Идеологические
сражения в период холодной войны
Алексеева Г.Д
В современной России постоянно раздаются голоса политологов, социологов,
журналистов о необходимости создания новой идеологии, отличной от советской,
социалистической. Эти мнения часто появляются как отражение объективных
потребностей современного общества в идеологии, хотя по ельцинской конституции
безграмотные составители, расправляясь с социалистической идеологией, ее
запретили (ст. 13), во всех цивилизованных странах мира государственная
идеология существует как система достаточно устойчивых идей, выполняющая
определенные весьма важные для государства и общества функции.
Из-за неизученности этой проблемы усилиями специалистов и с крайне низким
уровнем образования многих рассуждающих на эту тему, идеология превращается в
«обиду народа» (С. Даренко); в соединение идей коммунизма и православия
(Зюганов); либерализма, православия и коммунизма (Проханов, как в басне Крылова
«Лебедь, рак и щука»), национал-патриотическая идея без либерализма (Дунаев –
«Правое дело») и т.д. и т.п. Все эти поиски, часто звучащие в программах СМИ,
удивляют низким научным уровнем понимания этой проблемы. Ее можно объяснить,
обращаясь к историческому опыту СССР, США, послевоенной Франции, Германии и других
стран мира, где идеология всегда функционирует как неотъемлемая часть
общественного сознания, как инструмент государственной политики, средство
влияния на сознание различных групп населения.
В современном российском обществе наблюдается постоянное обращение к этой
проблеме – поиск идеи для создания новой современной идеологии. Различные
заявления убеждают нас не только в научной актуальности темы, ее особой
востребованности со стороны государства, политических партий, общественных
движений и даже специалистов, работающих в области общественного сознания, т.е.
с «идеологическим материалом». Изучение идеологии затруднено не только
сложностью осмысления ее содержания, отсутствием научных принципов и методов
исследования, потребностью в особом типе источников, но и тем состоянием науки,
особенно истории, где господствует шабаш (ночное сборище ведьм) в форме
безграмотных, антинаучных вывихов. Их озвучивают сахаровы, лавровы, пивоваровы
и многие другие «новаторы» из РАН, уничтожающие основы русской национальной
науки, нарушая элементарные принципы научного познания большого числа проблем,
включая общественное сознание и идеологию. Они превратили «идеологию» в
средство борьбы с советской наукой, с национальным сознанием многовековой
давности, в котором гражданственность, ответственность за сохранение
национальных ценностей, патриотизм и др. были неотъемлемой частью и
государственной идеологии и мировоззрения личности. В истории России они всегда
играли не разрушительную, а созидательную роль.
Поиск научных объяснений идеологии, ее роли в обществах ХХ-ХХI вв. следует искать не в наборе
различных мнений, утверждений, «пристрастий», а в реальной научной парадигме,
которая рассматривает идеологию как совокупность или сочетание идей с различным
содержанием, способных структурироваться в систему, играть роль устойчивого
фактора в развитии общества и государства. Эту проблему обязаны решать ученые,
обладающие реальными знаниями в области общественного сознания, различных
идеологических систем, с пониманием их роли в обществах существующих и
развивающихся в структуре определенных цивилизаций.
До сих пор не устарели идеи А.А. Богданова, выдающегося русского
ученого-энциклопедиста, об авторитарной сущности идеологии, ее появления в
первобытно общинном строе, после перехода от варварства к цивильному обществу.
Богданов впервые в русской литературе попытался исследовать сущность и природу
идеологии, ее место в общей системе общественного сознания. Упрощая весьма
сложный текст автора, рассматривающего идеологию с точки зрения ««авторитарных»
форм социальных комплексов»», обратим внимание на трактовки функций идеологии
во всех авторитарных системах. Они содержат комплекс определенных понятий и
норм, которые структурируются в идеологию, превращаясь в «идеологический
скелет». Он придает организации, т.е. обществу «величайшую прочность». Этот
«идеологический скелет не так-то легко разрушается: он слишком прочен, слишком
укреплен десятками лет авторитарного подчинения» («Тектология». М., 1989. Т.2.
С.146 и др.). Богданов признает авторитарные системы нормальным типом
существования общества, тесно связанного с историческими традициями
(с.147-148), с многовековой историей человечества (с.150 и др.).
