Ленинизм
—
достояние России
М.Ю. Беляев
22 апреля в «Историко-культурном комплексе в
Разливе» прошла очередная, уже седьмая по счету, научно-практическая
конференция «В.И. Ленин в современном мире». Чем же запомнится эта конференция?
Доброй традицией стало выступление
молодежной театральной студии при музее. Яркое театральное действие положило
начало напряженной, интересной работе конференции.
С приветственными словами выступили
представители исполнительной и муниципальной власти Курортного района и
законодательной власти Санкт-Петербурга.
Открыл конференцию доклад «Ленин об империалистических кризисах и
современная Латвия» С.Л. Христолюбова,
заместителя председателя Социалистической партии Латвии, депутата Рижской думы
от СПЛ. Постсоветская история
современной Латвии показывает, что хуже всех в современном империалистическом
мире, который сотрясают постоянные кризисы, приходится небольшим, малым
государствам. Постсоветское развитие Латвии привело к тому, что уничтожена
промышленность и уничтожается сельское хозяйство. Современное правительство
Латвии принимает решения под диктовку Евросоюза и в угоду крупным монополиям.
Попытки выхода из кризиса сводятся к наступлению на социальные гарантии, к
необоснованному повышению налогов и т.д. Из страны происходит отток населения,
которое в поисках лучшей жизни уезжает в другие, более развитые, государства
Евросоюза. Кризисы в буржуазном обществе были, есть и будут — это доказано в
научных трудах Маркса, Энгельса и Ленина. И это находит практическое
подтверждение.
Следующим выступил В.А. Тюлькин,
депутат Государственной Думы Российской Федерации четвертого созыва с докладом «В.И. Ленин о принципах приема в
Коммунистический Интернационал». Виктор
Аркадьевич, опираясь на советы В.И. Ленина, поставил и дал ответ на вопрос о
том, как в современном многообразии партий, общественных объединений, течений
вроде бы левого толка, которые на словах относят себя к приверженцам построения
справедливого общества, определить, кто действительно левые. К критериям оценки
можно отнести условия, а их 21, приема партии в Коммунистический Интернационал,
которые сформулировал В.И. Ленин. Самое главное, без признания которого
нельзя отнести ни партию, ни общественное объединение, к левым — положение о
диктатуре пролетариата. Если в программе партии нет ни слова о диктатуре
пролетариата, то это никакая не левая партия. За ней нет научной теории. Просто
одна болтовня. И с такими объединяться никак нельзя.
Следующим выступающим был
В.А. Сидоров, доктор философских наук, профессор факультета журналистики Санкт-Петербургского
государственного университета с докладом «Политическое
сознание общества и пресса: актуальные страницы ленинского наследия». В современной России, по мнению докладчика, еще не
сформировано политическое сознание общества. Причины — отсутствие общей
национальной идеи, концепции развития общества. Демократические ценности,
которые привносит правящая «элита», для большинства членов общества
представляются лживыми. Истинное политическое сознание, как писал в своих
работах В.И. Ленин, можно привнести, что и было сделано в эпоху
социалистической революции через прессу, через газеты. Сегодня газеты по своему
влиянию на формирование общественного мнения, политического сознания, уступают
телевидению. Телевидение сегодня либо в частных руках, либо в руках государства и находится под властью
массовой культуры. Но и сегодня можно находить способы формирования
истинного общественного сознания.
Доклад «Социализм
и религия в латиноамериканском культурном контексте» сделала Е.Г. Рукомойникова, кандидат философских
наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного бюджетного
учреждения культуры «Историко-культурный музейный комплекс в Разливе». По
мнению докладчика, на Латиноамериканском континенте борьба за социализм не
сводится только к борьбе с религией — борьбе, которая отвлекает, размывает
силы, направленные на решение задачи построения нового общества.
С интересом был выслушан доклад «Большевистская организация и сестрорецкие
рабочие в 1905–1907 годах (в кадре и за кадром)»
Б.Е. Ривкина, старшего научного сотрудника СПб ГБУК «Историко-культурный
музейный комплекс в Разливе». Он рассказал о событиях 1905–1907 годов и об
участии в них рабочих Сестрорецка.
Доклад «В.И.
Ленин в защиту детства» сделал
А.В. Воронцов, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник
высшей школы, заведующий кафедрой истории и теории социологии РГПУ им. А.И.
