Воспоминание о «Молодцах»
В середине 80-х годов в СССР
был построен поезд-ракетоносец (БЖРК – боевой железнодорожный ракетный комплекс
РТ-23 УТТХ «Молодец»; по классификации НАТО SS-24 Scalpel), который, видимо,
останется в истории человечества неповторимым.
По признанию специалистов,
это самое грозное оружие, которое когда-либо существовало на земле. Его создали
коллективы, руководимые братьями: академиком РАН Уткиным Владимиром Федоровичем
и академиком РАРАН Уткиным Алексеем Федоровичем. Одному из них, Владимиру
Федоровичу, 17 октября исполнилось бы 90 лет.
Родились братья на
Рязанщине, в поселке Лашма на берегу Оки. В семье было еще два брата. Вклад
этой семьи в оборону страны трудно переоценить. В 1941 году, окончив школу в
городе Касимове, Владимир ушел на фронт и воевал всю войну от первого до
последнего дня. Был связистом, и эта военная специальность привила ему особую
ответственность. В войну он чудом остался жив. Закончилась она для Владимира
Уткина в октябре 1945. А осенью 1946, по примеру старших Николая и Алексея,
поступил в Ленинградский Военмех. Жили братья дружно, но трудно, подрабатывали
на железнодорожной станции. Разгружали уголь и не думали о том, что через 25
лет им придется не разгружать вагоны, а загружать их стратегическими ракетами.
После окончания института Владимир Уткин был направлен в военную
промышленность, где требовались новые, свежие умы. Ведь теперь, с приходом
холодной войны, линия фронта проходила через Южмаш, Байконур, Арзамас-17 и
другие предприятия ВПК.
В октябре 1961 года с
трибуны ХХII съезда КПСС вдруг неожиданно, в характерной для него эмоциональной
манере Н.С. Хрущев обрушил на весь мир сокрушительное сообщение: СССР испытал
на Новой Земле водородную бомбу. Этим сообщением был дан сигнал американцам:
хотя вы и превосходите нас в десять раз по носителям ядерного оружия, но одна
только такая бомба, доставленная до территории США, обеспечит неизбежность
возмездия.
Это всё так, но при всех
своих преимуществах ракетно-ядерное оружие было все-таки уязвимо, и нам и нашим
потенциальным противникам давно были известны стартовые площадки
межконтинентальных ракет. Взорвись водородная бомба над районом ракетного
базирования или над аэродромами стратегической авиации, и от былого ядерного
могущества мало бы что осталось; доктрина неотвратимости возмездия затрещала по
всем швам. И тогда гонка вооружения началась на новом уровне: созданием шахт
для ракет, которые могли бы нанести ответный удар, перенос их на подводные
лодки, на борт стратегических бомбардировщиков. Американцы прятали в шахты свои
«Титаны-2», мы «Р-16». Но очень скоро стало ясно, что точно наведенная
межконтинентальная ракета может достать цель и в шахте. Ракета «Першинг-2»
способна была долететь к нам из Европы за 6-8 минут. Ровно столько минут
требовалось, чтобы открыть 200-тонный люк нашей ракетно-ядерной шахты. Мы
вовремя отвечали американцам, но они уже завершали создание ракет четвертого
поколения «Трайдент-2» и никакая инженерная защита не помогла бы выжить
ракетным системам в случае ракетного нападения. Поэтому было принято решение о
создании мобильных ракетных систем.
В Кремле понимали: нужны
принципиально новые технические решении. В 1979 году министр общего
машиностроения СССР Сергей Александрович Афанасьев озвучил перед конструкторами
Уткиными фантастическую задачу. Вот что сказал незадолго до смерти Владимир
Федорович Уткин: «Задача, которую поставило перед нами советское правительство,
поражало своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда
не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить
межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь
ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь
железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по
общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую
ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути,
ведь нам была задана расчетная скорость состава до 120 км/час. Выдержат ли
мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на
железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли вообще поезд на рельсах во
время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в
вертикальное положение?»
Да, вопросов было много, но
решать их было необходимо. Алексей Уткин взял на себя стартовый поезд, а
старший Уткин – саму ракету и ракетный комплекс в целом. Возвращаясь в
Днепропетровск, он мучительно думал: «А выполнима ли вообще эта задача? Вес до
150 тонн, почти мгновенный запуск, десять ядерных зарядов в головной части,
система преодоления противоракетной обороны, как вписаться в габариты обычного
вагона, а в каждом поезде три ракеты?!» Но как часто бывает, сложные задачи
всегда находят гениальных исполнителей.
Так в конце семидесятых
Владимир и Алексей Уткины оказались в самом эпицентре холодной войны, и не
просто оказались, а стали ее главнокомандующими. В Днепропетровске, в КБ
«Южное» Владимир Уткин заставил себя забыть о сомнениях: такую ракету можно
построить! Двигатель решили сделать на твердом топливе, но подобных разработок
в КБ тогда не было. Несмотря на колоссальный трудности, такой двигатель был
создан. Далее: ракета с ТПК должна весить не более 130 тонн, иначе
железнодорожное полотно не выдержит, а значит, нужны новые материалы; ракета не
может быть длиннее обычного вагона-рефрижератора, но таких коротышек в КБ не
создавали. Тогда решили убрать сопла в сами двигатели, хотя мировая практика
ракетостроения не знала таких решений. С другого конца вагона высовывается
головной обтекатель, но без него нельзя – точности не будет, сперва сделали его
надувным, но, по расчетам, он не смог бы преодолеть заслон ядерных взрывов
противоракетной обороны. Тогда сконструировали металлический складывающийся
обтекатель!
