Россию превращают в страну
дураков
Сергей
Капица
В начале лета Всероссийский центр
изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследования, которые власти
предержащие как-то не заметили. А напрасно.
Их результаты таковы, что как минимум двум министерствам -
культуры и образования - нужно жать на все «тревожные кнопки» и собирать
экстренные заседания кабинета министров. Потому как, согласно опросам ВЦИОМ,
35% россиян НЕ ЧИТАЮТ КНИГ ВООБЩЕ! А ведь Россия, если верить речам президента
и премьер-министра, взяла путь на инновационное развитие. Но о каких
инновациях, научных прорывах, развитии нанотехнологий и т. п. может идти речь,
если больше трети населения страны за год ни разу не взяли в руки книгу?
Никакую, даже завалящий детектив! «АиФ» решил разобраться, почему Россия,
некогда самая читающая страна в мире, перестала читать и чем это грозит
обществу.
Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы
наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, - воспитали страну
идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через
десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы
получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные
богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять
лет назад на заседании правительства. Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации
нации, никто даже не пытается понять и приостановить.
У нас происходит полный разрыв слов и
дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти
лозунги начали осуществляться. И объяснения «Я так много работаю. Когда же мне
ещё и читать?» не могут служить извинением. Поверьте, наше поколение работало
не меньше, но время для чтения при этом всегда находилось. А производительность
труда в обществе несколько десятков лет назад была выше, чем сейчас. Сегодня же
чуть ли не половина трудоспособной молодёжи работает в охранных организациях!
Получается, что все эти молодые парни - тупые, ограниченные люди, способные
лишь бить морду?
Куда впадает Волга?
Вы спрашиваете, зачем вообще человеку
читать. Опять-таки приведу пример: организмы человека и обезьяны очень близки
по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги.
Культура и разум - вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан
на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией -
именно книга. Раньше, начиная ещё со времён Гомера, существовала устная
традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в художественной форме, через
сказания и легенды прошедших эпох, передавали накопленные поколением опыт и
знания. Потом возникло письмо, и вместе с ним - чтение. Традиция устного сказа
угасла, а теперь угасает и традиция чтения. Возьмите как-нибудь и хотя бы ради
любопытства перелистайте переписку великих. Эпистолярное наследие Дарвина,
которое сейчас издаётся, - 15 тыс. писем. Переписка Льва Толстого тоже занимает
не один том. А что останется после нынешнего поколения? Их эсэмэски будут
издавать в назидание потомкам?
Я давно предлагал изменить критерии
приёма в высшие учебные заведения. Не надо никаких экзаменов - пусть абитуриент
напишет сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет
поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои мысли, суть
проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека, уровень его культуры,
степень развития сознания. А ЕГЭ, который сегодня используют, не может дать
объективной картины знаний школьника. Он построен лишь на знании или незнании
фактов. Но факты далеко не всё! Впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ на
этот вопрос заслуживает не галочки в соответствующей клеточке, а отдельной
серьёзной беседы. Потому что миллионы лет назад Волга впадала не в Каспийское,
а в Азовское море, география Земли была другой. И вопрос из хрестоматийного
превращается в интересную проблему. Чтобы решить её, как раз-то и требуется
понимание, которого без чтения и образования добиться невозможно.
Чувства вместо умов
Вопрос потери интереса к чтению - это
вопрос о том, что сейчас происходит с людьми.
Мы упёрлись в очень сложный момент
развития человечества в целом. Темпы развития техники сегодня очень высоки. А
наша способность это всё осмыслить и разумно в этой технической и
информационной среде жить от этих темпов отстаёт. Мир переживает сейчас очень
глубокий кризис в сфере культуры. Так что ситуация в нашей стране довольно
типична и для всего остального мира - в Америке и в Англии тоже мало читают. Да
и такой крупной литературы, которая существовала в мире 30-40 лет назад,
сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще найти очень сложно. Возможно,
потому, что никому не нужны умы - нужны ощущения.
Нам сегодня не к чтению нужно отношение
менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом. Министерство
культуры должно стать важнейшим из всех министерств. А первоочередная задача -
перестать подчинять культуру коммерции. Деньги есть не цель существования
общества, а всего лишь средство достижения тех или иных целей. Вы можете иметь
армию, солдаты которой будут доблестно сражаться, не требуя вознаграждения,
потому что верят в идеалы государства. А можно иметь на службе наёмников,
которые с равным удовольствием будут убивать и своих, и чужих за одни и те же
деньги. Но это будут разные армии! И в науке прорывы делаются не за деньги, а
для интереса. Такой вот кошачий интерес! И с крупным искусством то же самое.
Шедевры за деньги не рождаются. Если же всё подчинять деньгам, то деньгами всё
и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие.
Чтобы дети вновь начали читать, в
стране должна сложиться соответствующая культурная обстановка. А что сейчас
определяет культуру? Когда-то тон задавала Церковь. Люди в выходной день шли в
храм и вместо телевизора смотрели на фрески, иконы, витражи - на иллюстрацию
жизни в образах. Великие мастера работали по заказу Церкви, большая традиция
освещала всё это. Сегодня люди ходят в Церковь гораздо меньше, а обобщённую
картину жизни даёт телевидение. Но никакой великой традиции, никакого искусства
здесь нет. Ничего, кроме мордобоя и стрельбы, вы там не найдёте. Телевидение
занимается разложением сознания людей. На мой взгляд, это преступная
организация, подчинённая антиобщественным интересам. С экрана идёт лишь один
призыв: «Обогащайтесь любыми способами - воровством, насилием, обманом!»
