Интервью Николая
Островского
английской газете «Ньюс кроникл» за 2 месяца до смерти 22 декабря 1936 года – Скончался
красный боец Николай Островский…
- Я только недавно
начал читать «Как закалялась сталь» и прочел совсем мало: мне трудно читать
по-русски. Очень немного из советской литературы переведено на английский язык.
- Да. Только «Тихий
Дон», частично «Поднятая целина»...
- И еще есть
антология. Но вы следите за советской литературой и знаете, что за последнее
время советская литература дала мало хороших произведений.
- Вы думаете, что
мало? Для меня было большой неожиданностью издание «Как закалялась сталь» в
Японии: ведь там такая суровая жандармская цензура.
- Но цензура эта
строга только к политически опасным вещам. В Японии очень большая
интеллигенция.
- А «Как закалялась
сталь», по-вашему, не опасна?
- Я прочел совсем
немного, не могу судить. Но я знаю, что сейчас за границей большой интерес к
вашей личности. Ведь в романе ваша личность играет большую роль.
- Раньше я
решительно протестовал против того, что эта вещь автобиографична, но теперь это
бесполезно. В книге дана правда без всяких отклонений. Ведь ее писал не
писатель. Я до этого не написал ни одной строки. Я не только не был писателем,
я не имел никакого отношения к литературе или газетной работе. Книгу писал
кочегар, ставший руководящим комсомольским работником. Руководило одно —
не сказать неправды. Рассказывая в этой книге о своей жизни, я ведь не думал
публиковать книгу. Я писал ее для истории молодежных организаций (Истомол), о
гражданской войне, о создании рабочих организаций, о возникновении комсомола на
Украине. А товарищи нашли, что книга эта представляет и художественную
ценность.
Стали рассматривать
«Как закалялась сталь» как роман, то там много недостатков, недопустимых с
профессиональной, литературной точки зрения (ряд эпизодических персонажей,
которые исчезают после одного-двух появлений). Но эти люди встречались в жизни,
поэтому они есть в книге. Если бы книга писалась сейчас, то она, может быть,
была бы лучше, глаже, но в то же время она потеряла бы свое значение и обаяние.
Книга дает то, что было, а не то, что могло быть. В ней суровое отношение к
правде. И в этом книга неповторима. Она не создание фантазии и писалась не как
художественное произведение. Сейчас я пишу как писатель и создаю образы людей,
которых не встречал в жизни, описываю события, в которых не участвовал.
- Каков сейчас
тираж «Как закалялась сталь»?
- Тираж ее сейчас
достигает 1 500 000, и до конца года будет еще несколько изданий, всего будет 1
750 000 — 2 000 000 экземпляров. В два-три года книга выдержала пятьдесят два
издания. В одном 1936 году она издана тридцать шесть раз. Даже для наших темпов
это грандиозно. Она нашла пути к сердцам читателей, особенно к молодежи, потому
что, помимо своих художественных достоинств, без которых она не волновала бы,
она сурово-правдива. Книга нашла людей, о которых в ней рассказано: они пишут
мне, и ни один не сказал, что я как-то исказил события или характеры.
Все события и
участники их даны без прикрас, со всеми плюсами и минусами, со всеми
страданиями и радостями.
- Когда-то будет
написан роман о вас, я в этом убежден. Пока еще это время не наступило. Но вас
уже знают за границей? Буржуазия ценит мужество в людях. Ваше мужество
вдохновляется большевистским духом. Из книги узнают человека, которого любит
вся страна, которого уважает и бережет правительство.
- Вы -
представитель буржуазной газеты, а ваши личные убеждения? Если вы —
мужественный человек, вы должны сказать мне правду.
-«Ньюс кроникл» —
либеральная газета. Мне приходилось не раз бросать работу в газетах, которые
начинали вульгарно относиться к СССР. Я приехал сюда работать, так как мне
хотелось жить в СССР и изучить его. Для меня несомненно, что коммунизм —
следующий этап цивилизации.
