Уважаемые главы государств и
правительств стран Латинской Америки и Карибского бассейна!
Уважаемые министры иностранных
дел и гости!
От имени народа и правительства
Кубы я вас сердечно приветствую и желаю приятного пребывания. Для нас это большая
честь и я вам искренне признателен за возможность поприветствовать всех вас на этом
саммите -Нашей Америки, организованном в 161-ю годовщину со дня рождения Хосе
Марти.
Мы глубоко сожалеем о физическом
отсутствии одного из великих руководителей нашей Америки, незабываемого
Президент Венесуэлы Уго Рафаэля Чавеса Фриаса, горячего и неутомимого
пропагандиста и борца за независимость, за сотрудничество, за солидарность, за
интеграцию и за единство Латинской Америки и Карибского бассейна, и за само
создание этого Сообщества.
Прошу минутой молчания почтить
его память.
Уважаемые коллеги!
Период времени, прошедший с
прошлого Саммита СЕЛАК, был сложным, но успешным. Нам, странам Латинской
Америки и Карибского бассейна, приходилось противостоять множеству вызовов.
Кризис продолжает оказывать влияние на глобальную экономику, опасности для мира еще
присутствуют в различных частях света и братские народы подвергаются угрозам,
односторонним принудительным мерам и покушениям со стороны международных правовых
норм на любые легитимные действия, которые принимались в защиту своего
суверенитета.
Тем не менее, мы смогли
продвинуться дальше в строительстве СЕЛАК и продолжить следовать решениям, которые мы
согласовали в Каракасе и в Сантьяго, Чили.
Постепенно мы создаем Сообщество
Латиноамериканских и Карибских Государств, которое на международном уровне
сегодня признается законным представителем интересов Латинской Америки и
Карибского бассейна.
Также мы двигались по пути
сближения наших позиций и, несмотря на неизбежные различия, в этом разнообразии
крепнет дух еще большего единства, которое и должно стать конечной целью.
Как я сказал в Сантьяго, Чили,
-мы знаем, что среди нас есть различные мысли и даже различия, но СЕЛАК является
наследием двухсот лет борьбы за независимость и базируется на глубокой общности
целей. СЕЛАК, таким образом, - это не череда случайных встреч и прагматичных
совпадений, а это общее видение Большой Родины, Латинской Америки и Карибского
бассейна, которая принадлежит только своим народам.
Приоритетом должно быть создание
общего политического пространства, где мы сможем двигаться на пути к
достижению мира и уважения между нашими народами, где способны преодолеть все преграды,
в том числе и те, которые нам намеренно навязывают, такого пространства, где мы
сможем использовать суверенным образом и для общего блага наши ресурсы, наш
научный и технический потенциал для прогресса наших народов, где мы будем
ценить такие незыблемые принципы, как самоопределение, суверенитет и суверенное
равенство государств.
Только так мы добьемся, что
перестанет быть реальностью определение Латинской Америки и Карибского региона как
региона с самым высоким неравенством на планете.
Работа Кубы в качестве временного
председателя СЕЛАК была направлена именно на достижение этой цели, и, таким
образом, центральной темой саммита станет -борьба против бедности, голода и
неравенства.
Очевидно, что в течение последних
лет был достигнут определенный прогресс, но он был медленным, дробным и
нестабильными. Согласно CEPAL (Comisión Económica para América Latina y el Caribe,
Экономическая Комиссия ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна которую мы
благодарим за ее постоянное сотрудничество с председательствующей Кубой и за
пять исследований, которые были проведены в рамках такого сотрудничества, в
Латинской Америке и Карибском бассейне уровень бедности достиг в 2012 году, как
минимум, 28,2% населения, или 164 миллионов человек, и 11,3% крайней нищеты,
что составляет 66 миллионов жителей региона. Но еще большую озабоченность
вызывает детская бедность, которая влияет на 70,5 млн. детей и подростков, из них 23,3 млн
пребывают в крайней нищете.
10% наиболее богатого населения
Латинской Америки получает 32% общего объема доходов, в то время как беднейшие
40% получают лишь 15%. Народы Латинской Америки и
Карибского бассейна нуждаются и требуют более справедливого распределение
богатств и доходов, всеобщего и бесплатного доступа к качественному образованию,
обеспечения полной занятости, повышения заработной платы, ликвидации
неграмотности, создания истинной продовольственной безопасности, системы
здравоохранения для всего населения, права на достойное жилье, на безопасную
воду и санитарные условия.