И хотя не все детали богдановской теории идеологических систем были им
осмыслены в полной мере, однако они помогают нам понять три проблемы: 1) роль
идеологии на различных этапах развития общества как «скелета», влияющего на его
прочность; 2) как систему определенных знаний, идей и норм, которые следует
изучать, если мы хотим решить эту проблему с научных позиций; 3)
государственная идеология, признаем мы или отвергаем авторитарный тип
современных общественных систем, помимо наших желаний остается авторитарной,
поскольку утверждает авторитет лидера, правящей элиты, закона, норм поведения,
внутренней и внешней политики государства и др. Это нам демонстрируют все
страны мира – от США до Сев. Кореи. Мы сознательно не останавливаемся на
проблеме разрушения идеологических государственных систем различного типа,
«открытых» и «закрытых» обществ (Китай, Япония, Сев. Корея и др.). Хотя она
имеет прямое отношение к истории разрушения идеологии СССР, когда были открыты
сначала «каналы» влияния, а затем использовалась тактика развала социума
правящей элитой во главе с некоторыми руководителями из ЦК КПСС.
Обращаясь к некоторым косвенным данным, можно предположить, что
И.В. Сталин использовал теорию систем Богданова, которого он хорошо знал
(помог создать Институт переливания крови в 1925 г.), в процессе строительства
социалистического общества. Оно формировалось как сложная по составу структура,
состоящая из экономических, социальных, идеологических, культурных связей и
отношений, на основе применения теории социальных систем, созданной в России
еще до Октябрьской революции Богдановым. К сожалению, эта проблема так и
осталась неизученной. Мы до сих пор не можем объяснить, как за столь короткий
исторический период (1917-1937) была создана страна, признанная в 1944 г. на
Западе Великой державой. С целью ее сокрушения тогда стали бороться спецслужбы
цивилизованных стран мира (США, ФРГ и Великобритания и др.).
Обращаясь к истории, можно утверждать, что в основу категории идеология
легло понятие идея (с гр. представление, мысль), которая со временем становится
ядром другого, более сложного образования – «идеология». Философы прошлых
времен и современные авторы по-разному объясняют происхождение и смысл этого
понятия. Его содержание часто теряется в многочисленных выступлениях
социологов, политиков, идеологов, лишенных реальных научных представлений о
содержании и функциях идеологии, существующей как часть общественного сознания
во всех цивилизованных странах мира. По-видимому, со временем одним из
критериев оценки любой цивилизации может стать господствующий тип общественного
сознание и государственная идеология.
При всей важности и весьма частом употреблении этого понятия оно остается
неизученным, поэтому приобретает различные толкования и смыслы, иногда весьма
далекие от реального содержания. Это обстоятельство заметно затрудняет его
объяснение широкому кругу читателей.
Возвращаясь к истории России дооктябрьского периода, хотелось бы обратить
внимание на факты формирования национального сознания, в котором заметную роль
играли определенные идеологемы. Они возникают в конкретных исторических
условиях и ситуациях, когда появляется потребность в сплочении общества,
народа, власти для решения каких-либо сложных социальных задач (проведение
реформ, разгром и изгнание захватчиков и др.).
Можно признать, что отдельные идеи, еще не связанные единой системой,
возникали и существовали и в дореволюционной России в виде формул – «За царя,
за Родину, за Веру». В начале ХIХ столетия идеологи самодержавия из окружения историка Н.М. Карамзина
выдвинули другую триаду, которая по смыслу была близка первой – «Самодержавие,
православие, народность». Позднее ее использовал министр просвещения Уваров.
Никто из ученых ХIХ-начала ХХ столетия не обращался к изучению этой триады, как совокупности
идей и ядра дореволюционной российской идеологии, которая стала выполнять
определенные социальные функции, изменяясь в различных исторических ситуациях.
Особенностью осмысления идеологии как неотъемлемой части общественного
сознания стали ее различные объяснения, часто противоречащие друг другу по
смыслу и ее роли в обществах различного типа.
Советский философ В.Ж. Келле считал, что понятие идеология возникло в
начале ХIХ века, когда французский философ и экономист А.Л.К. Дестют де Траси
издал труд «Элементы идеологии» (Т.1-4. 1801-1815), для обозначения учения об
идеях, появляющихся для установления «твердых основ для политики». В ХХ веке
это понятие вошло в сознание и науку, хотя его смысл объясняли по-разному. Одни
отождествляли идеологию с теорией и наукой, другие – с сознанием различных
классов, третьи – с общественным сознанием, не разделяя ее на государственную,
партийную, идеологию социальных движений, например, народничество в России.
