Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

    


Официальный сайт
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
  Телеграм канал


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Манифест КП

Манифест  коммунистической партии



Темы
В партии [39]
Учеба, теория [80]
История [85]
Классовая борьба [153]
Освободительное движение [110]
Мировое коммунистическое и рабочее движение [228]
Пламенные революционеры [9]
СССР был. Будет Всемирный Советский Союз! [44]
О ленинизме и Ленине [9]
О "сталинизме" и Сталине [34]
Капитализм [391]
Империализм и фашизм и борьба с ними [39]
Мировая экономика и политика [95]
Оппортунизм [134]
Церковь и религия [28]
Наука и культура [20]
События в мире [98]
События на Украине [11]
Публицистика, информация [136]
Аналитика [31]
Дискуссия [29]
Сатира [15]
Кинозал [36]
Опорс
Что читать

Манифест  коммунистической партии


О диалектическом и историческом материализме

И.В. Сталин


 Английские корни немецкого фашизма

М. Саркисянц

 

Судебный отчет по делу антисоветского "право-троцкистского блока"


 Тайны "голодомора"

Миронин С.


 Москва 1937

Л. Фейхтвангер


 Сталин и деньги

А.Г. Зверев


 Великий оболганный Вождь. Ложь и правда о Сталине

И.В. Пыхалов

Статистика

Главная » Статьи » Учеба, теория [ Добавить статью ]

Наука, коммунизм и антикоммунизм

Наука,
коммунизм и антикоммунизм

Димитрис Пателис[1].

Часть 1. Часть 2.

Краткая письменная версия выступления на конференции Ассоциации «Мы, учившиеся при социализме», состоявшейся в субботу 28/5 в зале «Антонис Трицис» Культурного центра муниципалитета Афин на тему «Антикоммунизм - антисоветизм как идеология и практика реакции и клевета на общественный прогресс».

В ходе ответов на вопросы была предпринята беспрецедентная словесная атака на докладчика, действующими лицами которой стали члены К.Е. и других профессиональных кадров ККЕ, что свидетельствовало о полном неприятии марксистско-ленинской науки (революционной теории и методологии) и навязчивом отказе/подавлении любых следов рационального диалога этого политического организма, не только среди своих членов и кадров, но и на НАУЧНОМ ФОРУМЕ УНИВЕРСИТЕТОВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН, что свидетельствует, помимо прочего, о полном отказе от подлинно коммунистического отношения к массовым организациям.

См. а также аудиовизуальные материалы: Пателис Д. Наука, коммунизм и антикоммунизм. Афины 28.5.2022.

Введение.

Антикоммунизм исторически имеет множество градаций и разновидностей, зависящих от времени, контекста, соотношения сил, целевой аудитории и т.д. Наряду с крайними и открытыми существуют и «мягкие», «приличные», «умеренные», «взвешенные» версии/формы антикоммунизма.

Частным случаем такой версии является «академический» антикоммунизм, распространенный в кругах профессорской науки и интеллигенции.

Нередко отказ от коммунизма сочетается со ссылками на якобы «устаревший» характер марксизма, неспособного предложить жизнеспособные и эффективные решения проблем современной, «постиндустриальной», «постмодернистской» эпохи, «4-й промышленной революции» и т.д., проблем экологии, психологии современного человека, экзистенциальных проблем различных «идентичностей» эпохи и т.п, и т.д. Исторически почву для подобных версий антикоммунизма подготовили дегенеративные тенденции рабочего движения (переплетенные с феноменом растущего неравенства в условиях империализма и «рабочей аристократии», особенно в развитых капиталистических странах), такие как социал-демократия и еврокоммунизм, с сопутствующими им идеологиями: экономический детерминизм, эволюционизм, «моральный социализм», фетишизация буржуазного парламентаризма и институтов буржуазной демократии, фетишизация мирных средств борьбы, сведение стратегии к тактике и танапалинизм с практическим отказом от коммунизма, различная степень интеграции в институты буржуазного режима (особенно после длительных периодов затишья в движении), попытки эклектического сшивания элементов марксизма с буржуазными, мелкобуржуазными и др. и т.д. взглядами, неомарксизмом, структурализмом, постструктурализмом, постмодернизмом и т.д.