- Безусловно! Но
сейчас в капиталистических странах журналисты вынуждены прибегать ко лжи.
Больше того, целые политические партии лгут в своей работе. Правды они говорить
не могут, так как массы ОТОЙДУТ от них, и они должны маневрировать между двух
групп — правящей группой и трудящимися массами.
Нас обвиняют в
разрушении творений искусства, но вы видите всю подлость этой клеветы. Нигде
искусство так не охраняется, как у нас. А читают ли где-нибудь Шекспира так,
как у нас? И это рабочие, которых считают варварами. А вопросы гуманизма!
Говорят, что мы забыли это слово. Подлая ложь. Наоборот, гуманизм по
отношению к врагам был причиной многих ошибок. Наша мечта -возрождение
человечества.
- Человечество
понимает, что у вас дело идет хорошо. СССР посетил недавно один литовец,
профессор, турист. Он не был здесь двадцать лет. В беседе со мной он сказал,
что они думали, что без частной собственности, у большевиков не может дело
пойти: стимула нет. Но, оказывается, дело идет. Он видит ГРОмадную работу по
поднятию культурного уровня населения. И вот, настроенный против при приезде,
он уезжает убежденный, что КОММУНИЗМ - большая сила. Он профессор философии,
религиозен и очень недоволен, что в СССР царит атеизм. Он говорит, что
КОММУНИсты, которые работают по принципам христианства, невольно, но
обязательно станут христианами.
- Это парадокс.
Великий ученый Павлов был очень долго религиозен. Но понятно, что у него это
шло от воспоминаний детства и еще от некоторого фрондерства. Хочу — и иду в
церковь, и никто запретить мне не может. Мы — коммунисты-материалисты и
понимаем, как страшна машина угнетения человечества. Она уже отработала.
Когда-то капитализм имел цивилизаторскую роль, созидательную. Хоть и на основе
эксплуатации, но он создавал огромные ценности. Этого не будешь отрицать. Но
то, что делается сейчас: выбрасываются в море бочки масла, тысячи тонн
кофе... (Вирус марксизма - капитализм=сатанизм ИЗНАЧАЛЬНО - нельзя
оправдать создание техники зверствами геноцида "молодого пушистого
капитализма")
- Известно ведь,
что Рузвельт платил фермерам, чтобы они уничтожали свои посевы.
- Разве это не
признак распада, гниения капитализма? Англия, огромная культурная (в геноциде !) страна в
прошлом, сейчас не продолжает культурного роста. Там только старые ценности,
сложенные в ящики, заплесневелые, и ничего нового. Наступил паралич, нужна
новая свежая кровь, чтобы снова развиваться и творить. А новой крови они не
могут взять, так как она только в коммунизме. Коммунизм — возрождение всего
мира. А это для правящих классов звучит страшно. Политикой Англии
руководят люди, место которых в доме умалишенных. Если страшен один
сумасшедший с револьвером, то что же сказать о таких, которые могут бросить в
бойню сорок пять миллионов человек, всю нацию и залить кровью весь мир? Как до
сих пор не стало ясным за границей, что СССР не ставит своей целью все
истребить?
- Нет, теперь уже
начали это понимать.
- Да? В истории
останутся имена одиночек-властителей, ужасных и жутких: Гитлера, Муссолини. Но самое
отвратительное чудовище - это буржуазная печать. Каково
положение журналиста: или лги и получай деньги, или будешь вышвырнут вон? У
кого честное сердце, тот, откажется, а большинство пойдет на это.
Трудно удержать там
честное имя. А ведь страшно жить так. Журналисты лгут сознательно. Они
всегда знают правду, но продают ее. Это профессия проститутки. Фашисты видят
отлично, где хорошо, но они будут уничтожать это хорошее из ненависти. И вот
рабочие массы читают газеты, многие верят им. Это страшнее всего.
