Правительство отдаёт управление валютными резервами и средствами пенсионеров в руки частной коммерческой структуры
(2)
Владислав
Жуковский Окончание. Начало.
Вместо реальных действий – имитация
Если бы у правительственных
чиновников, умы которых, судя по выступлениям на Гайдаровском форуме,
по-прежнему заполнены антинаучной апологетикой «Вашингтонского консенсуса» и
«рыночного фундаментализма», действительно имелось желание навести порядок в
системе внебюджетных фондов (в том числе в пенсионной системе) и качественно
повысить эффективность использования резервных средств, которые сегодня сгорают
от обесценения «резервных валют» и колебаний валютных курсов.
Напомним, что, по оценкам Минфина,
курсовая разница от переоценки средств ФНБ, размещенных на депозитах во
Внешэкономбанке (ВЭБ), за 2012г. в очередной раз оказалась отрицательной и
составила 11,40 млрд. рублей, средства ФНБ на счетах в ЦБ РФ по этой же причине
уменьшились на 88,53 млрд. рублей. Тогда как совокупный доход от размещения
средств фонда на депозиты в ВЭБе в 2012г. составил 40,67 млрд. рублей, что
эквивалентно $1,31 млрд. Совокупная расчетная сумма дохода от размещения
средств ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России, пересчитанного в
доллары США, за период с 15 января по 31 декабря 2012 года составила $0,49
млрд., что эквивалентно 14,92 млрд. рублей.
Другими словами, имеет место
отрицательный финансовый результат от управления государственными резервами.
Совершенно очевидно, сама по себе передача части международных резервов России
в руки частной коммерческой структуры, как это и планируют Банк России и
Минфин, без предварительного наведения порядка во власти и оздоровления
государства ни к чему, кроме как к росту коррупции и произвола чиновников не
приведёт.
Для сравнения, уже сегодня без
создания финансового суперведомства и передачи в руки частного акционерного
общества временно свободных средств «нефтегазовых кубышек» можно было бы
существенно повысить эффективность управления государственными резервами.
Во-первых, даже 300 млрд. долл. ЗВР с лихвой хватило бы России для того, чтобы
гарантировать поддержание финансовой устойчивости – этих средств достаточно,
чтобы в течение одного года оплачивать импорт товаров и обслуживание внешнего
долга федерального правительства.
Оставшиеся 230 млрд. долл., как раз
и принадлежащие Минфину, имело бы смысл направить на стимулирование структурной
перестройки экономики, возрождение наукоёмких производств, расширение
финансирования науки, образования и социальной сферы, а также на финансирование
модернизации базовой технологической инфраструктуры в крупных
городах-миллионерах. Для сравнения, развитие транспортной, жилищно-коммунальной
и энергетической инфраструктуры в крупных городах является априори прибыльным и
высокорентабельным в средне- и долгосрочном периоде инвестиционным проектом.
С одной стороны, это помогает изъять
резервные активы с финансовых рынков иностранных государств и перенаправить их
на модернизацию отечественной экономики и повышение конкурентоспособности
отечественных производителей, а не стратегических конкурентов в США, ЕС, Японии
и т.д. С другой – инвестирование средств Резервного Фонда и ФНБ в реальный сектор
отечественной экономики с целью преодоления упадка и инфраструктурного кризиса
создаёт возможность рассчитывать на получение гораздо более высокого дохода от
вложенного капитала, чем те 1,5-2% которые приносят государственные долговые
бумаги иностранных государств и депозиты в американских банках.
Немало важно и то, что эти средства
перестанут быть «гробовыми деньгами» и наконец-то пойдут на целевое расширение
денежного предложения в экономике и стимулирование производственной активности,
которая не будет сопровождаться ростом цен в экономике и инфляционным
обесценением доходов и сбережений россиян. Другими словами, такого рода
адресная, или целевая, эмиссия будет носить узко специализированный характер и
будет направлена преодоление инфраструктурного кризиса, снижение
производственных издержек и стимулирование выпуска продукции в обрабатывающей
промышленности и наукоёмких производствах. Что приведёт к повышению предложения
товаров и, как следствие, снижению цен на них.