Келле определял идеологию как «систему взглядов (чьих? – Авт.) и идей, в
которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к
другу, социальные проблемы и конфликты (?), а также содержатся цели (программы)
социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие)
данных общественных отношений». (Философский энциклопедический словарь. М.,
1983. С.199). В этом весьма нечетком определении отсутствует самое главное – ее
государственная роль, которая сохраняется во всех странах мира, отражая их
цивилизационную сущность и особенность. Это не исключает появление и
существование партийной, групповой, оппозиционной идеологии, которую тоже
необходимо изучать.
Обращение к истории возникновения и развития советской государственной
идеологической системы позволяет понять, что путь ее формирования был весьма
сложнен, в чем-то стихийным, не всегда в достаточной мере осмысленным и
регулируемым властью и обществом. И тем не менее, можно утверждать, что в
основе этого процесса лежала теория марксизма, примененная В.И. Лениным к
российской действительности, идеология Российской социал-демократической
рабочей партии (большевиков) – РКП(б), национальные традиции (общинность,
взаимопомощь, ответственность за судьбу Отечества и др.). Они заметно влияли на
содержание основных блоков новой государственной идеологии. После 1917 г. ее
стержневыми, ядрообразующими идеями стали: 1) освобождение личности от эксплуатации,
социального неравенства, бесправия; 2) свершение революции, которая открывала
реальный путь для строительства нового социалистического (коммунистического)
общества; 3) защита государством интересов и прав трудящихся; 4) равенство всех
народов, населявших страну, гарантированное советской конституцией. И главное –
ее ядром была коммунистическая идея, которой подчинены все составные части этой
доктрины. Она придавала ей устойчивость и прочность, доступность для ее
понимания народом.
Идеология стала одним из средств воспитания личности советского человека,
гражданственности, ответственности за страну, гуманизма и патриотизма, гордости
за достижения СССР, интернационализма и дружбы народов, сохранения исторических
национальных ценностей. Сложные задачи общественного развития, мобилизация масс
решались с помощью идеологии уже на начальном этапе ее формирования (в
лозунговой форме: «Вся власть советам», «Фабрики рабочим», «Земля крестьянам»,
«Все на защиту социалистического отечества» и др.). Они способствовали
мобилизации сознания и энергии широких масс населения на решение сложных задач
строительства социализма, защиту завоеваний народа. Идеологическая система
развивалась и обогащалась новыми идеями по мере эволюции общества. Советская
идеология продемонстрировала свою эффективность и жизнеспособность: подготовка
к борьбе против фашизма и защите Отечества, культ человека труда, гордость за
достижения советской науки и культуры в Великой Отечественной войне 1941-1945
гг., когда особенно заметно проявилось идеологическое, идейно-политическое,
морально-психологическое единение всех классов и народов Советского Союза,
вставших на защиту социалистического Отечества.
Следует отметить, что в СССР социальная практика в области идеологии
заметно преобладала и опережала научные исследования. Они позволяли бы изучить
не только процесс ее формирования, место идеологии в структуре общественного
сознания, ее эффективность на различных этапах жизни общества (1920-1930-е гг.,
1940-1950-е и т.д.), включая переломные периоды (вторая половина 1950-х-начало
1960-х и др.). В политическом сознании и науке господствовали функциональные
подходы: «борьба с пережитками капитализма и влиянием западной идеологии»,
«идеологическая работа партии среди населения», без углубленного исследования
реальных процессов, полученных результатов, анализа и оценки негативных
явлений, например, идеологии чиновников-бюрократов, влияния западной идеологии
на городскую и сельскую молодежь, различные слои интеллигенции, т.е. тех
процессов, которые предшествовали разрушению всей идеологической системы СССР.
Нерадивость руководящих кадров из аппарата ЦК КПСС, появление агентов типа
Яковлева, Ципко, Афанасьева и др., активизация пятой колонны, «самиздат»,
деятельность «писателей» типа Солженицына, Аксенова и др. – все эти факты
неспособны были осмыслить и объяснить их опасность идеологи сусловского и
андроповского разлива. При наличии сложного идеологического аппарата, они
фактически не выполняли своих реальных функций, хотя и в системе КГБ
существовала идеологическая структура.