Все цели достижимы, и в их
достижении будет измеряться прогресс нашего региона. У нас есть все условия, чтобы
переломить ситуацию. С чуть более 15% поверхности суши, и 8.5% от мирового
населения, регион обладает существенной долей запасов наиболее важных
невозобновляемых полезных ископаемых, третью запасов пресной воды, 12% сельскохозяйственных площадей,
наибольшим потенциалом мирового производства продовольствия и 21% естественных
лесов.
И именно это богатство должно
стать локомотивом ликвидации неравенства. Наша задача и наш долг - быть в
состоянии превратить это природный капитал, в капитал человеческий, в экономическую
инфраструктуру и диверсификацию производственной и экспортной базы, таким образом,
чтобы это полностью соответствовало истинному процессу развития.
Одна из проблем, от которой мы
страдаем в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, состоит в том, что мы
не смогли превратить периоды высоких цен на природные ресурсы, которые мы экспортируем,
в процессы долгосрочного экономического развития, что таким образом
способствовало бы снижению бедности и повышению уровня подушевого дохода.
Для этого мы должны в полной мере
осуществлять свой суверенитет над нашими природными ресурсами, и внедрить
соответствующие политические меры в отношении иностранных инвестиций и
транснациональных корпораций, действующих в странах, которые составляют СЕЛАК.
Для экономики региона
преимущества прямых иностранных инвестиций неоспоримы, как и вливания в нее капитала
транснациональных корпораций, но мы забываем, что стремительный рост прибыли,
который составил 5,5 раз за последние 9 лет, отрицательно влияет на состояние платежного
баланса наших стран.
В области образования регион
сталкивается со значительными пробелами, как в плане доступа, так и качества образования,
одновременно продолжает существовать функциональная
неграмотность, хотя и имеются значительные отличия между странами.
Хотя исследования
продемонстрировали прогресс в области доступа к начальному образованию, информация CEPAL и
ЮНЕСКО проясняет, что и доступ и качество образования, которое получают
учащиеся, тесно связаны с уровнем его доходов.
Наиболее серьезная ситуация на
уровне старшей школы, и даже не столько потому что 50% молодых людей в возрасте от
20 до 24 лет ее не окончили, а потому, что из наиболее бедных молодых людей ее закончили
только 21,7%. Напротив, 78,3% их более богатых сверстников получили этот уровень
образования. То есть разрыв 56,6 процентных пункта разделял в 2010 году эти две
группы.
В случае высшее образование все
сложнее. В соответствии с оценками CEPAL, обучение, с целью получения
высшего образования в 2010 году охватывало треть молодых людей в возрасте от 18
до 24 лет.
У нас есть все возможности,
ресурсы и методики, чтобы стереть неграмотность с лица Латинской Америки и Карибского
региона. Чтобы сделать это и обеспечить наше население возможностью доступа к
всем уровням образования без какого-либо исключения и проявления неравенства,
мы должны иметь на это политическую волю. Сделать ничего из того, что мы
предлагаем, будет невозможно без образованных и культурных людей.
Разнообразие на уровне развития
различных общественных и производственных секторов между нашими странами -
это, кроме всего прочего, создает возможность для сотрудничества,
взаимодополняемости и интеграции наших экономик.
Мы должны установить новую
парадигму региональной и международной кооперации. В рамках СЕЛАК у нас есть
возможность строить собственные, адаптированные к нашим реалиям модели, основанные на
общих интересах и солидарности, которые учитывают лучший опыт, накопленный в
последние годы отдельными странами региона и региональными организациями
латиноамериканской и карибской интеграции, такими, как МЕРКОСУР и ALBA, ПЕТРОКАРИБЕ,
УНАСУР, КАРИКОМ, СИКА и других, которые на протяжении многих лет уже
существуют.
С другой стороны, мы не можем
забывать о том, что маленькие островные развивающиеся государства требуют
специального внимания к их особенным проблемам, которые были усугублены влиянием
глобальных кризисов и проблемой изменения климата, что, хотя и затронуло всех,
имеет большее влияние в карибских странах, экономики которых в среднем в 2012
году снизились или затормозили темпы роста.
Влияние экономического кризиса
2008-2009 годов было особенно суровым в этом субрегионе, и стоило маленьким
островам в среднем 13,2% ВВП. Эффект разрушительных стихийных бедствий также
оказал влияние в этом смысле. Кроме того, это моральное
обязательство как международного сообщества так и наших стран продолжать вносить
вклад в комплексное развитие республики Гаити посредством принятия конкретных
мер для партнерства на основе их естественных потребностей и национальных
приоритетов.
Важная задача, стоящая перед
странами СЕЛАК в течение этого года, состоит в совместной работе над подготовкой
«Плана по устойчивому развитию после 2015 года», а также в недопущении ошибок,
предшествующих концепции равития нового тысячелетия.