Вопрос развития культуры - это вопрос
будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на
культуру. И не сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в
мире. Чем мы можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только культурой! В
эпоху СССР они прекрасно существовали в рамках нашей культуры. Сравните уровень
развития Афганистана и республик Средней Азии - разница огромная! А сейчас все
эти страны выпали из нашего культурного пространства. И, на мой взгляд,
важнейшая задача сейчас - вновь их в это пространство вернуть. Когда распалась
Британская империя, важнейшими инструментами воссоздания целостности англоязычного
мира стали культура и образование. Британцы открыли двери своих высших учебных
заведений для выходцев из колоний. В первую очередь для тех, кто в дальнейшем
мог бы стать управленцем этих новых стран. Я недавно разговаривал с эстонцами -
они готовы учиться медицине в России. Но мы берём с них огромные деньги за
учёбу. При том что возможность учиться в Америке или Англии они получают даром.
И чем мы после этого сможем тех же эстонцев привлечь, чтобы взаимодействие с
нами им стало важнее, чем взаимодействие с Западом? Во Франции существует
министерство франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в
мире. В Англии Британский совет считается неправительственной организацией, но
на самом деле проводит чёткую политику по распространению английской культуры,
а через неё - глобального английского влияния в мире. Так что вопросы культуры
сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности страны.
Пренебрегать этим важнейшим элементом влияния нельзя. В современном мире всё в
большей степени наука и искусство, а не ресурсы и производительные силы
определяют могущество и будущее страны.
Языком цифр
Читаете ли вы книги
|
1996
г. (в %)
|
2009
г. (в %)
|
Никогда, очень
редко
|
20
|
35
|
От случая к
случаю
|
49
|
42
|
Практически ежедневно
|
30
|
22
|
Затрудняюсь ответить
|
1
|
1
|
По данным ВЦИОМ, в опросе приняли
участие 1600 человек
Какие жанры вы чаще всего выбираете для
чтения?
(% от тех, кто читает книги, возможны
несколько вариантов ответа)
Российские боевики, «милицейские»
детективы и детективы-стилизации
|
43%
|
Фантастика и фэнтези
|
26%
|
Классические историко-приключенческие
романы
|
26%
|
Русская и зарубежная классика
|
25%
|
Зарубежные детективы
|
25%
|
«Женский» детектив
|
25%
|
Современная русская и зарубежная
литература
|
16%
|
Современные романы об истории России,
исторические романы прежних лет
|
16%
|
Переводные романы
|
13%
|
Поэзия
|
11%
|
По данным ВЦИОМ
***
Комментаий
специалиста
«Попрыгунчики» разучились думать?
«Подростки сегодня стали меньше читать
художественную литературу. Причин этому несколько. Во-первых, в школе учителя
по-прежнему гонятся за высокими показателями скорости чтения. Но из-за этого у
учеников плохо формируется сам навык чтения, его качество, - говорит Татьяна Филиппова,
ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО. - В итоге
ребёнок, прочитывая за минуту положенное число слов, не понимает сути
прочитанного, не может пересказать текст. А когда человек чего-то делать не
умеет, он и не хочет этого делать по своей воле. К нам в Центр диагностики
развития детей и подростков порой приходят ученики 3-4-х классов, которые
читают по слогам. Наивно ожидать, что эти дети своё свободное время будут
проводить за книгой. Во-вторых, если 5-6 лет назад за компьютерами сидели в
основном студенты и взрослые люди, то уже два года назад, как показывают наши исследования,
у мониторов «зависали» ученики младших классов. Кроме того, сами родители не
приучают ребёнка к книгам. Дошкольникам регулярно читают только 10% родителей,
а школьникам - всего 0,2% пап и мам! Многие думают: раз научился читать хотя бы
по слогам - читай дальше сам. Но это заблуждение. Задача родителей - сделать
чтение потребностью, такой же насущной, как чистка зубов или умывание.
Подбирайте ребёнку интересные книги, помогите ему в выборе, почитайте вслух,
даже если ему уже 10-12 лет».
Не последнюю роль в том, что мы всё
меньше и меньше читаем, по мнению специалистов, играет и телевидение. А
конкретно - огромное количество телеканалов и… пульт дистанционного управления.
Для тех, кто предпочитает смотреть телевизор, «прыгая» с канала на канал, на
Западе даже придумали специальный термин - «заппинг». Всего таких
«попрыгунчиков» набирается порядка 47% от смотрящих телевизор. При постоянном
переключении с канала на канал картинка, воспринимаемая зрителем, оказывается
составленной из отрывков программ, идущих параллельно по разным каналам.
Зритель словно «монтирует» свою собственную передачу из кусочков разнородного
видеоматериала. Добавьте к этому постоянные перерывы на рекламу, сериалы, в
которых одна история оказывается порой «разрублена» на несколько сотен маленьких
кусков и её можно начать смотреть чуть ли не с любого места.
«В
итоге мы имеем следующее, - говорит Даниил Дондурей, социолог, главный редактор
журнала «Искусство кино». - За последние пару лет наметилась тенденция:
школьники теряют способность следить за сюжетом и поступками героев. Они
практически потеряли навыки пересказа прочитанного текста - элементарного, не
говорю уже о таких сложнейших вещах, как «Анна Каренина», к примеру. А с
введением в стране цифрового телевидения (и, как следствие, увеличением
количества каналов) подобные явления будут только нарастать».
______________________________________
От редакции. Ну что ж, это
закономерно. Большевики в свое время проводили ликвидацию безграмотности, а
буржуазная власть ее насаждает. В интересах капиталистов - чтобы трудящиеся как
можно меньше знали об окружающем мире, как можно меньше думали. Но всех сделать
невеждами невозможно. Всегда были и будут те, кто сохранит способность
размышлять. Такие и станут в авангарде борьбы за новое общество.
Источник: http://couldhell.livejournal.com/186754.html |