Опровержение «православного сталинизма» цитатами Сталина.
Архиерейский Собор
Русской Православной Церкви в Москве в начале февраля 2011 года принял
судьбоносный документ «О почитании Новомучеников и Исповедников Российских».
Теперь с еще большей ревностью служители Церкви и верующие будут почитать
святых Новомучеников и обращаться к ним с молитвой. Предстательством
Новомучеников будет еще сильнее укрепляться наша Православная Церковь.
Но есть в нашей среде
еще болезнь, омрачающая почитание святых Новомучеников. Еще не до конца
исторгнуто из среды Церкви лжеучение так называемого «православного
сталинизма». Оно исповедуется некоторыми горячими патриотами нашей страны и
Русской Православной Церкви. Суть этого лжеучения состоит в том, что Иосиф
Сталин объявляется тайноверующим православным христианином, который якобы
заботился о Церкви и христианской нравственности. Что же касается гонения на
Церковь и злодеяний его времени, то они приписываются лишь врагам Сталина
троцкистам, которые якобы окружали его и не давали ему возможности во
всеуслышание исповедовать Православие и восстановить Церковь во всей силе.
У этого заблуждения
есть разновидности. Одни считают, что Сталин якобы изначально противостоял
гонениям на Православную Церковь, но не мог это сделать, будучи как будто
окруженным троцкистами. Другие распространяют миф о "покаявшемся" во
время войны Сталине. Третьи говорят, что данное «покаяние» произошло якобы
незадолго перед смертью. Однако из посланий и обращений патриарха Алексия
(Симанского) и митр. Николая, сделанных после смерти Сталина мы нигде не видим,
что они молятся о спасении души Сталина. Есть лишь вынужденные восхваления его
земных дел. А ведь кому как не им было бы известно покаялся Сталин или нет. Но
они не сочли допустимым говорить об упокоении его души.
Созданию сказки о
«верующем» Сталине косвенно способствовало то, что в своих речах и выступлениях
Сталин не очень часто касался вопросов антирелигиозной борьбы. Кроме того,
Полное Собрание Сочинений Сталина в публикации его трудов не дошло до
послевоенного времени, а после смерти Сталина издание дальнейших томов
прекратилось. Это обеспечило некоторый вакуум информации. В этом вакууме начали
активно рождаться мифы. В настоящее время имеются даже некоторые
священнослужители, заявляющие о своей верности и любви к Сталину.
Именно для этих людей
и для многих искренних патриотов России мы скажем слово правды о Сталине, как
величайшем преступнике против Бога и нашей Русской Православной Церкви. Ниже мы
приведем большое количество документально подтвержденных цитат о действительных
взглядах Сталина и опровергнем многие слухи и неверные свидетельства.
В многочисленных
трудах, статьях и письмах Сталин неоднократно касался вопросов отношения к
религии. Эти взгляды не оставляли никаких сомнений его современникам .
Проблема отношения к
религии поднималась Сталиным еще в начальный период его членства в РСДРП. Во
время разногласий между меньшевиками и большевиками был остро поставлен вопрос,
является ли религия просто частным делом члена партии или она враждебна
партийной идеологии. Меньшевики были убеждены в том, что религия допустима для
члена партии. Однако Ленин, Сталин и все большевистское крыло РСДРП активно
отвергло такую, по их мнению, оппортунистическую трактовку. Сталин такими
словами говорил о партийном отношении к религии: «Социал-демократия всегда
будет протестовать против гонений на католицизм и протестантизм, она всегда
будет защищать право наций исповедывать любую религию, но в то же время она
будет агитировать и против католицизма, и против протестантства, и против
православия, с тем, чтобы составить торжество социалистическому мировоззрению»
(И.В.Сталин «Марксизм и национально-колониальный вопрос» Изд. 1934 стр. 39)
Еще в июне 1909 года
Лениным было проведено совещание редакции "Пролетария" и один из
пунктов этого собрания -- осуждение "богостроительства" в партии,
когда некоторые члены партии утверждали, что религиозное мировоззрение может
быть полезно. Большинством совещание осудило не только саму религиозность, но
даже и всякие оправдания религиозности или оправдания полезности религии.