Герцена, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Без детства нет
будущего. Это хорошо понимали В.И. Ленин и новое правительство. В первые годы
Советской власти были приняты декреты и указы, направленные на борьбу с
беспризорностью и безграмотностью. Понимая, какую опасность в себе несет
детская беспризорность, ленинское правительство на борьбу с ней бросило силы
ВЧК, возглавляемые Дзержинским. Из подвалов были извлечены, накормлены, одеты и
посажены за парты обучаться грамоте миллионы детей. Все это явилось залогом
того, что наш народ победил фашистскую Германию и отправил первого человека в
космос. А сегодня? Сегодня все наоборот. Сотни, тысячи детишек прячутся по
подвалам, вокзалам. От всеобщего бесплатного среднего образования нас переводят
к платному. Новые реформы в высшей школе ведут к ее уничтожению.
С докладом «Историческое значение работы В.И. Ленина "Что делать?”» выступил В.Н. Волович, доктор экономических наук,
профессор кафедры экономической теории Санкт-Петербургского государственного
минерально-сырьевого университета «Горный», действительный член Петровской
академии наук и искусств. Если взять любую работу Ленина и прочитать, —
понимаешь, что все они созвучны нашему времени. Это можно сказать и о работе
«Что делать?». Она была написана в 1901–1902 годах. Основные вопросы, которые
поднял Ленин, созвучны с нашим временем: политическая агитация, организационные
задачи, создание передового и боевого авангарда рабочего класса. То время
сходно с нынешним — экономизм в рабочем движении, в партийном строительстве
преобладал реформизм. Сегодня, к сожалению, люди наемного труда в массе
заражены буржуазной идеологией. Ленин, следуя завету Энгельса, говорил о том,
что рабочий класс должен развивать экономическую борьбу, политическую борьбу и
теоретическую борьбу. Если мы соединим все эти три задачи, то будем побеждать.
Сегодня рабочий класс есть класс в себе, а не класс для себя, он еще не
осознал свои классовые интересы. Но прогресс идет вперед и остается надежда,
что большинство будет решать в нашей стране и политические, и экономические
задачи.
Доклад «Ленинский
марксистский кружок... Наши дни» сделал
А.В. Потапенко, инженер по контролю качества ООО «Хёндэ Мотор Мануфактуринг
Рус», слушатель Красного университета Фонда Рабочей Академии. Без теории нет
будущего — слова И.В. Сталина, которые нашли подтверждение и в становлении
Советской власти, и в ее поражении. Действительно, без привнесения научных
знаний в сознание рабочих, без передового авангарда рабочего класса, без партии
нельзя власть завоевать, удержать и развивать общество. Через марксистские
кружки, организованные В.И. Лениным, через партийную учебу был сформирован
передовой отряд рабочего класса, который в дальнейшем и взял власть в свои
руки. Незнание теории фальшивыми «верными ленинцами» — Хрущевым, Брежневым,
Горбачевым, слабое владение ею рабочим классом привело к поражению первого социалистического
государства. А что сегодня? Сегодня наблюдается все возрастающий интерес к
изучению трудов Ленина, Маркса, Энгельса, Гегеля. Все больше и больше людей
желают овладеть научными знаниями. Сегодня возрождаются кружки, объединяющие
людей в изучении диалектики Гегеля, «Капитала» Маркса, трудов Энгельса и
Ленина. Организован Красный университет Фонда Рабочей Академии, и в рамках
учебной программы «Красный Семестр» происходит обучение всех желающих на
бесплатной основе. В наше время остаются актуальными слова Ленина: «Учиться,
учиться и еще раз учиться».
С докладом «Клерикализация современной России в свете идей В.И. Ленина
о религии и церкви» выступил
В.П. Огородников, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой
«Философия, политология и социология» Петербургского государственного
университета путей сообщения, действительный член Петровской академии наук и
искусств. В.И. Ленин в работах «Социализм и религия», «Отношение рабочей партии
к религии» раскрыл 108 лет тому назад то, что тревожит нас сегодня. По Ленину
любой класс, который угнетает другой, нуждается в обеспечении своего господства,
ему нужны и функция палача, и функция попа. Функция попа — утешать и примирять
угнетаемых с их угнетателями, отваживать их от всяких революционных действий. В.И.