Более того, если бы российские чиновники
не на словах, а на деле хотели ответить Вашингтону за подписание «списка
Магнитского», то вместо того, чтобы имитировать бурную «патриотичную»
деятельность и втягивать в политические авантюры детей-сирот, могли бы нанести
хоть и не критичный, но весьма болезненный удар по финансово-экономическому
положению США. Судя по всему, правительственные чиновники, превратившие Россию
в «трофейное пространство» и хранящие свои активы у «клятых американцев» и в
прочих фешенебельных странах, просто-напросто испугались подставлять под улар
своё собственное материальное благополучие, свои семьи, детей, любовниц, замки,
яхты и прочее имущество.
В этом плане вполне достаточно было
бы просто напросто пересмотреть валютную структуру ЗВР, распродав или сократив
объём вложений Банка России и Минфина в государственные долговые бумаги США
(порядка 165 млрд. долл.), а также переведя средства с долларовых валютных
счетов в американских банках на валютные счета в национальной валюте в любых
других странах – от Китая и Индии до ЕС и Японии. Одного этого шага было ба
достаточно, чтобы не на словах, а на деле напомнить США о своих амбициях и
финансово-экономическом суверенитете.
И это не говоря о том, что можно
было бы расторгнуть соглашения с Вашингтоном по открытию транзитной базы НАТО в
Челябинске и запретить транзитную перевозку грузов блоком через территорию
России (в том числе воздушное пространство). Можно было бы поинтересоваться,
какую роль играют американские войска и блок НАТО в росте наркотизации планеты
и скачкообразном увеличении (в 12-13 раз) производства опиума-сырцы после
начала военной операции в Афганистане.
Также можно было вспомнить про то,
какой вклад внесли «вашингтонские советники» в незаконное разворовывание
государственного имущества в ходе ваучерной приватизации и кредитно-залоговых
аукционов, а также в подписании целого ряда противоречащих национальным
интересам России соглашений: начиная от сахалинских соглашений о разделе
продукции и заканчивая втягиванием России на «титаник ВТО».
Во главе стратегической области государственных финансов – нерезидент,
гражданин страны-члена НАТО и проводник интересов европейской финансовой
олигархии
Однако даже если предположить, что
все огрехи и просчёты руководства Банка России в 1998, 2004 и 2008-2011гг.
являются всего лишь недоразумением, а низкое качество управления валютными
резервами является вымыслом оппозиционных экономистов, жаждущих реванша красных
коммунистов и плодом бурной фантазии даже нынешней крайне политкорректной
Счётной Палаты (которая буквально в начале лета 2012г. провела очередную
ревизию эффективности управления ЗВР со стороны Банка России и оценила
результаты деятельности Центробанка РФ как «неудовлетворительные»), то в затее
с созданием нового финансового суперведомства есть один элемент, который не
удаётся объяснить вообще ни с каких позиций – ни здравого смысла, ни
обеспечения национальных интересов, ни повышения эффективности системы
государственных финансов.
Одновременно с появлением информации
о скором создании Росфинагентсва в ряд крупных электронных и печатных СМИ (в
том числе в принадлежащие государству информационные агентства) просочилась
информация о том, что на пост руководителя создаваемого финансового
суперведомства, ответственного сразу за несколько стратегически значимых
направлений государственных финансов, планируется пригласить скандально
известного экс-главу Дрезден банка Йозефа Аккермана. И этот факт вызывает
гораздо больше вопросов и недоумения, чем даже самом по себе создание очередной
никому ненужной государственной структуры, в функционирование которой
изначально заложен конфликт интересов.
Во-первых, если общая информация о
составе валютных резервов и динамике государственного долга, по большому счёту,
находится в открытом доступе и не является объектом государственной тайны, то
даже более-менее подробная информация относительно валютной, страновой и
временной структуре резервов, а также тех инструментах, в которых размещаются
эти самые резервы, уже относится к объекту государственной тайны.