Совещание прошло в Париже. После окончания совещания Сталин созвал Бакинский
комитет РСДРП. 5 августа 1909 года Бакинский комитет под руководством И. В.
Сталина принимает резолюцию о положении дел в редакции "Пролетария".
Резолюция Сталина такими словами осуждает богостроительство в партии в пунктах
4 и 5:
"4) Так
называемое "богостроительство”, как литературное течение, и вообще, привнесение
религиозных элементов в социализм, – является результатом ненаучного и потому
вредного для пролетариата толкования основ марксизма. БК <Бакинский
комитет> подчеркивает, что марксизм сложился и выработался в определенное
мировоззрение не благодаря союзу с религиозными элементами, а в результате
беспощадной борьбы с ними.
5) Исходя из всего
сказанного, БК считает, что беспощадная идейная борьба с указанными течениями,
группирующимися вокруг меньшинства редакции, является одной из настоятельных
очередных задач партийной работы" (Полное собрание сочинений Сталина, Т.2 стр.
165-168)
В своем труде «Вопросы
Ленинизма» Сталин отчетливо отверг меньшевистскую свободу религии в партии
следующими словами: «Партия не может быть нейтральной в отношении религиозных
предрассудков, и она будет вести пропаганду против этих религиозных предрассудков,
потому что это есть одно из верных средств подорвать влияние реакционного
духовенства, поддерживающего эксплоататорские классы и проповедующего
повиновение этим классам.» В этом же труде Сталин говорит и следующее:
«…проведя отделение церкви от государства и провозгласив свободу
вероисповедания, мы вместе с тем сохранили за каждым гражданином право бороться
путем убеждения, путем пропаганды или агитации против той или иной религии,
против всякой религии» (И.В.Сталин «Вопросы ленинизма», 10-е изд. Стр. 192). В
последних словах достаточно точно выражены убеждения Сталина: религии
декларирована свобода существования, при этом ни слова не сказано о свободе
проповеди, в то время, как антирелигиозной агитации дана свобода борьбы против
религии.
Газета «Правда» от 20
марта 1940 года в статье «Ленин и Сталин о религии» дает следующее описание
пожеланий Сталина об антирелигиозной борьбе: «В своих указаниях о постановке
антирелигиозной пропаганды товарищ Сталин дает яркие образцы применения
марксистского материализма, подчеркивает, что в борьбе с религией надо
учитывать всю конкретную обстановку, все своеобразие условий жизни, все
особенности психологии масс. Так, в отношении национальных окраин товарищ
Сталин указывал на необходимость особенно осмотрительного и вдумчивого подхода
к преодолению религиозных предрассудков».
В октябре 1924 года в
Москве прошло совещание секретарей деревенских ячеек при ЦК РКП(б). На
совещании Сталин в частности сказал: «Иногда некоторые товарищи рассматривают
крестьян, как филисофов-материалистов, полагая, что стоит прочесть лекцию о
естествознании, чтобы убедить мужика в несуществовании бога. Они не понимают
часто, что мужик смотрит на бога по-хозяйски, т.-е. мужик иногда не прочь
отвернуться от бога, но его часто раздирают сомнения: «а кто его знает, может
бог и в самом деле существует; не лучше ли будет ублаготворить и коммуниста, и
бога, чтобы надежнее было для хозяйства». Кто не учитывает эту особенность
психологии крестьянина, то ничего не понял в вопросе взаимоотношения между
партийным и беспартийным, тот не понял того, что в вопросах антирелигиозной
пропаганды требуется осторожное отношение даже к предрассудкам крестьянина»
(И.В.Сталин «Крестьянский вопрос» Госиздат, 1925, стр. 29-30). Здесь мы видим
неоднократно высказанное Сталиным убеждение, что антирелигиозная борьба, по его
мнению, должна была проходить без оскорблений верующих для того, чтобы не
допускать мобилизации верующих и достигнуть наилучших результатов.
