Конфликт в мемориальном комплексе концлагеря Бухенвальд у мемориала Тельмана
24 августа 2024 г.
В этом несколько более длинном отчете мы хотим задокументировать случай политического преследования в мемориале концлагеря Бухенвальд, от которого нам удалось успешно отбиться. Товарищам не разрешалось входить на территорию в куфиях или футболках с упоминанием Палестины, и причины, которые приводились для этого, иногда были просто ужасающими. Конечно, мы не согласились с этим, но нам показали предполагаемые «основания» для этого, и мы смогли организовать достойную и последовательную церемонию памяти с небольшой задержкой благодаря нашему коллективному, настойчивому подходу. Мы подробно излагаем здесь суть дела и наши причины, чтобы показать пример всем читателям и воодушевить их. Давайте не будем бояться!
В воскресенье 18 августа мы воспользовались 80-й годовщиной убийства Эрнста Тельмана в концлагере Бухенвальд как возможностью принять участие в совместной церемонии памяти с DKP, SDAJ, KPD, Вольнодумцами и другими товарищами и совместить ее с последующей экскурсией по всему месту тех событий. Экскурсия, проведенная под руководством одного из товарищей, позволила узнать много нового о повседневной жизни в лагере, о принудительном труде, пытках, страданиях, бесчеловечных условиях, а также о повседневном и организованном сопротивлении. В этом году мы сосредоточились на изучении средств, с помощью которых заключенные смогли сохранить способность бороться и сопротивляться даже в самых неблагоприятных условиях, а также на том, как неожиданно маленькие победы неоднократно отвоевывались у фашистов. Самоосвобождение, проведенное Международным лагерным комитетом под руководством коммунистов, стало выражением этой впечатляющей организации в концлагере и спасло тысячи жизней.
Мы закончили экскурсию в мемориальном комплексе, построенном в ГДР. Путь «через смерть и борьбу к победе» привел нас к семи каменным стелам, на которых изображены трогательные и ужасающие сцены лагерной жизни, через кольцевые могилы и Улицу Наций к колокольне, где была зачитана часть клятвы Бухенвальда. День завершился культурными мероприятиями и речью с актуальными размышлениями на тему фашизма у мемориала Эрнста Тельмана в Веймаре.
Спор о куфиях и футболках с палестинской тематикой в информационном центре
Пока что, как вам может показаться, все выглядело как обычный ход событий для нашей памятной акции на территории концлагеря Бухенвальд, которую мы неоднократно организовывали в последние годы по случаю Дня Освобождения у мемориала.
Однако наша группа смогла присоединиться к памятному мероприятию в крематории только с опозданием. Причиной этого стало то, что нас перехватили три сотрудника мемориального центра, потому что несколько товарищей и друзей были одеты в куфии и футболки с упоминанием Палестины. Это якобы противоречило правилам посещения. Естественно, мы не приняли это как причину и потребовали, чтобы нам показали в письменном виде, где это якобы указано в правилах посещения. Сотрудники согласились с этим. Итак, мы последовали за тремя сотрудниками в информационный центр. Там нам представили распечатанную версию правил посещения, в которой была отмечена вторая часть следующего отрывка: «Не разрешается следующее :[...] демонстрация и пронос плакатов, флагов и транспарантов».
Поскольку у нас не было с собой никаких плакатов, флагов или транспарантов, и мы сообщили об этом, была поспешно найдена новая причина, почему это каким-то образом должно нарушать правила внутреннего распорядка. Уже один этот факт показывает, что сотрудники были озабочены целенаправленным преследованием, а отнюдь не простым «соблюдением правил внутреннего распорядка». Затем они сослались на следующий отрывок: «Носить одежду, уместную в мемориальном центре». Конечно, мы и так придерживались этого предписания.
Однако тот факт, что теперь трактовка предписания изменилась не в нашу пользу, имеет идеологическую подоплеку. Это стало очевидно в ходе последнего политического спора. Например, один из сотрудников, предположительно принадлежавший к антигерманскому политическому движению, неоднократно провоцировал палестинского товарища вопросом, связанным с Газой: «Что за геноцид?».
Когда дело дошло до объяснения, почему не должно быть даже пассивного упоминания о геноциде, происходящем в настоящее время в Газе, ситуация стала совершенно абсурдной. Нас обвинили в том, что мы приравниваем и релятивизируем Катастрофу, называя массовую резню в Газе геноцидом, что мы недвусмысленно отвергли несколько раз в ходе обсуждения - мы так не делаем и, конечно же, не собирались этого делать. Даже среднеодаренный ученик начальной школы должен понимать, что только потому, что две вещи классифицируются одинаково, они не должны автоматически приравниваться или уравниваться. Пример, иллюстрирующий абсурдность этого аргумента: и Фолклендская война, и война во Вьетнаме были войнами. Однако, согласно этой «логике», если назвать Фолклендскую войну войной, то это автоматически приведет к тривиализации, например, Вьетнамской войны. Подобная категоризация лишь указывает на наличие определенных сходств; само собой разумеется, что могут существовать и (огромные) различия.