А тем временем в КБ
специального машиностроения Алексей Уткин с коллегами уже проектировал
уникальный космодром на колесах. На полигоне под Ленинградом, начались
испытания узлов и агрегатов будущего ракетоносца. Вопросов стояло масса: как
отвести контактные провода на электрифицированных участках, как поднять ракету
в вертикальное положение за считанные секунды, как обеспечить старт через две
минуты после остановки поезда? И главное – старт. Как сделать, чтобы огненный
хвост ракеты не сжег, как спички, шпалы, не оплавил бы рельсы своей адской
температурой. И как решить эти вопросы? Решили! Пороховой двигатель выталкивает
ракету на небольшую высоту, включается двигатель маневра ракеты, и газовая
струя маршевого двигателя ракеты проходит мимо вагонов, контейнера и
железнодорожного полотна. Нашлось-таки главное решение, которое венчало все остальные
и обеспечивало запас инженерной прочности на много лет вперед. Ведь к тому
моменту никто в мире не смог создать ничего подобного. «Я горжусь, тем что наши
коллективы решили эту фантастически сложную задачу, – позже сказал Владимир
Федорович. – Мы должно были сделать этот ракетный поезд, и мы сделали его!»
Первый ракетный состав был принят на вооружение в1987 году, последний 12-й – в
1992.
Ракетные поезда стали
постоянной головной болью американцев. Пентагон тратил на их отслеживание
больше средств, чем братья Уткины на создание. Двенадцать спутников-разведчиков
искали их по всей нашей стране и даже из космоса не могли отличать эти
поезда-призраки от обычных рефрижераторов. И уже после выхода ракетных поездов
на пути МПС они предприняли беспрецедентную акцию: под видом коммерческого
груза из Владивостока в одну из стран Скандинавии транзитом ими были отправлены
контейнеры, один из которых был начинен разведывательной аппаратурой для
радиоперехвата, анализа радиационной обстановки и киносъемки. Но после отхода
поезда из Владивостока контейнер был вскрыт нашими контрразведчиками. Задумка
американцев провалилась.
Но вот времена изменились, в
начале 90-х годов наши потенциальные противники превратились едва ли не в
приятелей, правда, тоже в потенциальных. Американцы многого добились, они
поставили условием на переговорах по разоружению уничтожение именно ракет
СС-18, «ласково» ими называемых «Сатана», и уникальных ракетных поездов.
Американцы поспешно выделили деньги на уничтожение ненавистных им ракет и даже
предоставили новейшие режущие аппараты. Один за другим ракетные комплексы
превращались в металлолом. Это стало самой крупной победой Америки в холодной
войне. Хотя на тех ракетах можно было запускать спутники, пригодные в народном
хозяйстве. Ведь непростительно глупо уничтожать комплексы, над созданием
которых трудился весь цвет отечественной науки в разных отраслях. Но к голосу
разума политическое руководство страны не прислушалось. Участие в переговорах
по разоружению главный конструктор Владимир Уткин и его коллеги не принимали.
Их даже не приглашали. И вместо спутников, которые можно было запускать с
помощью снятых с вооружения ракет, на нашей земле появились свалки из металла и
взорванных ракетных шахт.
Назначенный директором
головного института «ЦНИИМАШ», Владимир Уткин навсегда оставил конструкторскую
работу по созданию боевых ракетных комплексов, и судьба вновь сводит его с
американцами, но теперь космонавтами. Встречаясь с ними, Владимир Федорович
сказал: «Космос – это поле, где мы должны сеять только мирные семена и не лезть
в этот космос ни с чем другим. И оттуда научиться жить на земле так хорошо,
чтобы вы видели и думали: «Чего они там, на маленькой земле, делают?» И эти
слова – не отступление от прежних позиций, а понимание того, что все свои
прежние работы по разработке ракетных комплексов он создавал вынужденно, в
ответ на угрозу со стороны противной стороны, в интересах защиты Родины.
Создавал паритет, который в конечном итоге помог и помогает сохранить мир от
термоядерной войны.
Владимир Федорович Уткин,
дважды Герой Социалистического труда, академик, лауреат Ленинской и
Государственной премий, к сожалению, не дожил до своего 80-летия. В городах
Рязани и Касимове, а также на Троекуровском кладбище Москвы, где похоронен
Владимир Федорович, ему установлены памятники. На родине в поселке Лашме открыт
бюст Владимира Федоровича и памятная доска на доме, где он когда-то жил.
Да, он был великим
конструктором, но о нем знал лишь узкий круг людей и, наверное, потенциальные
враги, от которых защищал родину Владимир Федорович. Он создал ракету СС-18 –
самую мощную и надежную в мире, которая несла 10 ядерных боеголовок и 40 ложных
целей. До сегодняшнего дня американцы не могут сделать ничего подобного.
С созданием ракетного
комплекса железнодорожного базирования «Молодец» жизнь братьев Уткиных
превратилась в легенду. Они удивительно талантливо, с невероятной
настойчивостью и изобретательностью выполнили порученное им страной дело. В
последние годы они были частыми гостями родного Военмеха, и на встречах со
студентами и преподавателями мысленно задавались вопросом: «И все-таки, если
грозное оружие потребуется, сумеет ли они?» И, всматриваясь в юные лица
студентов, говорили сами себе: «Конечно же, сумеют, только сделают это гораздо
лучше!»
Источник: http://rkrp-rpk.ru/content/view/10026/1/ |