
Реинтерпретации, репрессии
и фашистская пропаганда.
Наши впечатления о 80 годах освобождения
Мы хотели бы рассказать об освещении 8 мая в СМИ, а также о наших личных впечатлениях от этого дня. В этом политическом отчете анализируются заслуживающие внимания события, а иногда и вопиющие запреты в разных городах. Однако он также призван подчеркнуть успехи и необходимость антифашистской контркультуры.
Исторический ревизионизм: Советский Союз тоже виноват в фашизме
Взгляд на 8 мая как на день трагедии и поражения, похоже, сегодня снова в моде. Консерваторы и неофашисты в стране не устают его отстаивать - теперь он используется в качестве военной риторики. Там, где в моде стремление Германии к великому могуществу, не может быть дня освобождения. Фашистское прошлое должно быть каким-то образом снято. Будь то с помощью инструментализации, ключевого слова «немецкая ответственность» или открытого исторического ревизионизма.
В то время как 8 мая FAZ объявила, что этот день не является поводом для празднования и что в противном случае люди будут лишь продолжать раскручивать русские нарративы, на радио Deutschlandfunk подчеркивались темные стороны освобождения. Неделей ранее та же газета из Франкфурта уже распространила информацию о том, что советское руководство отчасти виновато в миллионах погибших во время кампании вермахта. Она также прокомментировала отказ российских представителей от участия в памятных мероприятиях: «То, что российская пропаганда интерпретирует это как пренебрежение к советским жертвам, - не проблема».
Фонд Конрада Аденауэра также скорректировал свой взгляд на историю. В досье, посвященном 80-летию «окончания войны», он утверждает: «Тот факт, что война Гитлера в Европе также потрясла капиталистический мировой порядок, непопулярный в Кремле, мог устраивать только Москву». На конференции в Киеве, проведенной при поддержке Фонда Фридриха Эберта 8 и 9 мая, сержантам «Азова» была предоставлена сцена и демонстрировались пропагандистские фильмы фашистской ОУН.
Репрессии в день освобождения Берлина
Антифашисты и противники войны, выступающие против подготовки к войне и исторического ревизионизма в Германии, на протяжении нескольких лет подвергаются все более жесткому преследованию. Особенно это проявилось в 80-ю годовщину освобождения.
Антифашистские мероприятия в Берлине уже третий год подряд проходят в чрезвычайных условиях. Штефан Натке, председатель берлинской DKP, был арестован за ношение георгиевской ленточки в Трептауэр-парке. В том же месте изданию Junge Welt было запрещено распространять свою газету. Чем они провинились? На первой полосе был напечатан флаг Советского Союза. Символы советских освободителей были строго запрещены общим декретом. Потомки солдат Красной армии, которые приносили портреты своих предков, чтобы почтить их память, также подвергались преследованиям со стороны полиции.
Леволиберальные СМИ, такие как taz, также были в первых рядах, когда речь шла о том, чтобы дать этим репрессиям необходимую медийную поддержку: «Вероятно, самое привлекательное мероприятие в этом году, свободное от авторитарных фанатов Путина или даже конспирологов, было организовано VVN-BdA в четверг» О чем не пишет taz: «На этом мероприятии на историческом месте сожжения книг была конфискована антифашистская литература. Книжный магазин «Красный антиквар», приехавший с грузовым велосипедом, полным книг, был остановлен пятью вооруженными до зубов полицейскими. Организаторы из VVN-BdA поддержали поведение полиции».
Битва за память в Дрездене, Мангейме и Франкфурте-на-Майне
Память оспаривается и за пределами столицы. Очевидно, что многие люди не согласны с текущим развитием событий. Мы хотели бы подробнее рассмотреть три других репортажа.
В Дрездене, например, завершена реконструкция мемориала Красной армии. Мемориал был перенесен на окраину города в 1993 году. Каждый год многочисленные антифашисты и жители Восточной Европы чтят там память жертв фашизма. В этом году около 200 участников смогли осмотреть недавно установленную мемориальную доску. QR-код ведет на городской сайт: «неудобный мемориальный объект», как говорится там, демонстрирует «однозначно милитаристские и идеализирующие изображения с героическим пафосом». Требования о сносе памятника неоднократно звучали и в прошлом.