Мы уважаем честную
открытую борьбу с оружием в руках. Я сам дрался и убивал и, будучи впереди
цепи, вел на это других. Но не помню случая, чтобы мы
уничтожали сдавшегося, безоружного врага. Это был уже не враг. Откуда осталась
у бойцов теплота к этим людям, которых десять минут назад они без пощады
рубили? Я сам отдавал последнюю махорку. Были отдельные, единичные выступления
махновцев, недавно попавших в отряд, но мы их перевоспитывали и боролись с
ними.
Я, если бы
чувствовал неправоту дела, которое я выполняю, мне кажется, я не мог бы никогда
улыбаться. Вы знаете, не надо было агитаторов, чтобы сделать пленных своими
товарищами. Лучше агитатора — бойцы с их теплым отношением, которое
разоблачало ложь офицеров. Пленный солдат, познанский крестьянин, чувствовал
полное спокойствие за свою жизнь и быстро становился нашим. И совершенно другое
отношение к пленным красноармейцам со стороны польских офицеров. Как они
издевались: выкапывали глаза, истязали, уничтожали попавших в плен бойцов, эти
носители культуры! А ведь говорили на Западе, что Польша - страж культуры?! Я
сам видел все издевательства польских офицеров. Я могу смело говорить о них, я
испытал их: вот откуда и пламя ненависти к фашистам.
Я знаю, что такое
гнет капиталистической эксплуатации. Я работал с одиннадцати лет, и работал по
тринадцать-пятнадцать часов в сутки. Но меня били. Били не за плохую работу, я
работал честно, а за то, что не даю столько, сколько хозяину хотелось
взять от меня. Таково отношение эксплуататоров к трудящимся во всем
мире. И эти люди говорят о гуманности! А дома они слушают Вагнера и Бетховена,
и призраки замученных ими людей не смущают их покоя. Их благополучие построено
на нечеловеческом отношении к рабочим, которых они презирают за
некультурность. Но как рабочий может стать культурным в условиях
капиталистической эксплуатации? Не они ли тянут его назад, к
средневековью? У нас тоже есть недостатки, но это остатки старого
наследства...
- Какие недостатки
имеете вы в виду?
- Отсталость
сельского населения, например: на селе еще много неразвитых людей. Столетиями
крестьян заставляли жить жизнью животных, не давая доступа к знанию, всячески
затемняли сознание. Ведь единственной книгой для народа было «Евангелие» да еще
рассказы о дьяволе. И это особенно последовательно проводилось в отношении
национальных меньшинств. Давно ли в Кабардино-Балкарии изжиты чисто
средневековые обычаи, обряды, жуткое отношение к женщине? Разжигание
национальной розни - один из методов политики капиталистов. Вполне понятна их
боязнь объединения угнетенных народов.
- Скажите: если бы
не коммунизм, вы могли бы так же переносить свое положение?
- Никогда! Личное
несчастье сейчас для меня второстепенно. Это понятно...
когда кругом
безотрадно, человек спасается в личном, для него вся радость в семье, в
узколичном кругу интересов. Тогда несчастья в личной жизни (болезнь, потеря
работы и так далее) могут привести к катастрофе — человеку нечем жить. Он
гаснет, как свеча. Нет цели. Она кончается там, где кончается личное. За
стенами дома — жестокий мир, где все друг другу враги. Капитализм сознательно
воспитывает в людях антагонизм, ему страшно объединение трудящихся. А наша партия
воспитывает глубокое чувство товарищества, дружбы. В этом огромная духовная
сила человека — чувствовать себя в дружеском коллективе.
Я лишился самого
чудесного в жизни — возможности видеть жизнь. Прибавьте к этому огромные
страдания, которые не дают ни секунды забвения. Это было огромное испытание
воли, поверьте, можно сойти с ума, если позволить себе думать о боли. И передо
мной встал вопрос: сделал ли я все, что мог? Но совесть моя спокойна. Я жил
честно, лишился всего в борьбе. Что же мне остается? Предо мной темная ночь,
непрерывные страдания. Я лишен всего, всех физических радостей, процесс еды для
меня — мучение. Что можно сделать в моем положении?..
