Как сербы уничтожили
"невидимку"-
самый "секретный" самолет ВВС США
Константин Качалин
Сербским военным в марте 1999 года удалось уничтожить самый
"секретный" самолет ВВС США F-117А. О том, как проходила эта
операция, "Голосу России" рассказал ее участник, Драган Матич
Материал из цикла "Балканский дневник российского
журналиста"
Руководство НАТО в Брюсселе 27 марта 1999 года долго не могло
прийти в себя. Впервые за всю историю боевой эксплуатации самого
"секретного" самолета ВВС США F-117А он был не только обнаружен радарами
ПВО Югославии, но и сбит в небе недалеко от Белграда.
- Человек, сбивший "Стелс" над Югославией
- Забыла ли Сербия, что ее бомбили"
Это был сильнейший удар по американскому ВПК и корпорации
"Локхид". В Пентагоне уверяли, что произошла техническая ошибка и
"самолет-невидимка" просто разбился где-то в лесах Сербии.
Американские военные не признавались до 25 ноября, что F-117A был уничтожен
советской ракетой. Истину скрывали не только от простых американцев, но и от
многочисленных заказчиков, которые уже заключили контракты с
"Локхидом". "Невидимка" был тогда очень популярен в мире. А
уничтожена гордость американского авиастроения, машина стоимостью около 50
миллионов долларов, была сербским зенитно-ракетным комплексом с клеймом "Made
in USSR". И первым нажал на кнопку "Пуск" Драган Матич. Тогда он
рассказал мне подробности этой операции в деталях:
"24 марта 1999 года мы покинули нашу воинскую часть, где
дислоцировались, и переместились в район пригорода Белграда. Три дня провели
относительно спокойно. Мы работали по команде, обычная процедура, которую мы
осуществляли по заданию нашего командира. Главное – не попасть под радары
АВАКСов, которые обычно сопровождают натовские самолеты. Особенно такие, как
F-117A. Мы стояли у села Шимановцы. 27 марта ближе к вечеру вся наша бригада
была на дежурстве. Коллега из службы слежения сообщил, что есть сильные помехи
в эфире. И что каждую секунду сигнал все ближе к нашей позиции. Буквально через
5 минут радиоразведка передала, что к нашему расчету приближается цель. Наш
командир внимательно смотрел на монитор и получал указания радиоразведки. Цель
шла на нас. Мы ее обнаружили. Я посмотрел на монитор и увидел четкий сигнал
цели. Мы стали следить за целью, она была видна очень отчетливо. Я доложил
командиру, что цель зафиксирована нашими приборами и мы готовы к ее поражению.
После команды "огонь" через 17 секунд цель была поражена нашей
ракетой. Первая ракета оторвала "Стелсу" крыло, а второй мы сбили сам
самолет. Пилот катапультировался, а самолет упал на землю.
Это фантазия
американских инженеров и летчиков, что F-117A - невидимка. Все
технологии "Стелс" обеспечивают его "невидимость" только в
высокочастотном радиодиапазоне. Для радиолокаторов, работающих на низких
частотах, он вполне заметен. Поэтому мы засекли его еще в 50 километрах от нас
и ждали, когда он пройдет мимо нашего расчета, чтобы уничтожить.
Да, у него сигнал излучения слабее, чем у обычных самолетов,
но он все равно появляется на экранах радаров. Может быть пилот ошибся, может
быть заблудился, но он летел на высоте всего 5 километров и попал в наш прицел.
Мы сбили страшную, фантастическую машину – самый засекреченный самолет ВВС США.
Пилот катапультировался, скрывался в лесах. Через пять часов группа
американского спецназа прилетела на нескольких вертолетах и увезла его. Уже на
следующий день он был на базе "Авиано", неподалеку от Венеции. Когда
нам удалось сбить самолет, мы тут же покинули позицию вместе с техникой. Чем
быстрее передислоцируешься, тем больше шансов у всего расчета остаться в живых.
Так мы делали 24 раза за эти три месяца агрессии. И это спасло наш расчет.
Никто из команды не пострадал. Хотя в нашей бригаде ПВО погибло 9
человек".
