Израиле и Палестине. Советская пресса регулярно освещала их деятельность как голоса мира и антиимпериализма.

Это сотрудничество принесло не только ресурсы: обучение кадров, стипендии для арабских студентов в Восточной Европе и постоянное освещение в советском арабоязычном радио. Оно также принесло ограничения, поскольку позиция партии часто определялась меняющейся политикой Москвы, такой как одобрение плана раздела в 1947 году или поддержка разрядки в 1970-х годах. Страны восточного блока, в том числе Чехословакия и Восточная Германия, также предоставляли арабским и еврейским коммунистам площадки для представления своей позиции на международном уровне. Альянс партии с Советским Союзом принес ей международную известность, но также вызвал обвинения внутри Израиля в том, что она является иностранным агентом.

В 1976 году, когда сионисты объявили о масштабной экспроприации земель в Галилее, арабские местные комитеты, многие из которых возглавлялись коммунистами, организовали 30 марта всеобщую забастовку. Этот день, теперь известный как День земли, закончился кровопролитием, когда израильские силы безопасности застрелили шестерых демонстрантов. Это событие укрепило палестинскую политическую идентичность внутри Израиля и подтвердило роль коммунистов как центральных фигур в ее выражении.

Во время первой интифады в конце 1980-х годов коммунисты в Израиле и на оккупированных территориях сыграли важную роль в протестах и гражданском сопротивлении. На Западном берегу и в секторе Газа коммунистические группы восстановили свою деятельность, иногда расколовшись по вопросам стратегии — одни выступали за вооруженную борьбу, другие поддерживали признание Израиля наряду с палестинским государством. В Израиле Раках и его союзники в 1977 году сформировали Хадаш (Демократический фронт за мир и равенство). Его программа сочетала социалистические требования с четким призывом положить конец оккупации и ликвидировать поселения.

Палестинские коммунисты также выступили против роста исламистских течений, в первую очередь Хамаса. Они критиковали исламский фундаментализм Хамаса, использование им религии в качестве политической основы и нападения на гражданское население, утверждая, что такие стратегии подрывают перспективы демократического и инклюзивного палестинского движения. Для коммунистов путь вперед лежал в светском, классовом сопротивлении и в создании институтов, которые могли бы объединить всех палестинцев, независимо от религии или секты.

Параллельно с этим на Западном берегу и в секторе Газа развивались организации, открыто исповедующие марксизм-ленинизм. Наиболее заметной из них была Палестинская народная партия (ПНП), основанная в 1982 году как преемник подпольной Палестинской коммунистической партии 1970-х годов. ПНП присоединилась к Организации освобождения Палестины (ООП) и была одной из первых палестинских фракций, поддержавших решение о создании двух государств в границах 1967 года. Ее лидеры утверждали, что социализм и национальное освобождение взаимосвязаны, но что немедленным приоритетом является независимость и прекращение оккупации.

В 1990-х годах вновь появилась небольшая группа, возродившая название Палестинская коммунистическая партия (ПКП). В отличие от ПНП, ПКП отвергла Ословские соглашения, осудила Палестинскую автономию за сотрудничество и настаивала на бескомпромиссной марксистско-ленинской линии. Она поддерживала тесные связи с региональными коммунистическими движениями и позиционировала себя как «ортодоксальное» коммунистическое течение.

И ПНП, и ПКП последовательно выступали против ХАМАС: ПНП акцентировала внимание на несовместимости политического ислама с демократическим плюрализмом, а ПКП прямо осуждала исламистскую политику как реакционную и сектантскую. Хотя эти партии и уступают по размеру националистическим или исламистским силам, они продолжают активно действовать в профсоюзах, гражданском обществе и международных сетях солидарности, поддерживая марксистскую традицию в палестинской политике.

В последние годы Хадаш и Маки продолжают существовать как совместные арабо-еврейские движения. Они управляют аль-Иттихадом, сохраняют муниципальную власть в некоторых городах и занимают места в Кнессете. Однако их работа теперь проходит в условиях растущей враждебности.

С октября 2023 года, когда война в Газе переросла в геноцид, депутаты Хадаша были одними из немногих в Кнессете, кто открыто осуждал политику Израиля. В июле 2025 года десятки тысяч арабов и евреев присоединились к крупнейшей совместной акции протеста с начала войны, организованной коалицией «Партнерство за мир». На трибуне лидеры Хадаша Айман Одех, Аида Тума-Слиман и Офер Кассиф потребовали немедленного прекращения огня, прекращения голода в Газе и привлечения к ответственности за военные преступления.

Эти позиции обходятся им дорого. Кассиф много раз отстранялся от работы в Кнессете за критику армии и призывы к международным действиям против израильских военных преступлений. Он также был арестован во время протестов в Восточном Иерусалиме. Одех неоднократно изгонялся с трибуны Кнессета за речи, в которых он обвинял правительство в преступлениях против человечности. Тума-Слиман высказывался против блокады Газы и использования голода как оружия войны.

В этих условиях – характеризующихся цензурой, отстранением от должности, угрозами и углубляющимся авторитаризмом – эти депутаты продолжают выступать в качестве одного из последних организованных голосов в поддержку арабо-еврейской солидарности в Израиле. Их настойчивость показывает, что коммунистическое течение – это не пережиток прошлого, а небольшое, находящееся в осаде движение, которое по-прежнему активно участвует в современных конфликтах.

Иногда утверждается — либо намеренно, либо из незнания — что «израильских коммунистов не существует» или что все евреи в партии являются «поселенцами». Это неверно как с исторической, так и с политической точки зрения. Еврейские коммунисты организовывались в Палестине с 1919 года и были частью Maki и Hadash на протяжении всей истории Израиля. Их программа давно призывает к выводу войск из оккупированных территорий и ликвидации поселений. Далекие от того, чтобы быть поселенцами, они последовательно выступали против самого проекта поселений.

Что еще более важно, отвергая их как поселенцев, стирается их роль как одной из немногих структур, в которых арабы и евреи действовали вместе в политической сфере. Их история — это не история господства, а история сопротивления — сопротивления колониализму, неравенству и оккупации.

Коммунистическое движение в Палестине и Израиле представляет собой столетнюю попытку построить политику, отличную от доминирующих течений национализма и милитаризма. Его лидеры и активисты – арабы и евреи – редко бывали у власти, но они выстояли, несмотря на репрессии, расколы и войны. От ранних рабочих борьб в Хайфе до протестов против нынешней войны в Газе они оставались заметным, хотя и небольшим течением, настаивающим на равенстве и солидарности.

IDoC

THE NEW WORKER
№ 2323 24.10.2025

Категория: Мировое коммунистическое и рабочее движение | Добавил: Редакция (30.10.2025) | Автор: Nikos Mottas
Просмотров: 54
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
***
Поиск

Наши товарищи

 

 




Классики МЛ

 

 

  

Форма входа

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2025