Газета «Правда» в
статье от 20 марта 1940 года «Ленин и Сталин о религии» добавляет: «Товарищ
Сталин неоднократно указывал, что антирелигиозная пропаганда только тогда
достигает положительных результатов, когда она понятна массам, когда она
связана с кровными интересами трудящихся».
На заседании пленума
ЦК 13 апреля 1928 года Сталин подробно рассказал о необходимости разворачивания
нового этапа антирелигиозной борьбы и объяснил это такими словами: «Получилась
в известной степени такая же комбинация (конечно, с соответствующими
оговорками), какая имела место в 1921 году, когда партия во главе с Лениным,
ввиду голода в стране, наставила вопрос об изъятии ценностей из церквей на
предмет приобретения хлеба для голодающих районов, построив на этом широчайшую
антирелигиозную кампанию, и когда попы, уцепившись за ценности, выступили на
деле против голодающих масс и тем самым вызвали озлобление масс против церкви
вообще, против религиозных предрассудков в частности, против попов и их
руководителей в особенности. Были тогда такие чудаки в нашей партии, которые
думали, что Ленин понял необходимость борьбы с церковью лишь в 1921 году
(смех), а до того времени он будто бы не понимал этого. Это, конечно, глупость,
товарищи. Ленин, конечно, понимал необходимость борьбы с церковью и до 1921
года. Но дело вовсе не в этом. Дело в том, чтобы связать широкую массовую
антирелигиозную кампанию с борьбой за кровные интересы народных масс и повести
ее таким образом, чтобы она, эта кампания, была понятна для масс, чтобы она,
эта кампания, была поддержана массами.». (И.В.Сталин «О работах апрельского
объединенного пленума ЦК и ЦКК» Госиздат 1928, стр. 30) Важно подчеркнуть
следующие слова Сталина: «против церкви вообще, против религиозных
предрассудков в частности, против попов и их руководителей в особенности». Этот
оборот речи Сталин взял из аналогичного оборота Ленина в его письме к Политбюро
от 19 марта 1922 года о необходимости нанести Церкви сильнейший удар, без чего,
по словам Ленина невозможна «никакая государственная работа вообще, никакое
хозяйственное строительство в частности, и никакое отстаивание своей позиции в
Генуе в особенности». Таким образом, Сталин использует даже ленинские обороты
речи из самого антицерковного ленинского письма, чтобы подчеркнуть
необходимость антирелигиозной борьбы. Сталин несомненно держал в уме эти ленинские
обороты речи и был согласен с общим ходом мысли Ленина. Иначе он не использовал
бы эти обороты.
Самые резкие слова
против религии Сталин сказал на встрече с американской рабочей делегацией в
1928 году. Тогда он призвал не просто к антирелигиозной борьбе, но к полному
искоренению Церкви. "Партия не может быть нейтральной в отношении
религиозных предрассудков, и она будет вести пропаганду против этих
предрассудков, потому что это есть одно из верных средств подорвать влияние
реакционного духовенства, поддерживающего эксплуататорские классы и
проповедующего повиновение этим классам. Партия не может быть нейтральной в
отношении носителей религиозных предрассудков, в отношении реакционного
духовенства, отравляющего сознание трудящихся масс. Подавили ли мы реакционное
духовенство? Да, подавили. Беда только в том, что оно не вполне еще
ликвидировано. Антирелигиозная пропаганда является тем средством, которое
должно довести до конца дело ликвидации реакционного духовенства. Бывают
случаи, что кое-кто из членов партии иногда мешает всемерному развертыванию
антирелигиозной пропаганды. Если таких членов партии исключают, так это очень
хорошо, ибо таким "коммунистам" не место в рядах нашей партии.
("Беседа с первой американской рабочей делегацией" т.10 стр.132.)
Взгляды Сталина на
религию были очень четко выражены и во время обсуждения новой Конституции СССР.
Выступая на 8-м Всесоюзном Съезде Советов Сталин подверг критике предложения
запретить проведение религиозных обрядов в СССР и лишить избирательных прав служителей
религии. Иногда эту критику истолковывают как чуть ли не свидетельство защиты
Сталиным религии. Однако Сталин не оставляет нам оснований для таких
подозрений, если мы прочтем всю его аргументацию. Вот слова Сталина на
обсуждении проекта Конституции.