Но партия
воспитывает в нас священное чувство — бороться до тех пор, пока есть в тебе
искра жизни. Вот в наступлении боец падает, и единственная боль оттого, что он
не может помочь товарищам в борьбе. У нас бывало так: легкораненые никогда не
уходили в тыл. Идет батальон, и в нем человек двадцать с перевязанными
головами. Создалась такая традиция борьбы, воспитывалось чувство гордости. За границей
какой-нибудь барон или граф гордится своим старинным родом. У пролетариев есть
своя гордость. И когда теперь наш товарищ вспоминает, что он был
кочегаром, то он вспоминает об этом с гордостью. У вас это не звучит ничем, у
вас рабочий — пустое место, ничто...
- Что вы читаете?
- Читаю все
основные наши газеты и беллетристику. Мне надо учиться. Жизнь движется вперед,
и я не могу отставать. На чтение уходит несколько часов в день.
- Как ваше
самочувствие?
- Если бы вы
спросили моего врача, то он сказал бы: «Я тридцать лет считал, что болен тот,
кто ноет, кто жалуется на болезнь. А этого не узнаешь, когда он болен. А между
тем сердце разрушено, нервы пылают, огромный упадок сил. Он должен три года
ничего не делать, только есть и спать. А читать Анатоля Франса да Марка Твена,
и то в маленьких дозах». А я работаю по пятнадцать часов в сутки. Как? Врачам
непонятно. Но ничего сверхъестественного нет. Юридически я болен. Я переношу
мучительные страдания, не оставляющие меня ни ночью, ни днем.
- Сколько вы спите?
- Семь-восемь
часов.
- Где вы работали,
когда началась ваша болезнь?
- Я политработник,
секретарь комитета комсомола. А это значит — работа с 6 часов утра до 2 часов
ночи. Для себя времени не оставалось совершенно.
- Можно сказать,
что вы украинский Косарев?
- Нет. Я был
скромным районным работником. После гражданской войны, в 1921 году, вернулся в
мастерские. До 1923 года работал электромонтером. В 1923 году вернулся на
границу, так как работать в мастерских не мог. Я обманул врачей, и меня послали
в армию, где работал военным комиссаром. Потом до 1927 года работал в
комсомоле. И все это время болел. А в 1927 году болезнь свалила меня
окончательно. В армию ушел в 1919 году, в возрасте пятнадцати лет, и там вступил
в комсомол.
- Вы мужественный
человек. Мужество дает вам преданность идеям коммунизма. Это идейное
коммунистическое мужество. Да?
- Да. Я могу каждую
минуту погибнуть. Может быть, вслед за вами полетит телеграмма о моей гибели.
Это меня не пугает, вот почему я работаю, не жалея жизни. Будь я здоров, я
экономил бы силы для пользы дела. Но я хожу на краю пропасти и каждую минуту
могу сорваться. Я это твердо знаю. Два месяца назад у меня было разлитие желчи
и отравление желчью, я не погиб только случайно. Но как только упала
температура, я немедленно принялся за работу и работал по двадцать часов в
день. Я боялся, что погибну, не кончив книги.
- Почему такое
название вы выбрали?
- Сталь закаляется
при большом огне и сильном охлаждении. Тогда она становится крепкой и ничего не
боится. Так закалялось и наше поколение в борьбе и страшных испытаниях
и училось не падать перед жизнью. Я был малограмотен, до 1924 года я не знал
хорошо русского языка.
Огромная работа над
собой сделала из меня интеллигента. Я знал хорошо только политику, а этого для
меня в тот период хватало. Больше всего учился, когда заболел: у меня появилось
свободное время. Я читал по двадцать часов в сутки. За шесть лет неподвижности
я прочел огромную массу книг.
- Я очень
благодарен вам за беседу. Надеюсь увидеться с вами в Москве. Я сделаю это через
НКИД.
- Хочу, чтобы в
вашем сердце осталось тепло от нашей встречи. Мы доверчивы.
30 октября 1936 г.
Источник: http://sandinist.livejournal.com/361534.html |