Опасная тенденция…
Проблемы реализации свободы совести в вооруженных силах РФ
С В Иванеев
«Лишь
правильное мышление есть знание и познание предмета, и поэтому наше познание
должно быть научным» -Г.В. Гегель «Философия права».
Будучи
доцентом кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного
учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» - правопреемника
легендарных Военной академии имени М. В. Фрунзе, Военной академии бронетанковых
войск имени Р. Я. Малиновского, Высших офицерских курсов «Выстрел» имени Б.М.
Шапошникова, и многих других прославленных военных ВУЗов, я могу
свидетельствовать, что заявленная тема конференции для Вооруженных Сил
Российской Федерации является очень актуальной. Прежде всего, потому, что
учреждение института военных священников очевидным образом нарушает принципы
светскости государства, свободы совести и вероисповедания, которые, как
известно, лежат в основе конституционного устройства России.
По роду
своей деятельности я отвечаю за подготовку слушателей из России и стран
ближнего и дальнего зарубежья по всем правовым дисциплинам ведущего военного
центра Сухопутных войск. В том числе и высококвалифицированных специалистов с
высшим военным образованием, то есть тех, которые обладают всеми практическими
навыками, необходимыми для эффективного применения правовых норм и воспитания у
военнослужащих глубокого уважения к праву, понимания ими необходимости строгого
соблюдения и исполнения правовых предписаний, формируя и развивая у всех
категорий военнослужащих высокие личностные качества и воспитывая их в духе
дружбы ко всем представителям народов Российской Федерации, уважения их
истории, традиций и обычаев.
Казалось
бы, причем здесь священнослужители?
К
сожалению, проблема внедрения в армию этого контингента создает очень серьезные
проблемы для перспектив позитивного развития общества и государства. Главная
опасность введения в штаты воинских частей священнослужителей в том, что
клерикализация армии и флота нарушает основополагающие принципы самой концепции
воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно этим
принципам в процессе информационно-воспитательной работы требуется установить,
в какой степени удается сформировать у обучаемых научное мировоззрение,
убеждения, представления, моральные нормы и принципы поведения (приложение № 3
к приказу Министра обороны РФ 2004 года № 70).
Вероятно,
здесь излишне разъяснять, что научное мировоззрение в процессе воспитания
военнослужащих и является тем универсальным концептом, которому отвечают и на
котором базируются все проявления общественной, политической, экономической и
культурной жизни нашего светского конституционного государства.
Тем не
менее, показательный в своей реакционности священнослужитель, глава одного из
Синодальных отделов РПЦ МП Всеволод Чаплин рекомендует прямо противоположное: «Надо,
наконец, развенчать химеру так называемого научного мировоззрения»[i]. Насколько известно,
священнослужители его ранга являются в церковных кругах своеобразным эталоном,
на который следует равняться остальным. Надо полагать, что это касается и тех
священнослужителей, которые направляются в Вооруженные Силы.
Поэтому,
мне бы хотелось именно этой квалифицированной аудитории высказать некоторые
собственные мысли по поводу того, что могло привести к такому абсурду, что
способствовало клерикализации армии и флота.
Прошу не
считать мое выступление попыткой «сведения счетов» с церковниками «атеиста-нехристя».
В данном случае я отталкиваюсь не от своего отношения к религии, а от
конкретных фактов – деятельности общественной организации, образованной в
отличие от многих других на религиозной основе. Проблема, на мой взгляд,
гораздо глубже, чем кажется это многим нашим соотечественникам. Поэтому считаю
себя не вправе не привлечь внимание общественности к тем деструктивным
процессам, которые захватили сегодня Вооруженные силы. К той беде, которая
пришла в наш общий для верующих и неверующих дом.
Имя этой
беды – клерикализация.
Для
сегодняшнего этапа военного строительства в нашей стране характерно возрастание
роли гуманизации, сущность которой состоит в заботе об обеспечении жизни
человека как главного субъекта возможной вооруженной борьбы. В заботе о
воспроизводстве его природно-биологических и духовных сил, о создании
благоприятных условий для жизни человека в системе военно-социальных
отношений[ii]. Социальные процессы, происходящие в военной организации
государства, как объект государственного воздействия требуют новых способов – и
институтов управления, и правового регулирования, и совершенствования
организации воспитательной работы.
Совершенно
естественно, что мы все любим нашу Родину и хотим видеть ее благополучной и, в
том числе, сильной и защищенной. У нас, военнослужащих, тоже другой Родины нет.
