О правильной поклейке ярлычков,
часть 3
Александр Хайфиш
III.8. Классическое народничество. Выше я описал народничество как общее явление; многое из сказанного можно повторить и применительно к отечественным народническим организациям. Как с середины XIX века развивалась их идеология? Сначала, в полной мере восприняв дух утопического социализма, народники делают себе идеал из простого народа (в данном случае основной его массы – крестьянства)и постулируют, что он поведёт нас в светлое будущее мимо капитализма на базе общинного землевладения и самоуправления, союза бесчисленного множества мелких общин, всеобщей дружбы и благорастворения воздухов – достаточно только освободить его от угнетателей (сначала помещиков-крепостников, затем царизма в целом). Потом оказывается, что без крепостного права крестьянские массы великолепно проникаются духом капитализма, а отнюдь не общинного социализма, пропагандистов они не слушают, а то и сдают тому же царизму, а над любителями искать в народе высшую духовность попросту смеются. Отсюда народники делают вывод, что раз народ не хочет сам разобраться с плохими угнетателями, значит, надо самим убить всех плохих, и тогда народ станет хорошим и всё-таки организует всё перечисленное. На этом месте на сцену выходит революционный индивидуальный террор, проводимый сперва народовольцами, затем эсерами. В идейной базе учения ничего не меняется – децентрализованный духовный общинный кооперированный крестьянин есть наше светлое посткапиталистическое будущее.
|