При изучении антикоммунизма необходимо проводить различие:

- сознательное и преднамеренное искажение теории и практики коммунизма назначенными «идеологическими компонентами правящего класса» (Маркс), от

- стихийная путаница, представления, формирующиеся у людей, вовлеченных в суматоху рыночно-капиталистической повседневности, со всеми элементами иллюзорной объективной феноменальности вещей, отношений и процессов системы.

Это различие позволяет понять, что обычные люди, даже если они принимают и воспроизводят антикоммунистические идеи и стереотипы/схемы буржуазной пропаганды, не являются для движения «гибельным делом». Коммунистам не подобает «де-статистически» классифицировать людей, и/или высмеивать их, порицать их за то, что они спонтанно стали носителями буржуазной идеологии.

Как соотносятся антикоммунизм и наука? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Необходимым условием для него является позитивное возникновение представления о том, что такое наука и каков в принципе научный характер коммунизма.

Наука, исследовательская деятельность - это систематический процесс получения объективных, документально подтвержденных и доказательных знаний о той части науки, которая составляет предмет познания, и ее результатах.

Научное знание как высшая форма познания выявляет необходимые, закономерные и существенные связности объектов, на основе которых оно выполняет свои основные функции:

1) объективное описание объекта,

2) объяснение и интерпретация того, как и почему объект существует, структурируется и развивается (демонстрация причинности, законов и закономерностей) и

3) на основе вышеуказанных функций: предсказание - прогноз, диапазон возможностей дальнейшего развития, перспективы объекта.

Научное знание - непременное условие сознательного участия в формировании будущего. Именно здесь кроется жизненно важное значение каждой науки, которое ярко подчеркивает марксизм: знание для предвидения и предвидение для действия.

В конкурентных обществах отношения господства и подчинения во многом характеризуют институциональную конституцию и иерархию научного сообщества, в наиболее бюрократических вариантах которой административно-авторитарная иерархия также проецируется (а иногда и воспринимается) как предполагаемая иерархия знаний и способностей, что имеет катастрофические последствия для свободы, направлений и содержания исследований.
   Поскольку при капитализме тенденция к разделению, дроблению (причем дроблению в условиях жесткой конкуренции) преобладает над тенденцией к объединению труда (которая при капитализме развивается бессознательно), характерной чертой буржуазного сознания является доминирование преселективного уровня познания, интеллекта (статичное, фрагментарное и т.д. восприятие, акцент на различии, разнице и противопоставлении в противовес единству, снятие оппозиции во взаимопроникновении противоположностей, восприятие вещей и процессов как фрагментарных, как неких «неполных», «нецелостных». восприятие, акцент на различии, разнице и оппозиции в противовес единству, снятие оппозиции во взаимопроникновении противоположностей, восприятие вещей, отношений и процессов как фрагментарных, разобщенных и/или внешне-линейно связанных, статичных и неизменных и/или только количественно или структурно изменчивых и т.д.), которое растворяется и усиливается целой матрицей социокультурных условий.

Таким образом, мы видим, что капитал не может быть представлен как сила прогресса, якобы тождественная развитию науки и техники. Подчинение последних капиталу ведет к монотонности, искажениям и в конечном счете к разрушению науки и техники. Наука как универсальная творческая сила цивилизации, революционизирующая производительные и все творческие силы человека, может беспрепятственно развиваться только на основе обобществления, научной релятивизации производства и общества.

Наука и коммунизм.

Взаимосвязь науки и коммунизма заключается в самой научности марксизма, революционной теории и методологии коммунизма. Эта связь заложена во многих направлениях и уровнях:

В том, как, где, когда и почему возникла революционная теория и методология марксизма: каковы были ее исторические предпосылки, как она вообще возникла, в чем состояло ее становление и созревание, само ее развитие. В калибровке места и роли марксизма в матрице наук.

В том, как он выполняет три основные функции науки в ее главных исследовательских областях-компонентах и каких фундаментальных открытий он добивается, революционизируя науку.

О месте и роли марксизма в основаниях науки.