Идеология, существующая как определенная система идей, может приобретать
различные формы воздействия на массовое общественное сознание. Они достаточно
разнообразны по формам, содержанию и масштабам влияния на общество. Это – выступления
лидеров партии и государства по различным проблемам политики, экономики,
культуры, образования, роли СМИ и т.д., это ситуационные лозунги: «Все на
защиту Советской Родины», «Родина – мать зовет!», это – разнообразные символы
Серп и молот (союз рабочих и крестьян), советский герб, отражающий союз народов
СССР, значки (БГТО), юбилейные знаки, связанные с праздниками, с датами
Советской армии, полетом в космос, ордена, медали и другие награды, относящиеся
к оценке боевых и трудовых успехов советских граждан. Ими до сих пор гордятся
(«народный артист СССР», золотые медали Героя Советского Союза, Героя
социалистического труда, которые по праздникам с гордостью носят ветераны, а
бандиты воруют и торгуют ими на «черном рынке». Кому стыдно за это позорное
явление? Как власть с этими фактами борется?
Содержательная государственная и гражданская символика, как особая форма
воплощения идеологии, тоже призвана играть заметную роль в воспитании
гражданственности, патриотизма и даже в самооценке, отражающей заслуги
личности, которая оценивается обществом и государством. С этой точки зрения,
возрождение в 1990-е гг. символов дореволюционной России (орла, флага, орденов)
не было самым умным шагом ельцинской власти, поскольку они относились к стране,
где господствовала эксплуатация, бесправие, унижение личности, массовая
неграмотность населения. Однако из-за скудоумия лидера и синекуры (Бурбулис,
Шахрай, Филатов и др.) символы рабства и бесправия нашли свое место в сознании
правящей элиты. Они до сих пор отвергаются большими группами населения.
В современной России сложилась парадоксальная ситуация: народ продолжает
жить с доперестроечным, догорбачевским и доельцинским сознанием, в котором
заметное место (по голосованию – от 60 до 90%) занимают позитивные оценки успехов
социализма, признание выдающихся заслуг Ленина, Сталина, а власть и ее
примитивные идеологи, выполняя заказ ЦРУ и других организаций бьется, «как рыба
об лед», сочиняет различные «тактики», тратит колоссальные средства, оплачивая
усилия невежественных и бездарных идеологов и журналистов, не понимающих смысла
и роли идеологии в обществах ХХI века, после социалистического этапа его развития. По этому вопросу
тоже можно было бы порассуждать, однако не хочется давать инструкции,
просвещать идеолгов Ельцинского разлива перспективными идеями по вопросам
стратегии и тактике, которых они, по-видимому, никогда не поймут,
руководствуясь американскими подсказками, с весьма примитивным содержанием.
Погрузились в болото со стоячей, гниющей водой и живите в нем до конца своих
дней, тем более, что эти миазмы (ядовитые испарения) щедро оплачиваются властью
и ее консультантами, не понимающими, в каком мире они живут и что за этим может
последовать. Нет смысла анализировать бессодержательные, пустые, ничем не
аргументированные речи пивоваров, сахаровых, ципко, лавровых и др. Последний
идеолог из ИРИ РАН, доктор исторических наук, на вопрос Чаплина – что «такое
научная истина», с точки зрения историка, отвечал «Истина во Христе». Чаплин
долго молчал (РСН).
Любая идеология проходит различные этапы: возникновение, становление,
упрочение, стабильность, за которой может последовать постепенное разрушение ее
отдельных элементов (эрозия), переходящее постепенно в кризис всей системы.
Особенностью советской социалистической идеологии как части общественного
сознания, сформировавшегося в 1920-1930-е гг., по-видимому, следует признать
молодость, незавершенность и неопределенность содержания по ряду вопросов, а
также функциональные отличительные свойства. Так, в концепции внешней политики
не всегда осмысливались реальные задачи: авторитет страны и роль личности,
представлявшей интересы государства. В 1960-1980-е гг. игнорировалась реальная
оценка таких негативных явлений, когда мировоззрение сотрудников зарубежных
учреждений превращались из защиты интересов государства и народа в средство
наживы. Обогащения и западный ширпотреб с «яшкин-стрит» превратились в цель
проживания некоторых чиновников из СССР. Немногие выдерживали испытание
западным «барахлом», забывая о цели государства, пославшего их защищать
интересы страны. Идеи материального благополучия, психология ложного престижа
преимуществ человека в «американской упаковке» вытесняли из сознания авторитет
страны и гражданина. Культ материального превосходства ликвидировали
представления о долге личности, посланной государством защищать интересы
народа, о социальном идеале, национальных ценностях, которые успешно и
бескорыстно отстаивали дипломаты и сотрудники зарубежных организаций СССР в
1920-1930-е гг. На почве стяжательства и корыстолюбия стали появляться факты
предательства, которые тоже следовало бы изучить как социальные явления
послесталинского правления.