Уважаемые главы государств и
правительств: независимо от нашего прогресса, мы продолжаем жить в мире,
управляемом несправедливостью, иключающем международный порядок, с
продолжающимися угрозами миру и внешними вторжениями в регион.
Мы не можем забыть долгую историю
вмешательств во внутренние дела, военные вторжения и кровавые перевороты.
Так называемые «центры силы» не смирились с потерей контроля в таком богатом
регионе, и не оставляют попыток изменить ход истории в наших странах, чтобы
восстановить утраченное влияние и извлечь выгоду из своих ресурсов.
В 1999 году, когда социалистического
лагеря уже не существовало, НАТО изменил свою стратегическую концепцию,
дабы действовать против прогнозируемых глобальных угроз, носящих оскорбительный
характер за пределами территории стран-членов Альянса, так называемой
«евро-атлантической переферии». На саммите ЕС-Латинская Америка и Карибский бассейн, состоявшемся
вскоре после этого, в июне, в Рио де Жанейро, исторический (неоспоримый) лидер
Кубинской Революции Фидель Кастро Рус спросил, находится ли наш регион в
пределах этой «переферии», учитывая, что эта доктрина все более агрессивна и опасна.
Этот вопрос остается без ответа и по сей день, спустя 15 лет.
В прошлом году было обнаружено
существование глобальной системы мониторинга сообщений под эгидой
правительства США. Мишенью шпионажа без разбора стали главы государств и правительств,
международные организации, политические партии, предприятия и просто граждане
региона.
Такая деятельность является
вопиющим нарушением международного права и суверенитета государств.
Еще один вопрос, вызывающий
серьезную озабоченность, заключается в их способности провоцировать
международные конфликты; это скрытая и нелегальная
деятельность через частных лиц, организации и государства и компьютерные
системы других наций - с целью нападения на третьи страны.
Некоторые правительства даже
озвучили вероятность использования традиционного оружия в ответ на подобные атаки.
Единственным способом предотвратить и устранить новые угрозы служит совместное
сотрудничество между всеми государствами с целью недопущения становления
киберпространства в качестве театра военных действий.
Поэтому мы приветствуем
инициативу, выдвинутую правительством Бразилии, о проведении Глобального
Многосекторального собрания по управлению Интернетом в Сан-Пауло в апреле 2014
года.
Твѐрдо
придерживаясь мировых договоров о ядерном разоружении, Латинская Америка первой в мире установила
посредством Договора Тлателольоко Зону, свободную от ядерного оружия. Но мы
должны двигаться дальше. Мир и развитие взаимозависимы и неразделимы. Поэтому мы
предлагаем объявить наш регион Зоной Мира, навсегда отвергнувшей войну и угрозу
использования силы, в которой споры между нашими странами решены нами самими,
путѐм мирных переговоров согласно
нормам Международного права.
Мы подтверждаем полнейшую
солидарность с Аргентинской Республикой в иске о Мальвинских островах, Южной
Георгии и Южных Сандвичевых островах и прилегающих морях. По мере того, как мы
отрицаем каждую попытку эксплуатации природных ресурсов вышеупомянутых
территорий, включая их недра, до соответствующего соглашения, мы призываем
Соединѐнное Королевство к двусторонним
переговорам, предложенным Аргентинским
правительством.
Как написала пуэрториканская
поэтесса Лола Родригес де Тио, -Куба и Пуэрто-Рико - птицы два крыла‖, а, следовательно,
я повторяю, что -наше Сообщество будет неполным, пока не будет в ней скамьи со
спинкой Пуэрто-Рико - нацией подлинно латиноамериканской и карибской,
находящейся в колониальной зависимости‖.
Мы выражаем нашу солидарность
народу и правительству Эквадора, которому угрожали по требованиям
транснациональных компаний в судах, преисполненных жадностью и неоколониальным
политическим взглядом.
Я благодарен всем за проявления
солидарности против преступной блокады, навязанной моей стране больше
полувека и несправедливым включением Кубы в список покровителей терроризма
Государственным департаментом Соединенных Штатов.
Многоуважаемые коллеги!
С наилучшими пожеланиями успеха в
решениях, которые мы осуществим, и, учитывая огромную
ответственность, которую мы несѐм перед
всем нашим регионом, я объявляю открытым II Саммит
Сообщества Латиноамериканских и Карибских государств.
Большое спасибо!
Над переводом речи работали Сергей Прокудин, Валерия
Кодолова, Михаил Крыжановский и Егор Лидовской.