Диагностика фундаментальных законов строения и развития общества, на основе которой достигается научное предсказание/прогноз перехода общества к зрелости своего развития, к единому человечеству, к коммунизму. Этот прогноз является научным в той мере, в какой он может способствовать формулированию программного дискурса, т.е. Он научен в той мере, в какой он органически связан с конкретно-исторической калибровкой стратегической цели и диалектически связанных с ней промежуточных целей (краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных), необходимых и достижимых в соответствующую эпоху и в соответствующем контексте, локальных, региональных и глобальных) качественных и содержательных преобразований, необходимых и возможных, материальных и вещных, объективных и субъективных условий, пределов, средств, путей и правовых этапов этого развития.

В своем решающем вкладе в переход к синтетической науке/сознанию будущего, к единой органической сетке реляционно-конструктивной деятельности человечества на принципиально новой основе (глобальной автоматизации на основе биологического принципа/формы движения), как фундаментальной творческой и движущей силы революционных преобразований, через диалектическое снятие конкурентного типа разделения труда, и особенно: упразднение/разрешение самого противоречия производительных сил - отношений производства.

Пионерские исследования связаны с реализацией ряда исследовательских программ, ориентированных на стратегически взаимосвязанные направления:

1) На структуре-пространстве-сети планетарного масштаба противоречивого единого производства-эксплуатации, основанного на асимметрии (анизометрии) развития глобальной капиталистическо-империалистической системы того времени.

2) В закономерностях мирового революционного процесса, в диалектике революции-контрреволюции, в калибровке конкретно-исторических, необходимых и возможных, объективно-субъективных условий проявления и эскалации революций и социалистического строительства, соотношение ранних и поздних социалистических революций, выявление объективных условий победы ранних революций и их поражения (особенно в Европе, поражения, которое не объясняется исключительно неправильной линией, субъективным фактором), основного противоречия социализма и т.д. и т.д.

3) О возможностях и необходимости высшей позитивной детерминации единого человечества - социализма-коммунизма.

4) В критическом изучении-освоении становления и приобретения революционной теории и методологии марксизма-ленинизма и необходимости ее дальнейшего творческого развития.

Борьба должна вестись «во всех трех направлениях - теоретическом, политическом и практически-экономическом... Социализм, поскольку он стал наукой, требует, чтобы с ним обращались как с наукой, т.е. чтобы его изучали» (Ф. Энгельс: К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные произведения, т.1, с.786-787).

В частности, в силу своей методологической и рефлексивной функции марксизм/коммунизм: 1. Он подчиняется основной артерии становления и развития научного познания, т.е. его развитие вписано в ядро последнего и регулируется его специфическими законами/нормами, но и 2. Он вносит решающий вклад в диагностику и творческое использование/развитие этих законов/норм, революционизируя их, т.е. как новаторская теория и методология синтетической науки, он оплодотворяет и революционизирует научные исследования.

Коммунизм в аспекте его теоретико-методологического основания - это не то, что «может» и/или «должно» каким-то внешним и поверхностным образом (соответствующими механическими/метафизическими средствами) «подключаться» к науке, провозглашаться как нечто научно очевидное, как якобы «научное», постфактум.

Коммунизм как развивающаяся революционная теория, методология и практика будет либо новаторским в науке, не имеющим аналогов в науке - поскольку в его основе лежит руководящая артерия развития наук и их метода, - либо выродится в формы донаучных верований, догм и необоснованных иконологических утопических конструкций, т.е. в бесплодные варианты антинаучных схем, дискредитирующих перспективу коммунизма и в силу этого де-факто выполняющих антикоммунистические функции.

 

[1] Д. Пателис - профессор философии Технического университета Крита, выпускник и доктор философского факультета Московского университета имени М.В. Ломоносова, член-учредитель Группы революционной теории, координатор Временного центрального совета «Революционного объединения», член рабочей группы Глобальной антиимпериалистической платформы и т.д. Член Генерального совета Ассоциации «Мы, изучавшие социализм» (до 2022 г., когда он вышел из ассоциации).

 



Источник: https://omilos.ilhs.gr/2023/08/18/epistimi-kommounismos-antikommounismos/
Категория: Учеба, теория | Добавил: Редакция (29.08.2023) | Автор: Димитрис Пателис
Просмотров: 179
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск
Наши товарищи

 

 

   


Классики МЛ

 

 

  

Форма входа
Логин:
Пароль:

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2024