Во второй половине 1950-х гг. параллельно появились и другие, еще более
важные факты. Средством разрушения советской идеологии стал доклад Хрущева на
ХХ съезде и постановление о культе личности. Из обращения были изъяты сочинения
И.В. Сталина, обширная советская литература о Гражданской войне и
иностранной интервенции 1918-1920 гг., о строительстве социалистического
общества, «История ВКП(б)», работы о Великой Отечественной войне. Они
подпитывали идеологическую системы СССР необходимыми идеями, укрепляя, расширяя
масштабы ее влияния на сознание общества. В результате значительного числа мер,
связанных с критикой «культа личности» были потеряны многие ценные ориентиры и
смыслы Сталина, великого государственного деятеля ХХ столетия, стали превращать
в деспота, изверга, неуча, ничего не сделавшего для страны положительного не
только в нашей стране, но и во всем мире.
В 1960-е гг. произошел отказ от научного понимания различий между теорией и
идеологией, значения научной теории для социальной практики, т.е. подходов,
которые занимали центральное место в «Истории ВКП(б)», в IV главе, написанной Сталиным. Шел
процесс не преодоления недостатков в философии и общественных науках, а
заполнение образовавшихся пустот ошибочными мнениями и подходами, которые не
могли дать существенных научных результатов, часто заводили науку и идеологию в
дебри схоластики, оторванной от социальной практики.
Идеологию философы типа Биккенина, Яковлева и др. стали отождествлять с
научной теорией, в методологические проблемы науки включались теоретические
знания, исторический материализм Федосеев, Францев и др. трактовали
по-бухарински как социологию («История и социология». М., 1964). Активные
участники этого процесса изображали свои действия как расставание с «культом
личности Сталина», как восстановление ленинского наследия и марксизма, который
они систематически и глубоко никогда не изучали и не знали. В научном сообществе
господствовали представления, что все в полной мере овладели знаниями в области
теории исторического материализма и диалектическим методом изучения сложных
социальных процессов прошлого и современности, что общественная наука успешно
развивается, достижения значительны, никакие радикальные изменения не
требуются. У одних это был самообман, у других – иллюзии, у третьих цинизм,
связанный со стремлением к карьерным успехам. Всех устраивала стабильность,
жизнь без конфликтов и противоречий, без их обсуждения в научных дебатах.
Неверные представления об идеологии и теории, их отождествление большинством
философов негативно влияло на формирование реального научного понимания
отношений между теорией и идеологией, различной роли их в обществе, которая требовала
специального анализа. Игнорировалась такая проблема, как влияние науки на
общественное сознание и идеологию, которые нуждались в определенном обновлении
в связи с изменяющимися условиями, появлением новых сложных проблем, например,
управление идеологическими процессами в условиях холодной войны. Идеологическая
работа партии в 1970-1980-е годы почти не отличалась от 1940-1950-х гг., хотя и
внутренние и международные задачи были иными. Благодушное, спокойное и
радостное настроение господствовало у всех руководителей, имевших отношение к
влиянию на сознание общества, включая идеологию, науку, культуру, где уже в
1960-е гг. появились негативные, разрушительные признаки, опасные для всей
советской системы.
Сложившаяся ситуация не изучалась и игнорировалась бездарными советскими
политиками и их консультантами, которые либо не видели и не понимали опасности,
либо не хотели принимать мер против той угрозы, которая нависла над страной и в
виде активных акций западных спецслужб, направленных на развал советской экономики,
культуры, идеологии, которая была тем реальным «скелетом», который укреплял
советский строй, обеспечивая прочное единение народов СССР, а также – власти,
общества и большинства граждан.
Современная как и советская наука не располагают реальными сведениями о
разработке и содержании программ западных спецслужб и университетов, включенных
в реализацию планов разрушения советской идеологии, скрепов общественного
сознания, как средства укрепления идейно-политического и
морально-психологического единства общества.
