Си Цзиньпин "свернул налево"
и посетил "святые места" революции
(У китайцев
"при повороте направо включается левый сигнал")
Андрей Карнеев
Генеральный секретарь ЦК КПК Си
Цзиньпин с запозданием, но все-таки посетил одно из революционных мест Китая -
Сибайпо. Обычно китайские партийные лидеры посещают одну из революционных
святынь, связанных с деятельностью Мао Цзэдуна, сразу же после назначения. Этим
они подчеркивают верность традициям прошлых поколений КПК. Какое место занимает
в современной идеологической системе Китая левая идеология?
16 июля 2013
Радио " Голос России"
В Китае никак не рассеивается
интрига вокруг того, каким идейно-политическим содержанием наполнится, по сути,
метафорический лозунг нового китайского руководства о "китайской
мечте". В отличие от своих предшественников, Си Цзиньпин не поехал сразу
же в Яньань, Цзуньи или Сибайпо. Он выступил с лозунгом о "китайской
мечте" на фоне развернутой в государственном историческом музее на площади
Тяньаньмэнь выставки "Дорогой возрождения", а потом совершил
символическое турне в "Мекку китайских рыночных реформ" г. Шэньчжэнь.
Стало казаться, что в лице Си Цзиньпина
Китай обрел "молодого Дэн Сяопина", а сторонники дальнейшего
углубления реформ и особенно те, кто выступает за реформу политической системы,
преисполнились ожиданиями радужных перспектив. Казалось, что по сравнению с Ху
Цзиньтао, который был очень осторожен и консервативен, Си будет смелее в том,
чтобы идти на преобразования.
Но вскоре в
выступлениях высшего руководителя КНР, словно для восстановления определенного
баланса, стали явственно звучать "левые" нотки: призывы уважать
идейное наследие Мао Цзэдуна, предостережения относительно утраты партией
бдительности, заявления о необходимости извлечь горькие уроки из краха КПСС.
Был выдвинут тезис о "трех уверенностях", недопустимости навязывания
обществу идей в семи областях. Была инициирована кампания по проведению
воспитательной работы среди партийных функционеров и чиновничества по принципу
"посмотреть на себя в зеркало, поправить одежду, отмыться,
подлечиться".
В современном
Китае на фоне триумфальных экономических успехов углубляется социальное
расслоение, нарастают противоречия, всегда обостряющиеся в обществах,
переживающих процесс трансформации. По данным исследования, проведенного
профессором Института политологии АОН КНР Чжан Миншу, в ответ на вопрос об
отношении граждан КНР к демократии, 38,1% респондентов выразили
"левые" настроения, 51,5% - нейтральные, и только 8% - либеральные.
В одном из
выступлений Си Цзиньпин заявил, что нельзя отрицать первые тридцать лет
социалистического строительства в КНР. После этого многие обозреватели,
особенно в китайском интернете, заговорили о "левом повороте". Правда
при этом ряд экспертов вспомнили о том, что в период Цзян Цзэминя левая
риторика использовалась для сглаживания эффекта от пролиберального курса в
социально-экономической сфере. Или образно говоря, "при повороте направо
включается левый сигнал". Нынешние призывы "помнить о том, какого
цвета наше знамя", видимо, делаются для того, чтобы подготовить очередной
крупный шаг вперед в либерализации китайской экономики и правовой системы.
В целом к
исходу весеннего периода можно было констатировать, что самые разные группы в
китайском идейно-политическом истеблишменте (либералы-западники, националисты,
левые и даже маоисты) получили определенные сигналы в виде идеологических обещаний.
С наступлением
летнего периода определенности по поводу идеологического содержания
"китайской мечты" так и не появилось. В июне руководство партии
проводило важные заседания по реализации инициатив Си в плане перевоспитания
кадровых работников всех уровней в духе приближении их "к линии
масс", что заставило вспомнить об идеологических кампаниях прошлого.
Директивы в плане изменения "стиля работы" были затем даны и
военнослужащим НОАК. Наконец, уже в июле (11 июля) Си Цзиньпин все-таки посетил
Сибайпо во время поездки в провинцию Хэбэй, где тридцать лет назад в уезде
Чжэндин начиналась его политическая биография.
Наблюдатели уже
пытаются подвести теоретическую базу под все эти малозаметные постороннему
взгляду процессы и тенденции. Отмечается, что парадоксальным образом после
разгрома в прошлом году "Чунцинской модели" Бо Силая отдельные
элементы социально-политической практики тогдашнего Чунцина оказались
востребованы для укрепления имиджа правящей КПК и обеспечения ее долговременной
легитимности в глазах простых китайцев.
Впрочем, нельзя
исключать и того, что все эти нюансы в политико–идеологической области в
основном являются элементами сложного политического маневрирования нового
китайского руководства. Его цель - не допустить чрезмерной зависимости от
какой-то одной группы интересов или фракции, неважно - правой или левой. Все
эти сложные комбинации призваны обеспечить непререкаемый авторитет высшей
власти по отношению к бюрократии, раздираемой многочисленными противоречиями.
Ссылки по теме:
Компартия Китая: Переход на новую модель развития должен
изменить критерии оценки кадров
Барак Обама и Си Цзиньпин заключат киберперемирие?
|