Поэтому, когда политики с помощью клерикалов под предлогом «реформ» пытаются
превратить армию, стоящую на ее защите, в духовно-мировоззренческое «средневековое
болото», мы отдаем себе отчет в том, что происходит и чем это чревато.
В последние
годы об опасениях такого рода очень много говорилось и писалось в СМИ, поэтому
нет необходимости повторяться. Сегодня беда пришла, и требуется уже
диагностировать заболевание российской армии. То, что мне неоднократно
приходилось определять это «заболевание» клерикализацией, неизменно вызывало
нескрываемое негодование, как со стороны представителей религиозных структур,
так и сотрудничающих с ними генералов. При этом, очень интересно, что весь
набор аргументов тех и других сводится к тому, что наш «народ-богоносец
нуждается в пастырях», что «русский – значит православный» и т.п.. Очевидно,
что подобного рода кликушеством, основанным на хорошо известных мифах, такие «аргументы»
и исчерпываются. В то время, как свидетельства истории России не оставляют от
них ничего, кроме пустых слов.
Итак, что
же было изначальным источником клерикализации армии и флота, что явилось
основой этого процесса?
Как мне
представляется, все началось с того, что в Концепцию воспитания военнослужащих
Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденную приказом Министра обороны РФ
от 11 марта 2004 г.
№ 70 мощное клерикально-черносотенное лобби в партии власти продавило, в виде
приоритетного направления государственно-патриотического воспитания
военнослужащих, пункт о творческом использовании воспитательного потенциала
различных религиозных конфессий. Тогда как, пункт о совершенствовании
интернационального воспитания военнослужащих в духе дружбы народов РФ,
поставило на следующее за ним место. Это и стало началом «заболевания», так как
именно религиозные, чаще всего – православные, представления чаще всего связаны
с проявлениями националистических предрассудков, с негативным отношением к
людям другой национальности и другой веры.
Считать
продавленный приоритет позитивным достижением просто абсурдно, так как все
выглядит наоборот. Поэтому приоритетом в Вооруженных силах многонационального и
поликонфессионального государства должна быть никак не религия, а
интернационализм, с которым не совместимы тенденции религиозной
исключительности, шовинизма и национализма. В противовес вероисповедным
истинам, только этот принцип способен защищать идеалы действительной свободы и
братства всех военнослужащих, реального гуманизма. Соответственно, только такая
армия способна защитить общество и страну.
Нельзя не
отметить, что руководство РПЦ умудряется нарушить даже ту Концепцию воспитания
военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, в которую клерикализация
внедрена в форме приоритета.
Дело в том,
что в Концепции справедливо отмечено, что «…Изменилась направленность жизненных
приоритетов. Принижено чувство коллективизма и общественная активность». Но, в
противовес тому предстоятель церкви открыто призывает к индивидуализму,
антитезе коллективизма:
31 мая 2011
года, во время посещения патриархом Кириллом Военной академии Генерального
штаба Вооруженных сил РФ, в конференц-зале Академии состоялась его встреча с
высшим командованием и генералитетом Вооруженных сил. На встрече присутствовали
Министр обороны РФ, руководящий состав Генерального штаба и центральных органов
военного управления, главнокомандующие видов и родов войск, командующие округов
и флотов Министерства обороны РФ, а также профессорско-преподавательский
состав, слушатели и выпускники многих военных учебных заведений. После речи, с
которой обратился патриарх к присутствующим, возникло много вопросов.
Собственно, все это парадоксальное шоу, которое нарушило учебный процесс,
отвлекло командование и профессорско-преподавательский состав Академии, т.к.
было посвящено убеждению патриархом Кириллом офицерского состава в
необходимости скорейшего введения штатных должностей армейских православных
священников в Вооруженных силах России. Основной аргумент такой «необходимости»
патриарх сформулировал в тезисе: «Самым главным приоритетом является страх
Божий, страх как нравственная категория»[iii].
Несомненно,
страх смерти имеет свою основу в биологическом чувстве самосохранения. Человек
больше всего боится смерти, когда его собственное «я» для него становится
центром мира. Индивидуалистически настроенный военнослужащий в идеале не имеет
другого объекта, кроме самого себя, и поэтому чувствует непреодолимую
потребность верить в свое бессмертие. Чем глубже проникает в человеческую душу
индивидуализм, тем прочнее укрепляется в ней страх смерти. Доведенный до самой
крайности, он побуждает индивидуума считать свое личное бессмертие главным
приоритетом. К чему может привести такое «воспитание» военнослужащих,
предположить нетрудно. Недаром еще Г.В. Плеханов замечал, что «свойственный
новейшему человечеству страх смерти, обусловливающий собою современное религиозное
учение о бессмертии души, есть продукт индивидуализма»[iv].