Известны факты работы спецслужб американских агентов в СССР, собиравших
сведения о состоянии науки, деятельности научных учреждений, настроений ученых,
деятельности райкомов партии и др. Так, в начале 1970-х гг. в Институте истории
СССР АН СССР работал американский агент (ЦРУ-?) И.Глаголев, который изучал
деятельность коллектива, посещал сектора, ученые и научные советы, ходил в
Черемушкинский райком партии на закрытые заседания якобы по заданию и от имени
партийной организации. Поехал по туристической путевке в Сирию, будучи «не
выездным», оттуда в США. И стал вещать по радиопрограммам о Советском Союзе.
Какие выводы были сделаны спецслужбами СССР мы не знаем, никто не беседовал с
сотрудниками института. Некоторые из руководителей получили партийные выговоры,
мы их утвердили на общем партсобрании. Тогда же предателя исключили из партии.
На этом весь спектакль с детективным сюжетом закончился. Сколько было таких
агентов, вряд ли мы в ближайшее время узнаем. Ясно только одно – советскую
систему целенаправленно разваливали внутренние и внешние агенты, а утверждения
современных адептов бандитского капитализма о ее саморазрушении не выдерживают
элементарной критики. Акциями руководителей из КПСС готовились реальные условия
для развала советской идеологии и общественного сознания, призванных укреплять
социум, способствовать социализации и адаптации личности во всех сферах
деятельности.
С конца 1980-начала 1990-х гг. начались открытые активные выступления
противников социализма на идеологическом поле. В журналистике – это Клямкин,
Нуйкин, Шубкин, Селюнин и др., которыми гордится Сахаров (Россия: народ.
Правительство. Цивилизация. М., 2004. С.676 и др.); в философии – А.Яковлев,
Ципко и др. Эти «великие» философы нашли место своим бездарным сочинениям в мировой
«философии истории» (Институт молодежи. Карцев Е.А., Исупов П.П., Сенченко И.А.
Философия истории. Программа и основные направления курса. (М., 1993. С.155):
Яковлев «Предисловие. Обвал. Послесловие. М., 1992; Ципко. Хороши ли наши
принципы. //Новый мир. 1990, № 4). Их сочинения включены в список учебной
литерутары наряду с трудами Гегеля, Фихте, Сен-Симона и других выдающихся
философов. В истории орудовали Афанасьев, Волкогонов, Р.Медведев, Сахаров,
Искандеров и многие другие. Они разрушали основы советской науки и идеологии,
получая гранты из фондов Сороса, Форда, многочисленных западных университетов.
Набор, точнее ассорти идей из западных источников был весьма невелик и
достаточно примитивен: марксизм и ленинизм – «социальная утопия», исторический материализм
– «временная парадигма»; наука и общество нуждаются в «деидеологизации,
фактически в замещении целостной научной теории эклектикой, идеология – в
ликвидации, история – в «переосмыслении» и «переписывании» всех этапов развития
России (Сахаров). Эти установки стали основой стратегии и тактики разрушения
социализма.
Естественно появляется вопрос: почему эти достаточно агрессивные,
примитивные и лженаучные выступления не получали реального отпора, разоблачения
со стороны научного сообщества, связанного с изучением философии, истории,
политэкономии и других общественных дисциплин. Лидеры советской науки, лица из
руководящих органов КПСС были парализованы событиями 1991 года, действиями
предателей, работавших в центральных партийных структурах – Афанасьев, Гайдар и
др. («Коммунист» и др.). Сотрудники ведущих научных центров страны, часто не
имея информации, не понимали, что происходит и как необходимо действовать без
реального руководства (в том числе от КПСС – КПРФ), способного и обязанного
определять вектор борьбы и обороны. Некоторые, наиболее беззащитные группы
ученых, журналистов, преподавателей вузов боролись за сохранение своих рабочих
мест, за выживание, приспосабливаясь к не всегда достаточно понятным условиям и
тенденциям дальнейшего развития страны. Негативное отношение к деятельности
партийной бюрократии новые наглые идеологи перенесли на всю Коммунистическую
партию и ее политику. Это проявлялось в массовых потоках добровольного
расставания с партийными билетами, в нарастающей критике всего и вся, т.е.
того, во что совсем недавно верили, защищали, прославляли, зарабатывали на
жизнь.