"13) Наконец, еще
одна поправка, имеющая более или менее существенный характер. Я говорю о
поправке к 135-й статье проекта Конституции. Она предлагает лишить
избирательных прав служителей культа, бывших белогвардейцев, всех бывших людей
и лиц, не занимающихся общеполезным трудом, или же, во всяком случае,
ограничить избирательные права лиц этой категории, дав им только право
избирать, но не быть избранными. Я думаю, что эта поправка также должна быть
отвергнута. Советская власть лишила избирательных прав нетрудовые и
эксплуататорские элементы не на веки вечные, а временно, до известного периода.
Было время, когда эти элементы вели открытую войну против народа и
противодействовали советским законам. Советский закон о лишении их
избирательного права был ответом Советской власти на это противодействие. С тех
пор прошло немало времени. За истекший период мы добились того, что
эксплуататорские классы уничтожены, а Советская власть превратилась в
непобедимую силу. Не пришло ли время пересмотреть этот закон? Я думаю, что пришло
время. Говорят, что это опасно, так как могут пролезть в верховные органы
страны враждебные Советской власти элементы, кое-кто из бывших белогвардейцев,
кулаков, попов и т.д. Но чего тут собственно бояться? Волков бояться, в лес не
ходить. Во-первых, не все бывшие кулаки, белогвардейцы или попы враждебны
Советской власти. Во-вторых, если народ кой-где и изберет враждебных людей, то
это будет означать, что наша агитационная работа поставлена из рук вон плохо и
мы вполне заслужили такой позор, если же наша агитационная работа будет идти
по-большевистски, то народ не пропустит враждебных людей в свои верховные
органы. Значит надо работать, а не хныкать, надо работать, а не дожидаться
того, что все будет предоставлено в готовом виде в порядке административных
распоряжений." (И.В.Сталин "О ПРОЕКТЕ КОНСТИТУЦИИ СОЮЗА ССР. Доклад
на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов")
Интересно, что в этих
словах с одной стороны говорится "не все бывшие попы враждебны", то
есть попы называются уже бывшими. Но при этом "эксплуататорские классы
уничтожены". То есть не все бывшие попы враждебны, но зато все попы уже
бывшие. Также надо отметить, что Сталин называет духовенство нетрудовыми и
эксплуататорскими элементами.
Атеистические цитаты
присутствуют и в чисто теоретических работах Сталина. Так, например, в статье
"Марксизм и вопросы языкознания" (20 июня 1950 года) Сталин говорит
следующее:
"Совершенно
правильно, что идеи, представления, нравы, нравственные принципы, религия,
политика у буржуа и пролетариев прямо противоположны." Очевидно, что если,
по мнению Сталина, религия директора и религия рабочего "прямо
противоположны", то он считает религию сиюминутными предрассудками,
проистекающими из общественного положения человека.
Сталин считал
марксистско-ленинскую философию передовой именно по причине ее атеизма. Это мы
можем увидеть из следующей мысли Сталина. "Характеризуя свой материализм,
Маркс и Энгельс ссылаются обычно на Фейербаха как на философа, восстановившего
материализм в его правах. Однако это не означает, что материализм Маркса и
Энгельса тождествен материализму Фейербаха. На самом деле Маркс и Энгельс взяли
из материализма Фейербаха его "основное зерно", развив его дальше в
научно-философскую теорию материализма и отбросив прочь его идеалистические и
религиозно-этические наслоения. Известно, что Фейербах, будучи в основном
материалистом, восставал против названия - материализм. Энгельс не раз заявлял,
что Фейербах, "несмотря на материалистическую основу, еще не освободился
от старых идеалистических пут", что "действительный идеализм
Фейербаха выступает наружу тотчас же, как мы подходим к его этике и философии
религии"" (И.В.Сталин "О диалектическом и историческом
материализме")
Антирелигиозные
взгляды Сталина нашли свое отражение и в самых важных документах партии. Так,
например, о борьбе с религией прямо говорит 13-й параграф Программы ВКП(б),
имеющий заголовок."В ОБЛАСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ». Этот параграф говорит
следующее:
«13. По отношению к
религии ВКП не удовлетворяется декретированным уже отделением церкви от
государства и школы от церкви, т. е. мероприятиями, которые буржуазная
демократия выставляет в своих программах, но нигде в мире не довела до конца,
благодаря многообразным фактическим связям капитала с религиозной пропагандой.
