Гегемон второго сорта
Г. Радковна
Воспоминания детства... Представители пролетариата смотрели на нас со всех
плакатов и мозаичных панно – белокурые, белозубые, волевые красавцы в
строительных касках; мощные, но стройные девушки, призывающие ехать на БАМ и
пожилые рабочие, передающие свой ценный опыт юному поколению. Из радиоточки с
утра до вечера звучали оптимистичные песни: «Руки рабочих, вы даёте
движенье планете! Руки рабочих, мы о вас эту песню поём!», «А всё
же жаль, что я давно гудка не слышал заводского», ну и, наконец «В
коммунистической бригаде с нами Ленин впереди». О рабочих писались романы и
снимались многочисленные кинокартины – талантливые и не очень. Человек
пролетарской специальности получал солидную зарплату, более того, у него были
негласные преференции при вступлении в КПСС. На некоторых предприятиях инженер
мог сидеть на 120 рублях, тогда как высококлассный слесарь или токарь имели по
250-300. И, тем не менее, у всех заводских проходных висели объявления,
начинающиеся со слова «требуются». Где же логика? Рабочий класс официально
провозглашался элитой общества, его основной движущей силой. Более того,
эта элитарность неплохо подкреплялась материальным поощрением. В
чём же дело? Почему – требуются, когда не должно быть отбоя от желающих?
Давайте дальше вспоминать наши детство и юность, 1970-е – 1980-е годы. Что изрекали
родители, учителя и прочие мудрые взрослые, когда чадо прогуливало школу, а,
вместо того чтобы читать «Евгения Онегина», врубало ‘Boney-M’ вперемешку с
Амандой Лир и Донной Саммер? Правильно. «Не будешь учиться – пойдёшь в ПТУ».
Примерно то же самое говорилось в адрес хулиганистых отличников-технарей,
которые в наглую спорили с учительницей физики и знали куда как больше, чем
опытный преподаватель. Я очень хорошо помню дикую фразу, которую прокричала
завуч в адрес одного непокорного старшеклассника: «Я тебя в слесарном
ПТУ сгною! Потому что в нормальное место с такой характеристикой тебя не
примут!» Сгноить в ПТУ, как сгноить в тюряге. Разумеется, это была
оговорка – дама-педагог не собиралась формулировать сие столь одиозно.
Сорвалось с языка. Случайно. Потому что всегда находилось в подкорке, вертелось
и зрело. Аббревиатура ПТУ расшифровывалась всеми не иначе, как «Помоги Тупому Устроиться».
Итак, ПТУ – это не престижно, даже с учётом перспективы иметь к 30 годам
солидную зарплату, партбилет и дачный участок от предприятия. Гегемон второго
сорта.
Теперь раскрываем журналы тех лет – красота, лепота и благость. На всех
обложках – фрезеровщики, штукатуры, токари и прядильщицы. Знатные комбайнёры и
передовые свекловоды. Повышение надоев и количество перепаханных площадей.
Камвольные комбинаты и прокатные станы. Экибастуз и Уренгой. Крупным планом –
волевое, но женственное лицо ткачихи Валентины Голубевой, которая прошла
славный путь от «фабричной девчоночки» (как в популярной
песне) до директора всего Ивановского хлопчатобумажного объединения. Дамский журнал
«Работница» регулярно рапортовал о подвигах женщин-прорабов и
девушек-бригадиров. Они строили новые кварталы, перевыполняли план по выпуску
важной продукции, а после работы – пели в клубе хорошие песни или же спешили
домой - обустраивать уютный семейный быт. Сейчас кто-нибудь непременно
воскликнет: «А что сейчас дамские журнальчики - лучше?! Девушек учат
носить микро-юбки и ловить богатых мужиков по курортам!» Слово «лучше»
тут ни при чём, ибо нынешние микро-юбки – это прямые наследницы лживо-целомудренных
«неброских платьишек», в которые были непременно облачены правильные труженицы.
Каноничный образ фабричной активистки не вызывал восторга потому что …авторы
думали совсем о других девушках.
У Сергея Довлатова есть своеобразная исповедь негодяя – его повесть
«Компромисс», где автор бесстыдно поминает, как он «работал на агитпроп», выспренне
воспевая рабочих и мечтая только об одном – дотянуть от загула до загула, а
ради этого можно и слегка покривить душой. Творческая интеллигенция уверяла
власть, что она, в отличие от Филиппа Филиппыча Преображенского, истово любит
пролетариат, а власть делала вид, что верит в эту натужную искренность. Сейчас
принято всё сваливать на вакханалию 1990-х – мол, были попраны и порушены все
устои, заводы – распроданы, а девушки, вместо того, чтобы ткать весёленькие
ситцы, дружно ринулись на панель. Да, это было позорнейшее десятилетие стрельбы
и распродажи, но оно началось не в ночь с 31 декабря 1989 года, а с
интеллигентской «фиги в кармане», с неверия большинства пропагандистов в то,
что они выкрикивают, с двойной морали, которая пронизывала нашу жизнь эпохи
Застоя. Можно сколько угодно плакать на тему изничтоженного, как класс,
пролетариата и превращения громадных масс людей в продавцов, охранников и в
безликий офисный планктон. Вы до сих пор полагаете, что это произошло по
чьей-то злой воле 1 января 1990-го года, а до этого мы развивались в том
направлении, каковое было предначертано Программой КПСС?