Ленин дополняет учение Маркса и говорит, что религия — опиум народа. То есть
лекарство, которое позволяет «расслабиться» и смириться с мыслью, что все уже
предрешено. Эволюция буржуазного общества такова, что в начале, после
буржуазных революций, государство отодвигало церковь от власти, становилось
светским, а сейчас оно нуждается в ней как в некой все объединяющей идее, и
происходит сращивание государства и церкви. Сегодня в школах вводится новый
школьный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», тем самым
урезается время на изучение математики, русского языка, литературы и других
наук. В некоторых высших учебных заведениях открываются кафедры теологии. В
столице нашей Родины Москве мэром Собяниным подписан план по вводу вместе с РПЦ
новых храмов в спальных районах и центре города. Но главное, о чем писал Ленин,
это то, что надо прежде всего не с религией бороться, а с теми основаниями,
которые порождают эксплуатацию человека человеком.
Доклад «Развитие
Лениным учения Маркса и Энгельса о диктатуре пролетариата» сделал М.В. Попов, доктор философских наук, профессор
кафедры социальной философии и философии истории философского факультета
Санкт-Петербургского государственного университета, действительный член
Петровской академии наук и искусств, президент Фонда Рабочей Академии. В.И. Ленин,
разрабатывая теорию пролетарских революций в период империализма, привнес в
марксизм обоснование возможности победы социализма в одной стране и
необходимости диктатуры пролетариата не только в переходный период, но и на протяжении
всей первой фазы коммунизма. При коммунизме в первой фазе сохраняется
государство, хотя это уже полугосударство, так как нет угнетаемого класса, но
есть попытки выступать против интересов рабочего класса, которые его
государство призвано подавлять. Это первое. Второе — Ленин увидел в Советах
организационную форму диктатуры пролетариата. Советы по своему смыслу — это
органы, которые формируются по фабрикам и заводам, а не по территориальным
округам, как парламенты. Приходится признать, что эти важные положения, этот
вклад в марксизм В.И. Ленина, не были усвоены партией и той частью народа,
которая претендовала на роль идеологов. Это и послужило причиной поражения
социализма и реставрации буржуазного общества в нашей стране. Нельзя сегодня
считать марксистом того, кто не изучает ленинизм, поскольку ленинизм — это
современная форма марксизма, соответствующая эпохе пролетарских революций,
эпохе перехода от капитализма к коммунизму. И тот, кто не изучает труды В.И.
Ленина, не доходит до того, что особенно необходимо и актуально в наши дни.
Доклад «Методологическое
значение ленинской Программы РКП(б)» сделал
А.С. Казённов, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой
философии и социальных коммуникаций Санкт-Петербургского государственного
торгово-экономического университета. В
своем докладе Александр Сергеевич показал, какой непростой путь в
становлении прошло понятие диктатуры пролетариата — путь от «Манифеста
Коммунистической партии» Маркса до ленинской Программы РКП(б), и как это было
связано с историческим развитием общества. Было раскрыто главное и ключевое,
что отличает программу РКП(б) от программ других партий — это неразрывное
единство диктатуры пролетариата и её организационной формы — Советов.
С докладом «Имя России — Ульяновы» выступила Н.Л.
Иванова, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории РГПУ им. А.И.
Герцена. Как говорил В.И. Ленин, «за кем молодежь, за теми и будущее». А как
привлечь современную молодежь к изучению истории первого социалистического государства?
Интересную форму предложила Наталья Леонидовна, читая своим студентам спецкурс
«Имя России — Ульяновы». На примере
истории семьи Ульяновых показано, какой вклад внесли в развитие России отец и
сыновья.
Доклад «Мавзолей
В.И.Ленина — достояние человечества» сделал О.П.
Мироненко, историк, писатель, политолог, действительный член Русского
географического общества, «Союза ученых» Санкт-Петербурга. Культурное наследие,
которое оставил В.И. Ленин, без преувеличения можно отнести к культурному
достоянию человечества. Мавзолей — это памятник человеческому гению. Это маяк,
который указывает путь человечеству к новому обществу.
Доклад «Музей
Ленина в Тампере» сделал Аймо Минккинен, доктор
философских наук, директор Музея Ленина в Тампере, Финляндия. Музей Ленина в
Тампере — первый музей Ленина, который был открыт за рубежом. Ленин оставил
глубокий след в истории независимого финского государства и финны не только
сохраняют, но и изучают культурное наследие Ленина. Их интересует не только то,
что успел, но и то, что планировал сделать в будущем Ленин.