В Мангейме мы приняли участие в акции памяти убитых подневольных рабочих. Во время последующего мемориального шествия палестинский товарищ подвергся расовым оскорблениям со стороны антигерманцев: «мы вели себя вызывающе с нашими нарядами, сказали сионисты, после чего покинули демонстрацию».
Через два дня, 10 мая, наши товарищи хотели организовать экскурсию в мемориальный комплекс концлагеря Сандхофен. Однако мемориал отменил эту экскурсию, сославшись на то, что представители КО делают «антисемитские, антиизраильские и антидемократические заявления» и занимаются «подстрекательством и пропагандой». Кроме того, мы не только принизим «исламистский террор преступного ХАМАСа и его союзников, направленный против государства Израиль и его граждан, но даже оправдаем и прославим его». Эти обвинения не только ложны и бездоказательны, но и служат для того, чтобы отвлечь внимание от ответственности Германии за геноцид в Палестине и опорочить пропалестинские голоса как антисемитские.
Поскольку экскурсия с гидом была отменена, а двери для нас остались закрытыми, мы решили взять небольшую экскурсию по городу, посвященную истории концлагеря и коммунистическому сопротивлению фашизму в Мангейме. В рамках экскурсии мы узнали об истории преимущественно польских подневольных рабочих, которых заключали в концлагерь и заставляли работать на заводах Бенца.
Во Франкфурте марш «Бессмертный полк» вновь был организован восточноевропейским сообществом. Бессмертный полк - это памятная акция из стран бывшего Советского Союза. Там семьи чтят память о погибших членах семьи, пронося их фотографии по улицам. Демонстрация была очень многолюдной, мощной и сильной. Мы принесли с собой фотографии бойцов коммунистического сопротивления и таким образом приняли участие в марше. Однако многие немецкие антифашисты и левые остались в стороне - антироссийская военная пропаганда оказалась эффективной. Группа украинских фашистов не осталась в стороне от демонстрации. На своем транспаранте они очернили «Бессмертный полк» как «полк смерти» и назвали Красную армию «убийцами и захватчиками», несколько раз выкрикнули украинское фашистское приветствие «Слава Украине», а затем в пределах видимости и слышимости скандировали «Азов, Азов, Азов». Позже они вывесили баннер с названием батальона «Донбасс». В этом батальоне служат многочисленные фашисты, которые, будучи частью Национальной гвардии, имеют доступ к оружию и инструкторам НАТО.
Культура памяти снизу: антифашистская Совет богов контркультура
Мы принимали участие в антифашистских демонстрациях в Хемнице и Йене. Сейчас как никогда важно искать связи с антифашистским движением и не оставлять это поле сионистам. После демонстрации фильма в Йенском университете (был показан фильм Rat der Götter- Совет богов) мы смогли провести продуктивную дискуссию об отсутствии денацификации и экспроприации в ФРГ.
Наши товарищи во Франкфурте занимались местной историей фашизма. Один из наших товарищей выступил с докладом на эту тему, из которого стало ясно, что самые влиятельные фашистские руководители в городе так и не были привлечены к ответственности. Ни бургомистр, ни начальники трех концлагерей, ни начальник полиции, ни акционеры концерна IG Farben (несмотря на наличие у них собственного концлагеря), ни 2999 из 3000 франкфуртских гестаповцев не были привлечены к ответственности в ФРГ после 1949 года. Мы рассмотрели эти проблемы в рамках антифашистского тура по городу, который мы организовали вместе со многими другими группами.
Наши товарищи также организовали экскурсию по Дрездену. Здесь еще раз стало особенно ясно, насколько фальшивой является обособленность групп жертв в историографии ФРГ. За день до этого, 9 мая, Дрезденский университет отменил лекцию наших товарищей на тему «Переломный момент и фашизм». Чтобы выразить протест против этой меры и при этом провести лекцию, мы перенесли ее на луг. На лекции было очень много слушателей, и она была хорошо принята.
