Польша, Волынская резня
и европейские мечты Украины
Владислав Гулевич
Уничтожение польского населения «кресов всходних», известное
как Волынская резня 1943-1944 годов, – не уходящая тема польского сознания.
Безжалостное убийство бандеровцами чуть ли не сотни тысяч (по некоторым данным
- до 150 000) польских женщин, детей и стариков забыть невозможно. Официальный
Киев, боясь спугнуть западно-украинский электорат, крайне неохотно касается
этой темы. Возложить венки на могилы убитых поляков во имя скорейшей
«евроинтеграции» украинские власти ещё могут, но полностью отказаться от
необандеровских мотивов в своей
идеологии они не готовы...
Украинским националистам
хочется попасть в Европу хотя бы через Польшу, но как только Польша
вспоминает жертв Волынской резни, украинские национал-патриоты обрушиваются на
неё с агрессивными нападками.
«Украинский вопрос» для Польши неизменно актуален. С одной
стороны, Варшава заинтересована в Украине как «буфере», отделяющем Польшу от
России. Теоретически, чем больше на Украине русофобии, тем лучше для Польши. С
другой стороны, украинская русофобия часто сплетается с украинской полонофобией
в тугой узел, и обе фобии формируют моральный облик украинского национализма.
За время существования суверенной Украины не раз выдвигались
инициативы по польско-украинскому примирению: проводились совместные
конференции, звучали заверения в дружбе и…вёлся поиск третьего, на которого
можно было бы свернуть вину за кровавые события на Волыни. Искали недолго:
виновником было решено объявить советские спецслужбы, которые, дескать, и
разожгли польско-украинские противоречия. Особенно популярной эта версия была в
1990-е: когда СССР распался, в Киеве грезили «европейским будущим», а Варшава
изо всех сил поддерживала антисоветские и антироссийские тенденции на Украине.
В рамках сотрудничества между Всемирным союзом солдат Армии
Крайовой и Союзом украинцев в Польше проводились семинары, где обсуждалось
создание советскими спецслужбами в рядах УПА агентурной сети. Много говорилось
и о том, что якобы советские солдаты под видом боевиков УПА совершили нападения
на польские деревни, а советское командование сформировало несколько смешанных
польско-украинских партизанских отрядов, враждебно настроенных к ОУН-УПА. Мол,
эти отряды устраивали репрессии против украинского населения, провоцируя
польско-украинское ожесточение.
Историк и специалист по польско-украинским отношениям Гжегож
Грицюк (Вроцлавский университет) отметает подобные инсинуации, как и Гжегож
Мотыка, член совета польского Института народной памяти. Г. Мотыка заявляет,
что гипотеза о «советской провокации»,
активно продвигаемая некоторыми украинскими авторами, не имеет ни
малейшего документального подтверждения.
По мнению Г. Мотыки, резня поляков на Волыни – это не стихийное выступление
украинских националистов, а хладнокровно спланированная бандеровцами акция.
Один из самых известных польско-украинских историков Виктор
Полищук, всю жизнь посвятивший исследованию природы украинского национализма,
писал, что после поражения Западно-Украинской народной республики в войне с
Польшей не смирившиеся с поражением офицеры Украинской Галицкой Армии в массе
эмигрировали на Запад, прежде всего в Германию, где «коричневые» настроения в
ту пору охватывали широкие слои населения. Озлоблённые и разочарованные
галичане испытывали те же психологические комплексы, что и немцы после
Версальского мира. Их «союз сердец» был предопределён (что и показали события Великой Отечественной
войны, когда украинские националисты прислуживали Третьему рейху). Призывы к польско-украинской дружбе через
забвение жертв Волынской резни Виктор Полищук характеризовал как
«польско-бандеровское единение».
Имеется обильная
доказательная база, свидетельствующая о преступной роли идеологии украинского
национализма в разжигании межнациональной ненависти не только к полякам. В ходе Волынской трагедии каратели УПА
уничтожали евреев, армян, чехов, русских и своих же украинцев. «Без преодоления
украинского национализма, - утверждает Виктор Полищук, - над народом Украины
будет висеть угроза вырождения».