С докладом «Музеи В.И. Ленина, общество и государство»
выступила Н.С. Коваленко, директор Санкт-Петербургского государственного
бюджетного учреждения культуры «Историко-культурный музейный комплекс в
Разливе». В своем докладе Наталья Степановна рассказала о планах создания на
территории музея парка советских скульптур с целью опровержения стереотипов,
которые сложились и складываются у молодежи под воздействием массовой культуры
о необходимости борьбы за закрепление за музеем всей необходимой для его
деятельности земельной территории.
Доклад «Ленин
о бюрократизме и бюрократии» сделал И.М.
Герасимов, кандидат технических наук, доцент Санкт-Петербургского
государственного политехнического университета, вице-президент Фонда Рабочей
Академии. Бюрократизм — действия профессиональных управленцев в своих
интересах, иной раз противоположных общественным, уйдет лишь с отмиранием государства,
когда каждый член общества, владея знаниями и свободным временем, будет
участвовать в управлении. В.И. Ленин и в дореволюционный период и,
особенно, после взятия большевиками власти, досконально уяснил сущность
бюрократизма и в своих работах, выступлениях, письмах подробно изложил методы
борьбы с ним. С бюрократизмом нужно и можно успешно бороться, и сегодня есть
положительные примеры борьбы, например в Греческой Компартии и в КНДР, было бы
только желание.
Доклад «Ленин
о Советской власти как организационной форме диктатуры пролетариата» сделал Б.Н. Гавшин, кандидат экономических наук,
доцент Московского государственного машиностроительного университета,
заместитель главного редактора российской общественно-политической газеты
«Народная правда». В.И. Ленин в своих работах доказал, что соответствующей
сущности диктатуры пролетариата является Советская власть, формируемая через
трудовые коллективы. Правильность этого вывода доказала история.
Деятельности соратника В.И. Ленина Василия
Андреевича Шелгунова как редактора газеты «Звезда» был посвящен доклад Л.Л. Газиевой, старшего
научного сотрудника СПб ГБУ «Музей «Невская застава», старшего преподавателя
кафедры Истории Отечества ГМУ им. И.П. Павлова. Перед историками, изучающими
период становления марксизма в России, еще много белых пятен и впереди еще
много работы по их изучению. В становлении марксизма в России, конечно,
активное участие принимало много людей и недооценивать их роль было бы
несправедливо. Одним из таких людей и был Василий Андреевич Шелгунов, редактор
газеты «Звезда».
Доклад «Интерпретация
образа В.И. Ленина в выставочном проекте и коллекции актуального искусства
Государственного музея политической истории России»
сделал А.А. Бойко, кандидат искусствоведения, хранитель фонда плакатов
Государственного музея политической истории России. Алексей Александрович в
своем выступлении рассказал о коллекции актуального искусства Государственного
музея политической истории России и отображении образа В.И. Ленина
в ней.
С докладом «Вклад финских красногвардейцев в победу социалистической революции» выступила Забавская Надежда Ивановна, директор Муниципального
бюджетного учреждения культуры «Историко-культурный центр» г. Выборга.
Социалистическая революция и гражданская война в Финляндии доказывают правоту
слов Ленина о том, что мало власть взять, ее еще надо и удержать. К сожалению,
финским рабочим и красногвардейцам не удалось удержать власть. Финский народ
понес большие людские потери. Но осталась память об этом периоде, и
переосмысление итогов социалистической революции позволит финскому народу
достичь еще больших успехов в построении социально справедливого общества.
Стихи, навеянные ленинским юбилеем, из своего очередного сборника,
посвященного ленинской конференции, прочитал Смоляков Евгений Степанович,
заслуженный врач Российской Федерации, член Российского межрегионального союза
писателей, действительный член Академии русской словесности и изящных искусств
им. Г.Р. Державина, профессор.
Конференция завершилась докладом «Ленин и современность» Т.И. Ябровой, главного редактора журнала «Марксизм и
современность», Киев, Украина. Тамила Иосифовна рассказала участникам
конференции о перспективах развития журнала «Марксизм и современность», о
проблемах и тенденциях в современном марксистском движении, о необходимости
борьбы с оппортунизмом и ревизионизмом.
В заключение хочется сказать спасибо
организаторам конференции — руководству и коллективу ОАО «Третий парк», СПб
ГБУК «Историко-культурный музейный комплекс в Разливе» и Российской
общественно-политической газете «Народная правда».
М.Ю. Беляев, член Российского профсоюза докеров
|