Сотрудники, очевидно, полностью осознавали это, и аргумент был лишь притворством: На вопрос о том, были ли массовые убийства гереро и нама немецкими колониальными войсками в Намибии геноцидом, сотрудник, только что выдвинувший обвинение в том, что называть геноцид в Газе - значит принижать Холокост, ответил утвердительно. Так неужели он сам принижал массовые убийства в промышленных масштабах, совершенные немецкими фашистами?
Всякий раз, когда сотрудники, образно говоря, загоняли себя в угол, разговор прерывался, чтобы сказать, что они не хотят устраивать здесь политическую дискуссию и лишь выполняют правила внутреннего распорядка. Здесь следует еще раз подчеркнуть, что, несмотря на громкое заявление о том, что нам могут показать наше предполагаемое нарушение в письменном виде, нам не смогли предоставить никаких веских обоснований, поэтому они несколько раз пытались дозвониться до нашего руководства. Поэтому стоит требовать показать основания, почему именно так они утверждают.
Спор у входных ворот
Поскольку только трое товарищей пришли в информационный центр, остальная часть группы была остановлена у входных ворот четвертым сотрудником. Им было сказано, что куфия - это политическое заявление, которое не будет допускаться на территорию памятника.
Однако после того, как ему несколько раз указали на то, что мемориал является фондом (в соответствии с государственным законодательством), который финансируется из государственных средств и поэтому обязан, помимо прочего, соблюдать принцип нейтралитета, ситуация начала меняться. Когда мы попросили его составить административный акт о недопущении товарищей, отказавшихся снять куфию, на территорию мемориала в письменном виде и указать соответствующие причины, он на время исчез, а затем сказал нам, что теперь это будет разрешено, но что это не является общим решением.
Таким образом, после примерно часовой задержки мы все смогли присутствовать на церемонии поминовения товарища Эрнста Тельмана и затем спокойно продолжить нашу экскурсию.
Концентрационный лагерь Бухенвальд - аполитичное место?
В комментариях неоднократно высказывалось мнение, что мемориал концентрационного лагеря Бухенвальд является политически нейтральным или даже аполитичным местом. Мы не можем оставить это без комментариев. Вряд ли в мире найдется более политизированное место, чем концентрационный лагерь. Люди, которых там пытали, заключали в камеры и убивали, были поставлены в такие условия из-за политических решений, принятых немецкими фашистами и поддерживавшим их капиталистическим классом; они не просто умерли там, как мертвецы на кладбище. Сопротивление против немецкого фашизма должно было быть сконцентрировано и сломлено здесь, и категория политических заключенных безошибочно показывает это. Как система концлагерей в целом и концлагерь Бухенвальд в частности были политическими, так и сопротивление было политическим.
И даже сегодня сам мемориал показывает, что он отнюдь не является политически нейтральным. Два года назад, например, официальное празднование освобождения концлагеря Бухенвальд было пересыпано всевозможными крайне негативными упоминаниями о России, которые, на наш взгляд, на самом деле были призваны создать возмутительную близость между массовыми убийствами, совершенными фашистской Германией в промышленных масштабах, и российской военной интервенцией. Но мемориал, очевидно, не принял это в штыки, в конце концов, он же был направлен против России. Можно продолжать и продолжать: Например, флаг белорусского оппозиционного движения, симпатизирующего фашистам, который был вывешен на этой мемориальной службе вместо настоящего белорусского флага. Если, с одной стороны, в речах на официальной церемонии памяти можно выражать явное неприятие России и Беларуси, но нельзя носить футболки или шарфы с упоминанием Палестины, то это, очевидно, политическое решение, которое произвольно определяет, что можно, а что нельзя говорить в интересах немецкого империализма. Под видом политического нейтралитета место расположения концлагеря Бухенвальд на самом деле используется только для того, чтобы навязать именно то, что соответствует империалистическим планам этого государства и его правящего персонала.
Обвинения в «инструментализации» и провокации
Как в колонках комментариев антинемецкой интернет-мафии - которая увлекается откровенно преступными действиями в этом отношении (например, «[Вместо куфии] это могла быть и форма с нарукавной повязкой со свастикой» или «Вы - истинные потомки охранников СС») и попытками компрометировать наших товарищей с разных сторон - так и в информационном центре, нас неоднократно обвиняли в инструментализации, т.е. неправильном использовании, присвоении мемориала концлагеря для достижения наших политических целей. Все обстоит с точностью до наоборот. Задача достойной мемориальной работы - установить связи, а не рассматривать прошлую несправедливость в изоляции, не дерационализировать ее. Тот факт, что фашизм и геноцид повторяются через регулярные промежутки времени, является систематическим. Они оба являются порождением капиталистическо-империалистической экономики, которая делает это возможным как тогда, так и сейчас. Только те, кто указывает на эти связи и реагирует на прошлые преступления против человечества, последовательно выступая против сегодняшних преступлений, занимают достойную, правильную позицию.