Украинская независимость всегда отдавала и будет отдавать
ультрарадикальным нацистским душком. Разве не поразительно: за 20 с лишним лет
существования независимой Украины ни один украинский президент не осудил
практику возвеличивания ветеранов ОУН-УПА?!
Если попробовать схематично обрисовать природу украинской
государственной идеологии, изобразив её в виде прямой линии с двумя полюсами
слева (со знаком «минус») и справа (со знаком «плюс»), то это будет выглядеть
следующим образом. Слева (полюс со
знаком «минус») помещаются наиболее радикальные толкователи национал-украинства
с их дикими взглядами. Такие, как Степан Ленкавский, идеолог ОУН («Не бойтесь
признавать себя фашистами. Ведь мы такие и есть!»), с его «Декалогом
украинского националиста», где можно найти и такие слова: «Пойдёшь непоколебимо
на самое опасное преступление, если этого потребуют интересы дела. Поборешься
за усиление силы, славы, богатства и просторов Украинской Державы, даже путём
порабощения иноземцев». Такие, как
Дмитрий Донцов, гуру украинского национализма («Будьте агрессорами и
захватчиками, прежде чем сможете стать властителями и обладателями ...
Общечеловеческая правда не существует»). Здесь же располагается украинский
коллаборационизм времён Великой Отечественной войны (Бандера, Шухевич, дивизия
СС «Галичина»).
Ближе к середине размещаются в этом спектре сторонники
национал-украинства более умеренного толка. Это и террорист Николай Михновский,
который в 1904 г. подорвал в Харькове памятник А.С.Пушкину. Это и расист Юрий
Липа с его словами: «Физическая любовь к
своему и физическая ненависть к чужому в мировоззрении и духовности – вот что
характерно для украинок, от старины и вплоть до последнего времени».
Далее, чем ближе к полюсу «плюс», тем национал-украинство
становится всё более дипломатически прилизанным, переходя в ту картинку,
которую мы видим по телевидению – символы украинской государственности,
институт президентства, корректные речи украинских дипломатов и политиков на
международных форумах. Однако как
цельное явление нельзя расчленить на составляющие без учёта взаимосвязи
этих составляющих, так и официальное, «дипломатическое» украинство нельзя
рассматривать в отрыве от его идеологического базиса - украинской
националистической идеологии с её пронацистскими симпатиями.
Приверженность к этой идеологии невыгодно отличает Украину,
например, от Белоруссии. В своё время
Польша владела и западно-украинскими, и западно-белорусскими землями. И на
Украине, и в Белоруссии польские порядки были одинаковыми, но результаты польского
господства на Украине и в Белоруссии совершенно различны. Белоруссия не знала
такого явления, как ОУН-УПА, и уж тем более этнических чисток польского
населения, хотя Белоруссия – самая «польская» республика в составе СССР и СНГ.
Кстати, этот же довод приводят и те польские историки, которые решительно
опровергают версию о Волынской резне как советской провокации (если Советы
хотели избавиться от поляков и спровоцировали польско-украинское
противостояние, то почему, спрашивается, они не спровоцировали
польско-белорусское противостояние, тем более что в Белоруссии поляков на сотни
тысяч больше, чем на Украине?).
Вся соль в том, что идеологическая дистанция между
«украинской идеей» и (нео)нацистскими взглядами чрезвычайно невелика. Строго
«украинский» стиль мышления, где бы ни жил носитель этого стиля – на Западной
Украине, в Канаде или в другом месте, требует хотя бы частичное оправдание
коллаборационизма и героизацию вояк ОУН-УПА.
Пронацистские симпатии части украинской элиты, воспевание
ветеранов гитлеровских войск (включая ветеранов Волынской резни) препятствием
для евроинтеграции почему-то пока не считаются. Однако я почему-то думаю, что
польская общественность ещё не сказала по этому поводу своего последнего слова.
Источник: http://www.fondsk.ru/pview/2013/04/03/polsha-volynskaja-reznja-i-evropejskie-mechty-ukrainy-19874.html |