В позднем СССР, как и в любом обществе, существовала чёткая иерархия
профессий, причём, помимо «официальной» лестницы, где рабочие стояли вровень с
космонавтами и писателями – «инженерами человеческих душ», существовала ещё
негласная, не афишируемая иерархия. Согласно оной, хорошими, годными
профессиями считались те, которые давали возможность выезжать за рубеж или, как
тогда говорили, «мотаться в загранку». Необязательно быть дипломатом или,
например, возводить мосты в братских развивающихся странах. Можно - простым
водителем при посольстве. Как в том анекдоте про попугая, желавшего поехать за
рубеж: «Хоть тушкой, хоть чучелом!» Далее высоко ценились неприметные и даже
малопрестижные - с виду – специальности торговых работников. Помните знаковый
кинофильм эпохи позднего Застоя «Блондинка за углом»? Среднестатистическая
девушка из торгового зала, которая может достать всё и даже больше. Нам
показывают убожество её чрезмерно активной натуры, но большинство зрителей
полагали, что она – круче и значительнее своего антипода – астрофизика
Николеньки. Она же может спокойно выложить на стол сервелат, банки с немецким
пивом и даже … немыслимо-запредельные солёные орешки. (Пересмотрите фильм –
ужаснётесь желанному ассортименту).
А молодые люди, которых дома и в школе уже запугали аббревиатурой ПТУ,
сглатывали слюну и мечтали о правильной работёнке под хруст тех самых импортных
орешков… Маникюрша, банщик, бармен, механик автосервиса, портниха мехового
ателье – звучит, вроде бы не очень громко, зато - круто. На обложку не
поместят, конечно, а нам оно надо? Именно эти люди пропускали через свои умелые
ручки магнитофоны-двухкассетники, американские джинсы, диоровские духи, а также
– собрания сочинений и билеты на модные спектакли. В позднем СССР негласно
ценился не тот, кто строит, а тот, кто обустраивает. Вернее – кто умело
устраивается. Бытовала такая фразочка – «умеет жить». Это о человеке, который
так удачно пристроил свою тушку, что теперь обладает всеми благами цивилизации,
как то - блоками жвачек, подшивками журнала ‘Burda Moden’, кроссовками ‘Adidas’
и - лишним билетиком на «Юнону и Авось». Скажете, что в 1970-1980-х это было не
так? Скажете, что все граждане СССР горели массовым порывом возводить
новостройки в районе нетоптаных троп и могучих рек? Тогда почему общество так
ретиво ломанулось «перестраиваться», а точнее – метнулось в сторону
кооперативов и Рижского рынка, заваленного блескучими шмотками? Наверное, всё
тривиальнее и грубее. Может просто школьницы 1980-х, выспренне писавшие в своих
школьных сочинениях о подвиге труда и о передовой ткачихе Голубевой, на самом
деле мечтали открыть свой маникюрный салон?
Разумеется, так было не всегда – поговорите со стариками, они ещё могут
рассказать о послевоенных и даже о довоенных годах. Посмотрите фильм «Высота».
В нём есть и пафос, и высокопарные слова о красоте новой домны, и даже –
признание в любви …высоте. Вместе с тем, этим героям веришь. Но, что самое
интересное, им веришь до сих пор. Или, к примеру, возьмём кинокартину
«Добровольцы» - о строительстве московского метро, или «Весну на Заречной
улице». Везде мы видим молодых работяг, на которых хочется равняться. Никакой
фальши. И это при условии, что соцреализм всегда приукрашивал действительность
– такова была особенность этого метода, призванного отображать наилучшие
образцы. Но в 1970-1980-х годах агитпроп был совершенно бессилен, хотя и
велеречив, а циничные массы давным-давно ни во что не верили, продолжая
твердить, что ПТУ – это Помоги Тупому Устроиться, а умный устраивается совсем
по-другому… Поэтому не черта трындеть, что именно 1990-е уничтожили
производство и унизили пролетария - его начали уничтожать задолго до.
Источник: http://zina-korzina.livejournal.com/752486.html |