ВКП руководствуется
убеждением, что лишь осуществление планомерности и сознательности во всей
общественно-хозяйственной деятельности масс повлечет за собой полное отмирание
религиозных предрассудков. Партия стремится к полному разрушению связи между
эксплуататорскими классами и организацией религиозной пропаганды, содействуя
фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков и
организуя самую широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду.
При этом необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих,
ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма". Здесь мы в очередной
раз видим, почему Сталин часто выступал против оскорбления чувств верующих
(скупые сталинские слова против оскорбления религиозных чувств обманули некоторых
и заставили их считать Сталина чуть ли не защитником гонимых). А между тем
объяснение чрезвычайно простое и мы видим его здесь. По мнению Сталина
оскорбления ведут «лишь к закреплению религиозного фанатизма».
В статье «Безбожная
пятилетка» в «Православной энциклопедии» есть еще одно интересное
свидетельство. "В апр. 1936 г.
Сталин, ознакомившись с проектом программы Х съезда ВЛКСМ, в который был
включен тезис, предложенный Ярославским: «Комсомол решительно и беспощадно
борется с религиозными предрассудками»,- подверг его критике: «Зачем решительно
и беспощадно?.. Терпеливо надо разъяснять молодежи вред религиозных
предрассудков, вести среди молодежи пропаганду материалистического
мировоззрения, единственно научного»."
Выступал он с
антирелигиозными мыслями и с трибун съездов партии. Так, на 15-м съезде ВКП(б)
Сталин в своей речи сказал: "у нас имеется еще такой минус, как ослабление
антирелигиозной борьбы”.
А в отчетной речи на
17-м съезде ВКП(б) он сказал следующее:
"Старая
деревня с ее церковью на самом видном месте, с ее лучшими домами урядника,
попа, кулака на первом плане, с ее полуразваленными избами крестьян на заднем
плане – начинает исчезать. На ее место выступает новая деревня с ее
общественно-хозяйственными постройками, с ее клубами, радио, кино, школами,
библиотеками и яслями, с ее тракторами, комбайнами, молотилками, автомобилями.
Исчезли старые знатные фигуры кулака-эксплуататора, ростовщика-кровососа,
купца-спекулянта, батюшки-урядника."
Важно также упомянуть
опровержения Сталина американским газетам от 16 декабря 1927 года. После того,
как в США были опубликованы статьи за подписью Сталина, где говорилось о
примирении Церкви с Советской властью, корреспондентам западных газет было
передано заявление главы СССР, где он назвал эти мысли фальсификацией и
подделкой. Заявление Сталина было опубликовано в конце 10-го тома его полного
собрания сочинений. Даже сама постановка вопроса о возможности примирения с
Церковью вызвала гневное раздражение советского вождя.
Иногда можно услышать
мнение, что атеизм Сталина был выражен лишь в довоенную эпоху и что после
начала войны он якобы стал верующим, открыл храмы и стал поддерживать
Православную Церковь. Это сказочное убеждение легко опровергается тем, что
после окончания войны Сталин также делал заявления откровенно атеистического
характера.
Приведенная ниже
цитата взята из конспекта беседы Сталина и главы Народной Партии Албании Энвера
Ходжи в ноябре 1949 года в Сухуме. Энвер Ходжа был и до конца своей жизни
остался самым преданным сталинистом коммунистического мира. В 1967 году религия
в Албании была объявлена вне закона, все церкви и мечети закрыты или разрушены,
а большинство духовных лиц репрессировано. Албания стала первой полностью
атеистической страной мира, где религия оказалась искорененной из официальной
жизни. В СССР в 1941 году этот процесс был уже близок к своему завершению, но
был нарушен войной и стихийным открытием приходов на оккупированной территории.