В Берлине мы приняли участие в митинге DKP в Карлсхорсте, месте безоговорочной капитуляции вермахта. В своей речи мы также подчеркнули связь между подготовкой к войне против России и фашизацией. 9 мая мы организовали постоянный митинг в Трептауэр-парке и смогли провести много хороших дискуссий. Днем позже, вместе с 2000 антивоенных активистов, мы громко протестовали против строительства завода Rheinmetall в Веддинге. Многие выступающие рассматривали этот конкретный случай в контексте вооружения и подготовки к войне. В конце демонстрация подверглась жестокому нападению со стороны полиции. Вечером вместе с DKP-Pankow и при поддержке Общества немецко-русской дружбы нам удалось организовать показ под открытым небом советского фильма «Айн Меншеншиксаль». В нем приняли участие около 120-130 человек.
В Дуйсбурге 8 мая мы организовали информационный стенд и митинг, чтобы привлечь внимание к нынешней подготовке к войне против России как движущей силы фашизации. В следующие выходные вместе с другими антифашистами мы убирали могилы советских подневольных рабочих и их детей.
В Лейпциге 8 мая мы организовали информационный стенд перед зданием Deutsche Bank, которое олицетворяет отсутствие денацификации в Западной Германии. Под лозунгом «Антифашизм означает: «Нет войне и ее спонсорам»» мы информировали прохожих о том, что в Лейпциге продолжаются военные спекуляции и производство оружия. Впечатление было неоднозначным: некоторые прохожие однозначно высказывались за увеличение европейского вооружения, поскольку с президентством Трампа мы больше не можем «полагаться» на США. С другой стороны, многие хвалили нас за то, что мы выступили против перевооружения, да еще и с палестинскими флагами в этот день.
9 мая мы провели антифашистскую экскурсию по городу, которая завершилась у мемориала павшим советским воинам. В памятном мероприятии, организованном совместно с DKP и KPD, приняли участие около 60 человек, примерно половина из которых - русскоязычные люди разных национальностей (украинцы, русские, эстонцы, латыши). Русскоязычная община Лейпцига возвела к этому дню стену с портретами похороненных там людей. Они сообщили, что эта стена была одобрена городским советом только на 8 мая, но не на 9 мая, и ее пришлось снять вечером того же дня. Организованное нами памятное мероприятие было очень хорошо принято.
Борьба против войны означает политизацию памяти!
Эти интерпретации, репрессии и антинемецкие или бандеро-фашистские провокации ясно показывают, что мы должны политизировать память! Беззубое и буржуазное поминовение никому не нужно и еще больше играет на руку подобным тенденциям. Не соответствует она и запросам людей, которые приходят на эти мероприятия. Интерес к антифашистским экскурсиям, лекциям, памятным акциям и культурным мероприятиям был очень высок.
Однако антифашистские мероприятия, в которых нет ни слова о Советском Союзе, геноциде в Газе или войне против России, - это ошибка. Такие мероприятия сродни тем, которые запрещают демонстрации, цензурируют флаги и газеты или конфискуют книги. Такой «антифашизм» вполне устраивает барабанщиков войны и исторических ревизионистов в стране.
На этих мероприятиях еще раз стало ясно, что многие жители Восточной Европы чувствуют себя запуганными и что их (в очередной раз) заставляют стыдиться своего происхождения. Более того, они почти не знают, что им разрешено говорить, и эта тенденция становится заметной и в сообществах мигрантов из других стран. Ограничение основных прав и агрессивный шовинизм используются для того, чтобы заглушить голоса против фашизма и геноцида.
Что мы можем извлечь из этого? Борьба против ограничения основных прав и шовинизмом - наше общее дело. Мы должны бороться с ними на улицах и, если необходимо, в зале суда. Следование давлению государства и избегание неудобных тем оборачивается фарсом, потому что это означает замалчивание стольких преемственностей и преступлений. Если люди из бывшего Советского Союза, особенно из России, подвергаются все большему запугиванию и стигматизации, если антифашистская культура памяти криминализируется в то время, как принимается решение о самом крупном перевооружении со времен Гитлера, то самое последнее, что нужно этой стране, - это левые, которые из страха дистанцируются от «близости к России» или даже присоединяются к лжи о российской угрозе
Der Deutsch-Sowjetische Krieg – Geschichte und Erinnerung – Geschichtsbewusst – Konrad-Adenauer-Stiftung
Gedenken am 8. und 9. Mai in Berlin: Spassiba sagen – aber wie und wo? | taz.de
Источник: https://kommunistische-organisation.de/artikel/umdeutungen-repressionen-und-faschistische-hetze-unsere-eindruecke-rund-u |