- "Сербы уничтожили планы на F117"
После того, как Драган Матич и его товарищи сбили F-117A,
Белый дом и Пентагон обратились к руководству СРЮ с просьбой вернуть обломки
самолета и все, что от него осталось, в Соединенные Штаты. Но Белград,
естественно, ответил отказом. Сейчас сбитый "Стелс" выставлен в музее
авиации. Здесь мы и продолжили разговор с Драганом Матичем:
- Ваш расчет сработал четко и слаженно. Как американцы с их
АВАКСами и новейшей электроникой прозевали советскую ракету и подставили
"Стелс" под удар?
- Мы защищали свою родину и выполняли свой долг. Мы тоже были
целью, за нами тоже следили с американских спутников, нас обнаруживали АВАКСы.
И поэтому мы старались не допускать никаких сигналов в эфир. Если ты в эфире
или на вражеском радаре больше 20 секунд – ты уже мертвый. Жди
"томагавков", "крылатых ракет" или какой-нибудь мощной
бомбы. Мое мнение о "стелсах"? Они запустили их в производство, чтобы
продать своим союзникам по всему миру. Машина безумно дорогая – свыше 50
миллионов каждый экземпляр. Много говорили об этих "стелсах", но все
это реклама Пентагона. У него не было высокой скорости полета, у него не было
хорошей защиты и только две бомбы на борту. Еще один недостаток этой
"птицы" - она очень близко подлетала к цели. И только после этого
могла нанести свой смертельный удар.
- Какие еще самолеты удалось поразить вашей команде?
- В первые дни агрессии против Югославии ВВС НАТО начинали
свои налеты после 20.00. Все самолеты всегда шли по одному и тому же маршруту.
Тем же путем они возвращались и на свои базы. Мы быстро поняли эту особенность.
Большинство самолетов попадали в наш прицел за 40-50 километров до нашей
позиции. Американские пилоты и их коллеги по НАТО всегда придерживаются правил
и четко выполняют команды. Есть маршрут, есть задание, и они ни на миллиметр не
отклоняются от него. Мы читали их планы между строк, и это спасало нас и наши
ПВО. Наш расчет поразил, кроме первого F-117, еще одну машину. Мы задели ее, но
она дотянула до Хорватии и там приземлилась. Правда, официального подтверждения
этому нет. Об этом писали газеты, была фотография. Это случилось 30 мая. А до
этого мы сбили F-16. Пилот был командиром эскадрильи, которая специально
уничтожала системы ПВО. За ним прислали особую группу на вертолетах, чтобы
спасти столь важного человека. 4 вертолета и 10 самолетов обеспечивали
поддержку десантникам. Этот пилот принимал участие в операции "Буря в
пустыне", бомбил сербов в Боснии и Герцеговине. Это был очень опытный
летчик и надежный пилот. Но мы сумели поразить его легендарный самолет. На
счету нашей команды и Б-2. Правда, опять нет доказательств. Но наши радиоперехватчики
зафиксировали разговор между пилотом и АВАКСом. Пилот кричал: "В меня
попала ракета, меня нужно спасать". Он дотянул до Венгрии. Мы воевали и
сбивали противника – у нас старое оборудование, а у них самое современное
оружие, но мы оказались хитрее и показали, что умеем давать отпор.
- "Кризис в Европе - результат операции
"Милосердный ангел"
- Почему, по-вашему мнению, страны НАТО начали войну против
Югославии?
- Во-первых, чтобы наказать нас за Косово. Во-вторых, чтобы
провести испытание нового оружия в конкретных боевых условиях. И заодно
избавиться от его старых запасов, чтобы получить новое. Сотни миллиардов
долларов позже получил ВПК США. Пентагон просил средства, а правительство их
выделяло. На территории Югославии впервые испытали бомбу в 2,5 тонны. Югославия
распалась в 1991-92 годы. И мы, сербы, мешали Западу, нас нужно было сломить.
Они воевали не против Милошевича, это было только прикрытие. Им нужно было
сломить народ, уничтожить страну и взять ее под свой контроль. Чего только
здесь не сбрасывали - обедненный уран, кассетные бомбы. Наша земля стала
полигоном, на котором экспериментировали натовские стратеги.
Источник: http://rus.ruvr.ru/2013_04_21/Kak-serbi-unichtozhili-nevidimku-samij-sekretnij-samolet-VVS-SSHA/ |