В этом Энвер Ходжа сделал то, что не успел сделать Сталин. В приводимой ниже
цитате мы видим советы Сталина Ходже о том, как правильнее вести
антирелигиозную борьбу не только с Ватиканом и Католической церковью, но также
и с мусульманами и православными и как искоренять "опиум для народа"
из жизни страны.
Беседа приводится по
книге Энвера Ходжи "Со Сталиным". Книга была издана на русском языке
Институтом Марксистско-Ленинских Исследований ЦК Албанской Партии Труда в
Тиране в 1984 году. Цитаты приводятся со страниц 166-167.
«Еще
в своей Первой резолюции наша партия призвала все массы и духовников ради
великого национального дела объединиться на великую борьбу за свободу и
независимость. Многие из них присоединились к нам, включились в борьбу и внесли
ценный вклад в дело освобождения Родины. После освобождения они восприняли
политику нашей партии, включились в дело восстановления страны. Мы всегда
ценили и уважали таких духовников; имеются среди них и такие, которые избраны
депутатами Народного Собрания, которым присвоены офицерские звания. К тому же
кое-кто из духовников так тесно связался с Национально-освободительным
движением и с партией, что в ходе борьбы осознал никчемность религиозной догмы,
отрекся от религии, подхватил коммунистическую идеологию и мы, учитывая его
борьбу, деятельность и убеждения, приняли его и в партию. —Прекрасно сделали,
—отметил Сталин.
—Что
вам еще сказать? Если тебе ясно, что религия —опиум для народа, и что Ватикан
—центр мракобесия, шпионажа и диверсии в ущерб делу народов, то умеешь
поступать как надо, как это поступали и вы.
Борьбу
против духовников, занимающихся шпионской и диверсионной деятельностью, никогда
не рассматривайте сквозь религиозную призму, — сказал Сталин, —всегда
рассматривайте ее сквозь политическую призму. Духовники должны повиноваться
законам государства, потому что законы эти выражают волю рабочего класса и
трудящегося народа. Хорошо разъясните народу законы и враждебность реакционного
духовенства, чтобы и верующая часть населения хорошо видела, что под личиной
религии и духовники ведут враждебную Родине и самому народу деятельность.
Поэтому, убежденный фактами и аргументами, народ должен вместе с правительством
бороться с духовниками- врагами. Наказывайте и устраняйте лишь тех духовников,
которые не слушаются правительства и совершают тяжкие преступления против
государства. Но, подчеркиваю, народ должен убедиться в злодеяниях этих
духовников, убедиться также в никчемности и вредности религиозной идеологии.»
Из этой цитаты мы
видим, что Сталин прямо повторял ленинские слова «религия – опиум для народа»,
считал религиозную идеологию никчемной и советовал Энверу Ходже как бороться с
религией. Сам лидер Албании познакомился со Сталиным уже после войны. Если бы
взгляды Сталина на религию претерпели изменение во время войны, то Энвер Ходжа
не стал бы одновременно и самым преданным сталинистом, и лидером первой в мире
страны с полностью искорененной религией. Существуют фотографии Энвера Ходжи за
его рабочим столом, на котором подписывались все постановления об искоренении
религии в Албании. На фотографиях над рабочим столом Ходжи заметен большой портрет
Сталина, что мы можем увидеть на страницах фотоальбома, выпущенного в Албании
после смерти Ходжи. Торжественные съезды Албанской Партии Труда и юбилейные
мероприятия проходили в этой первой в мире полностью атеистической стране под
огромными портретами Ленина и Сталина.
Доподлинно известны
также слова Сталина, обращенные к новоназначенному секретарю ЦК Суслову в 1947
году «не забывать об атеистической пропаганде среди народа».
Мы выражаем надежду,
что цитаты подлинного Сталина помогут отвергнуть православным людям в России
этот уродливый сталинизм. |