Другие пишут, что мы «смутьяны» и намеренно провоцируем скандал. Но это тоже неправда. Как уже упоминалось выше, за последние годы мы несколько раз проводили подобные памятные мероприятия, включая экскурсию, во время которых обсуждались различные аспекты, связанные с концлагерем Бухенвальд, и никогда не было никаких инцидентов подобного рода. Сейчас также не планировалось никаких беспорядков, провокаций или неясностей. Ношение таких символов, как на той футболке, как это сделали несколько товарищей и друзей, и привлечение таким образом внимания к продолжающемуся геноциду в Палестине, который материально поддерживается ФРГ, - это самоочевидный императив для нас как активных участников политического процесса. Правильнее было бы спросить, что потерял в мемориале концлагеря тот, кому это не нравится. Теперь другие говорят: вы можете делать это где угодно, но только не на месте бывшего концлагеря. Однако мы не видим причин, по которым следует явно деполитизировать появление мемориала убитому коммунисту в одном из самых политических мест Германии - напротив, мы не пойдем на это и в будущем.
Стратегия «избегания» и почему она вредна
Другие товарищи говорили нам, что было бы разумно сначала надеть куфию в крематории, месте убийства Тельмана, который был окружен деревянным забором. Мы также хотим возразить. Если мы прячемся, мы пассивно соглашаемся с тем, что государство решает, что разрешить, а что нет на этом месте в рамках своей реакционной политики памяти. Если мы избегаем конфронтации, мы закрепляем состояние затягивающейся петли репрессий в этой Германии «рубежа эпох». Она намеренно использует запугивание, произвол и двусмысленность, чтобы потенциальные участники сопротивления начали подвергать себя цензуре, выходя далеко за рамки закона, чтобы якобы благополучно избежать ее.
В этом контексте следует упомянуть и запрет на флаги и транспаранты, который был включен в правила нахождения в мемориале концлагеря Бухенвальд в 2023 году. Некоторые его явно приветствовали[2], и в основном это связано с поведением MLPD. Даже если мы считаем поведение МЛПД во многих местах вредным, мы ни в коем случае не должны наделять это государство, его институты и фонды суверенитетом решать, что в этом отношении уместно, а что нет и, следовательно, должно быть запрещено. Особенно в те времена, когда государство все больше ограничивает любые возможности для оппозиционных действий, к такому ужесточению следует относиться очень критически.
Outlook
Наш конфликт с мемориальным комплексом концлагеря еще раз показывает, что можно противостоять политически мотивированному преследованию, с которым мы часто сталкиваемся на улице, например, со стороны служб охраны общественного порядка и полиции. Важно как можно лучше знать свои права, настаивать на них, не верить аргументам другой стороны, а проверять их и, если возможно, опровергать напрямую, требовать письменных обоснований и подробно документировать процесс. Тогда у Вас есть все шансы действительно добиться своих прав в таком деле.
Тот факт, что мы одержали верх и смогли провести достойную, последовательную гражданскую панихиду, является победой и должен дать нам силы продолжать сопротивляться запугиванию со стороны этого государства и его персонала. Мы не делаем ничего противозаконного и поэтому не должны позволять, чтобы нас криминализировали. Мы работаем над выполнением своей политической миссии в меру своих сил и возможностей, и мы должны ясно дать это понять общественности.
Конечно, мы не позволим, чтобы ФРГ, которая, согласно Федеральному конституционному суду, считает себя субъектом международного права, идентичным «Германскому рейху»[3], чья внутренняя секретная служба была глубоко вовлечена в махинации фашистской банды убийц и которая теперь снова объявляет членов Вермахта образцами для подражания в своей армии (и это лишь малая часть того, что можно было бы здесь сказать), диктовала нам, как мы чтим память убитых при немецком фашизме, включая многих коммунистов, т.е. наших политических предков.
Мы знаем свои задачи и остаемся верны клятве, данной в Бухенвальде: «Уничтожение нацизма и его корней - вот наш лозунг. Построение нового мира мира и свободы - наша цель. Мы в этом обязаны нашим погибшим товарищам и их семьям».
[1]https://www.buchenwald.de/newsroom/warum-die-stiftung-einen-brief-an-die-waehler-in-thueringen-geschrieben-hat
[2]например, https://thueringen.vvn-bda.de/2023/04/27/stellungnahme-zur-geaenderten-hausordnung-der-gedenkstaette-buchenwald/
[3]https://www.bundestag.de/webarchiv/presse/hib/2015_06/380964-380964
Источник: https://kommunistische-organisation.de/bericht/schikane-in-der-kz-gedenkstaette-buchenwald-beim-thaelmann-gedenken/ |