Опять подтвердилась оценка Лениным интеллигенции, ее предательства народных
интересов. И все-таки не эти факты были главными. Основная масса специалистов
(академики, профессора, доктора и кандидаты наук) по причине низкого
профессионального уровня, без серьезной марксистской подготовки, оказались
неспособными решать две важнейшие задачи: 1) проанализировать и объяснить
происходившие в стране и партии процессы и выработать программу и стратегию
защиты социалистических ценностей; 2) научная и идеологическая подготовка
основных кадров, работавши в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (где в
августе 1991 г. в разгар судьбоносных событий боролись за приобретение машин),
в Академии наук СССР, в Академии общественных наук при ЦК КПСС, партийных
школах, в университетах, оказалась столь низкой, что привело к отсутствию
руководителей и организаторов реального сопротивления разрушительным процессам.
Рядовые ученые и журналисты, воспринимая все события как национальную трагедию,
порожденную предательством Горбачева-Ельцина, их синекурой, были парализованы,
не понимая и не зная, как необходимо действовать. События 1993 года, трагедия
октября, расстрел Верховного Совета СССР завершили разгром всех возможных
усилий, на долгие годы разрушили потенциал сопротивления у всех слоев
населения, потерявшего веру в возможность борьбы под руководством КПРФ с ее
колебаниями и предательством руководителей во главе с Зюгановым.
Все последующие события, характеризующие внутреннюю и внешнюю политику
страны под руководством алкоголика-президента и его бандитского окружения,
которое после 1993 г. захватывало квартиры академиков (Сенкевич и др.),
государственные дачи Подмосковья (Шахрай и др.), ввергли страну в бесконечный
хаос, нищету, процветание бандитов-олигархов, чиновников-взяточников, министров
без профессионального образования, играющих по ночам в казино (Голикова), не
понимающих, чем они руководят и каковы будут результаты бездарных, непродуманных
реформ армии, образования, здравоохранения. Получили все, что хотели и чего не
ожидали. Живем на развалинах великой страны, «сидим в сточной канаве и
смотрим на звезды» (О.У.), рассуждаем о свободе, демократии,
идеологии, «русской идее» и правах человека.
Если основная часть современных философов, политологов, социологов и других
функционеров не понимает, что такое идеология, какова ее роль в обществах XX-XXI вв., то мы можем ответить на вопрос: возможны ли заметные успехи в
этой важной области государственного строительства? В создании оппозиционной и
партийной идеологии?
Главные удары противниками социализма наносились по самым важным участкам
идеологии: патриотизм объявили «прибежищем негодяев», извращая смысл известного
тезиса: «Даже для негодяя патриотизм становится последним прибежищем». Вместо
патриотизма в сознание народа внедрили «национализм». Интернационализм,
единение и дружбу народов – сменила «толерантность» (терпимость и
снисходительность»), поддержку и взаимопомощь вытеснили конкуренция и
соперничество; альтруизм – эгоизм, жадность, презрение к честным бедным, не
умеющим воровать, не желающим нарушать законы. Извращенные формы приобрели
такие понятия как престиж, авторитет личности, успешной в позитивных
достижениях на благо страны, общества, государства. Разрушались все
фундаментальные основы общечеловеческого и глубоко национального сознания –
уважение к старшим, сочувствие больным и бедным, помощь нуждающимся и др.
Понятие гражданского долга перед Отечеством сменили массовые отказы от службы в
армии, свобода стала правом выбора страны проживания и трудовой деятельности
после получения бесплатного образования в России, государственная тайна
превратилась в предмет продажи в значительно больших масштабах по сравнению с
советским (послесталинским) периодом. Целенаправленно разваливали все основы
общественного сознания и государственной идеологии, многовековые национальные
традиции психологии и поведения, внедряя худшие западные эталоны мировоззрения
и цели жизни человека и государства.
Сторонники западных идеологических моделей, идеологи и представители власти
не понимают того, что сознание любого общества, важной частью которого является
идеология, всегда сохраняют национальные особенности и традиции. В США они с
одним содержанием, в Германии с другим, в России – тоже со своими
особенностями, которые до сих пор не изучены.
В США господствует идеологическая доктрина, в которой в силу исторически
сложившихся условий господствует культ силы завоевателей. В идеологии
центральное место занимает борьба за мировое господство, покорение и подчинение
других стран и народов с целью захвата их ресурсов для обеспечения процветания
страны любой ценой. Эти идеи стали ядром всей американской идеологии, постоянно
внедряемой в сознание каждого гражданина этой великой бандитской страны.