В армии
светской поликонфессиональной России служат воины разных национальностей и
верований. Законы РФ гарантируют всем своим гражданам – как верующим, так и
неверующим, равные права. При этом, они обеспечивают гражданам право открыто и
беспрепятственно говорить о своих религиозных или нерелигиозных убеждениях,
пропагандировать их или защищать. Но сложилась такая ситуация, что Московская
патриархия в целях подавления своих конкурентов на религиозном рынке – или в
борьбе за души верующих, как еще говорят, добивается того, чтобы открытое
исповедание других религиозных мировоззрений, например, католического,
протестантских, старообрядческого, иеговистского и прочих было запрещено.
Так, например,
РПЦ МП чуть ли не требует от Католической церкви, чтобы она не занималась
миссионерской работой в нашей стране. Такие же требования она предъявляет и к
независимым от нее православным направлениям. К таким, например, как
Богородичный центр или Киевский патриархат, который к тому же и вовсе является
церковью зарубежного государства, к православным Автономной и Апостольской
церквям. Не говоря о многочисленных протестантских организациях христиан, новых
религиозных движениях. Но при этом сама Московская патриархия поддерживает
целую сеть миссионерских центров, которые занимаются активной пропагандой своей
конфессиональной концепции и преследованием любых других религиозных доктрин,
организаций и верующих.
В
интенсивном проникновении РПЦ в армию, как и в другие государственные
структуры, эта религиозная организация пользуется государственной поддержкой.
Попытка фактического огосударствления одной из конфессий в многонациональной и
поликонфессиональной стране представляется недальновидной, создающей предпосылки
для усиления и обострения скрытой межконфессиональной и межнациональной борьбы,
способной выразиться в последующих опасных проявлениях национальной и
религиозной розни, нарушающей статью 13 Конституции Российской Федерации.
Как
отдельные чиновники РПЦ, так и различные ее представители, ссылаясь на
православие, ведут планомерную работу по формированию неприязни и нетерпимости
по религиозному признаку. То есть, у всех на глазах при лояльности к тому
властей и «органов», на средства государства в виде идеологической кампании
совершается очевидное преступление, направленное против блага государства и
общества. Поэтому, представляется целесообразным пересмотреть сложившуюся
практику несерьезного в своей лояльности отношения к подобной деятельности. Думаю,
и неспециалистам понятно, что необходимо законодательное и
административно-правовое регулирование, с учетом современных реалий, интересов
противодействия межнациональным и межконфессиональным конфликтам. Без такого
пересмотра нам бессмысленно говорить о формирования реальных условий признания
и гарантирования прав и свобод человека и гражданина, согласно общепринятым
принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации.
В качестве
одного из примеров того, что делает правовое внимание к сложившейся ситуации в
армии безотлагательным, могу предложить фильм «Батюшки особого назначения». Алексея
Денисова, который распространяется Управлением по работе с верующими
военнослужащими ВС РФ. Это совместный проект Данилова монастыря, телеканала «Россия»
и благотворительного фонда «Крейсер "Варяг”», в котором заместитель
председателя отдела РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами игумен Савва
(Молчанов), в нарушение статей 28 и 29 Конституции РФ, например, изрекает
следующее: «То, что касается конфликтов межрелигиозных в воинских коллективах,
то это догадки несведущих людей, либо просто ложь, ложь атеистов. Потому что
человек, когда он верит, он с особым уважением относится к тому, кто исповедует
другую религию. Поверьте мне, что мусульманин к офицеру, который не верит ни во
что, он никак относится не будет, но к офицеру, который носит в своей душе веру
православную, мусульманин будет относиться с высочайшим уважением»[v]. Кроме того, что подобные уверения
просто смешны, такая антиконституционная пропаганда не может и не возмущать. По
какому праву этот священник в фильме, который смотрят военнослужащие, формирует
неприязнь к неверующим или атеистам? Получается, что член религиозного
сообщества, вокруг которого сегодня кипят скандалы, связанные с падением
нравов, коррупцией и лицемерием относит все эти и другие пороки на счет как раз
безверия, которое отождествляется с атеизмом?
Использование
подобного «научно-методического материала» со стороны структурного
подразделения МО РФ, с моей точки зрения, как специалиста, занимающегося
подготовкой элиты Вооруженных сил -офицеров для выдвижения на воинскую
должность командира бригады, представляется абсурдным и антиконституционным.
Собственно, и вся остальная деятельность сегодняшнего Управления по работе с
верующими военнослужащими ВС РФ напоминает по словам М.Горького «христианское
стремление дать людям вместо хлеба насущного мыльные пузыри»[vi].