Постоянно звучат утверждения, что американские патриоты самые патриотичные в
мире. В идеологии США отсутствует гуманное доброжелательное отношение к народам
других стран. Не только власть, но и большая часть американской нации поддерживала
авантюры во Вьетнаме, за которые дорого расплачивались солдаты, семьи, дети.
Американцев приучили воспринимать бомбежки Югославии, Ирака, Ливии, борьбу с
Сирией как защиту национальных интересов, с которыми связано благополучие всей
нации, высокий жизненный уровень, успехи науки, образования, которые часто
обеспечиваются эмигрантами, в том числе из России. В индивидуальном сознании и
психологии центральное место занимает культ сильной личности, зарабатывание
денег, потребление, которые культивируются в школе, семье, обществе. Рядовому
гражданину внушается определенный код сознания и поведения: примитивный
индивидуализм, конкуренция, борьба за личный успех, благополучие, неприятие
таких общечеловеческих ценностей как взаимопонимание, помощь, дружба,
товарищество, участливое отношение к бедам и судьбам народов других стран.
Идеология индивидуального процветания, эгоизма, потребления пронизывает весь
образ жизни, мыслей, психологию больших социальных групп и каждой конкретной
личности (фильм «Авария»). Эти выводы мне пришлось сделать в процессе общения с
американскими студентами, стажерами, историками, во время их посещения России
для участия в конференциях и работы в наших архивах.
Поэтому противостояние двух различных идеологических доктрин – советской и
американской, за которую ратуют обучавшиеся английскому языку в Штатах и не
увидевших американских реалий в России, их усилия обречены на провал, хотя и
стали заметным явлением в холодной войне, стратегия которой разрабатывалась с
1944 г., еще до окончания Второй мировой войны американскими спецслужбами.
В современной России отсутствует реальная база для распространения западных
моделей идеологии и поведения. Разрушены, заметно изменены, но не ликвидированы
национальные традиции, носителями которой является народ и лучшая часть
национальной интеллигенции - культура.
В России сохраняется громадный интеллектуальный ресурс из дореволюционного
и советского времени, который можно использовать для реальной борьбы с
советологическими концепциями западных стратегов. Мы до сих пор не поняли, а
специалисты в области западной советологии (Олегина, Игрицкий и др.) не
способны объяснить, что поиск «новых парадигм» осуществляется на ложных
основах. В них отсутствует реальное теоретическое знание, а участники «крестового
похода» против марксизма и социализма, не способны создать научной теории,
которая отвечала бы потребностям науки XXI века. Даже само понятие «научная
теория» в изучении общества XX-XXI в. отсутствует и в западной, и современной российской советологии.
Наука XXI века может развиваться только на базе реальных научных знаний,
подходов, методов, которые до сих пор сохраняются в трудах и умах известных
всему миру специалистов, работающих в области истории советского общества,
востоковедения, арабистики, истории древнего мира и средних веков, сохраняющих
научные традиции, которые востребованы и продолжают развиваться. Только на
научной основе может формироваться национальная государственная идеология, в
которой нуждаются все цивилизованные страны XXI века, включая Россию.
Современная Россия нуждается в разработанной, четко сформулированной,
научно-обоснованной доктрине управления страной, содержащей глобальную цель и
программу ее реализации, на основе ядрообразующей идее. Она существует в
Северной Корее, Японии, Китае, США и др. странах, вокруг которой формируется
идеологическая система, способная влиять на общественное сознание, выполняя
важные государственные функции.
Идеология призвана сплачивать гражданское общество, объединять все народы
России, власть, общество и большинство населения для решения общенациональных
задач: повышение жизненного уровня всех слоев населения (25 млн. бедных),
обеспечение равных возможностей в получении образования, медицинской и
социальной помощи, доступа к культурным ценностям (театр, кино, выставки,
концерты). Это единственный путь избавления нации от деградации и дебилизации.
Их признаки давно появились даже у представителей власти (Ельцин и др.)
бизнеса, чиновников, журналистов, «ученых» (Сахаров, Лавров и др.), артистов и
др. Без решения всей совокупности экономических, социальных, политических,
идеологических проблем, включая реальное гражданское, патриотическое
воспитание, страна обречена пребывать на задворках мировых цивилизаций, никогда
не сможет вернуть былой авторитет Великой Державы!
Алексеева Г.Д., д.и.н., профессор
|