Все это
происходит в то время, когда в штатах бригад нового облика упразднены должности
помощников командира по правовой работе и некому проводить правовую экспертизу
проектов приказов командира (начальника). Когда некому проводить весь комплекс
юридических мероприятий, включая организацию правового обеспечения договорной,
претензионной и исковой работы в части, а также обобщать и анализировать
результаты рассмотрения в арбитражных судах дел по искам органов военного
управления в части.
На
сегодняшний день военнослужащих МО РФ лишили даже права на ознакомление с
единственным ежемесячным журналом «Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое
обозрение», включенным в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий, в котором публикуются основные научные результаты диссертаций на
соискание ученой степени докторов и кандидатов наук, утвержденный решением
Президиума ВАК № 6/6 от 19 февраля 2010 года, отменив на него бесплатную
подписку.
И вот, на
фоне этого правового хаоса, в армию в противовес Конституции РФ внедряют еще и
невежественных православных священников? Это ли не преступление против
интересов наших соотечественников? Неужели «батюшки особого назначения» важнее
в войсках, чем офицеры-юристы?
Согласно
современным требованиям к армии, каждый командир и начальник должен обладать
минимумом правовых знаний, определяемых директивой Министра обороны Российской
Федерации 1999 г.
N Д-6 «О правовых минимумах» и другими нормативными правовыми актами Министра
обороны Российской Федерации и требовать того же от подчиненных. В соответствии
с пунктом 8 Инструкции о правовом обучении в Вооруженных Силах Российской
Федерации (приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации 1999 г. № 333) офицеры и
прапорщики (мичманы), не сдавшие зачеты по правовому минимуму, не могут быть
представлены к назначению на вышестоящие должности. При дефиците юристов в ВС
РФ, правовой беспредел с фактической подменой их православными
священнослужителями происходит в то время, когда в соответствии со ст.11 «Наставления
по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации»
(утверждено Министром обороны РФ 08.08.2001): «В период вооруженного конфликта
для решения вопросов, касающихся применения норм международного гуманитарного
права, командиры (начальники) в случае необходимости привлекают юридических
советников, обязанности которых возложены в соединении (части) на помощника
командира по правовой работе».
Европейский
суд по правам человека в Страсбурге в 2005 году удовлетворил жалобы шести
граждан России, проживающих на территории Чеченской Республики. Все
рассмотренные дела связаны с проведением контртеррористической операции на
Северном Кавказе, причем два случая имеют непосредственное отношение к боевому
применению Федеральной группировки войск и сил в этом регионе. Помимо крайне
негативного политического эффекта и экономических последствий (Россию обязали
выплатить крупные денежные компенсации), создан прецедент, имеющий ярко
выраженные правовые аспекты. Суд установил, что командованием Федеральной
группировки был нарушен ряд положений Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. По мнению суда, были нарушены право на
жизнь, право на эффективные средства правовой защиты, право на защиту частной
собственности. Как видим, актуальность присутствия в войсках юристов, а не
клерикалов, налицо.
В
заключение, мне бы хотелось представить еще одно печально-курьезное
доказательство того абсурда, к которому уже привел процесс клерикализации нашей
армии:
23 ноября
2011 года на презентации новой книги «Православная церковь при новом патриархе»[vii] в Московском центре Карнеги я был
вынужден публично обратиться к игумену Московской патриархии Петру (Валентину
Андреевичу Мещеринову) с просьбой донести по своей церковной линии через
председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и
правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова информацию, о
катастрофическом состоянии правовой работы в Вооруженных силах до Министра
обороны РФ Сердюкова А.Э. Иного способа достучаться до Министра обороны доценту
военного ВУЗа в нашем «правовом» государстве, оказывается, нет.
Можно ли
представить аналогичное обращение к представителям духовенства ведущих военных
юристов в Военной академии США (англ.United States Military Academy), известной
также как Вест-Пойнт (англ. West Point), или в Командно-штабной академии
бундесвера, расположенной в Гамбурге?!
Это ли не
позор армии и государства Российского 21 века?!
Статья является оформленным для
публикации текстом выступления на Международной научно-практической конференции
"Новые вызовы свободе совести в современной России", состоявшейся в
Москве в Центральном доме журналиста 26 июня 2012 года
: Сергей Васильевич ИВАНЕЕВ -к.юр.н., доцент кафедры гуманитарных и
социально-экономических дисциплин Военного учебно-научного центра Сухопутных
войск «Общевойсковая академия ВС РФ»
Источник: http://www.krasnoetv.ru/node/15365 |