Это не говоря о вопросах управления
валютными резервами страны - формирование структуры международных резервов
России, выбор валют и инструментов для размещения временно свободных средств
Минфина и Правительства России, принятие решений о внесении изменений в
существующую структуру ЗВР, сопровождаемое приобретением и продажей тех или
иных финансовых активов, безусловно, относится к стратегически значимой области
государственных финансов, сопряжено с обеспечением национальной безопасности
страны и должно охраняться государственной тайной.
Это становится очевидно, если
отдавать себе отчёт в том, что принятие решений относительно внесения изменений
в структуру валютных резервов неизбежным образом сопровождается продажей одних
финансовых инструментов и приобретением других инструментов. Другими словами,
внося изменения в валютную структуру ЗВР, правительство решает, какой стране,
на каких условиях и по какой причине оно готово предоставить кредит и оказать
финансовую поддержку (в случае, если речь идёт о приобретении государственных
облигаций), а какой стране и чьей финансовой системе оно готово отказать в этой
помощи. А это уже выходит за рамки национальной финансовой системы и достигает
качественно более высокого уровня геоэкономики и геополитики.
Принимая во внимание, что Россия
обладает крупнейшими после Китая (3,35 трлн. долл.), Японии (1,3 трлн.) и США
(545 млрд.) в мире золотовалютными резервами (свыше 530 млрд. долл. по
состоянию на конец 2012г.), то становится очевидно, что многие представители
международного финансового капитала и политические элиты экономически развитых
стран (прежде всего США и ЕС) готовы сделать многое для того, чтобы получить
возможность повлиять на процесс принятия решений относительно управления
российскими ЗВР.
Нужно прекрасно отдавать себе отчёт
в том, что в условиях нарастания глобальной конкуренции за доступ к природным
ресурсам, рынкам сбыта и финансовым источникам обеспечение контроля за
информацией и сохранение возможности проводить суверенную и независимую
финансово-экономическую политику (в том числе в вопросах управления валютными
резервами и государственным долгом) в интересах отечественного капитала и
собственного населения становится критически значимым фактором поддержания
конкурентоспособности страны на мировой арене.
Особенно актуальным вопрос о
проведении самостоятельной денежно-кредитной, налогово-бюджетной,
валютно-финансовой, научно-технической и промышленной политики становится в
условиях ускоряющегося скатывания мировой экономики в новую фазу глобальной
рецессии. Как показал опыт кризисного 2008г., а также предыдущих
финансово-экономических кризисов, именно в периоды повышенной турбулентности на
финансовых рынках, сжатия платёжеспособного спроса и усиления страновых
конфликтов наблюдается резкое обострение борьбы за доступ к финансовым,
природным, интеллектуальным и производственным ресурсам третьих стран.
Финансовое суперведомство на службе интересов финансовых элит США и Европы
Совершенно очевидно, что какими бы
замечательными способностями, уровнем профессионализма, личными качествами и
опытом работы не обладал господин Аккерман, он в силу объективных причин не
может и не должен возглавить новое финансовое суперведомство.Ни при каких
обстоятельствах нельзя назначать нерезидента России и гражданина Германии, всю
жизнь проработавшего в европейской финансовой системе в интересах крупного
финансового капитала Старого Света, на управление всеми валютными резервами
Банка России и Минфина, а также государственным долгом России.
Сложно представить себе ситуацию,
чтобы в любой (и не только экономически развитой стране), в которой у власти
находится дееспособное руководство, работающее с целью преумножения
национального богатства в интересах собственного населения и отечественного
капитала, у руля критически значимой сферы государственных финансов стоял
нерезидент. И более того, гражданин страны, входящей в крайне агрессивный
военно-политический блок, рассматриваемый в качестве потенциального агрессора,
и проработавший большую часть сознательной жизни в интересах крупного
финансового капитала другой страны.
Неудивительно, что ни в США, ни в
ЕС, ни в Японии, ни в Китае, ни в Индии, ни в Малайзии, ни в любых других
странах, претендующих на самостоятельную роль в мировой экономике и политике,
нельзя обнаружить нерезидента во главе ведомства, отвечающего за управление
валютными резервами и государственным долгом. По той простой причине, что это
создаёт колоссальные риски для государственной безопасности страны, ставит под
угрозу её финансово-экономический суверенитет и всю систему государственных финансов,
что является непозволительной роскошью в условиях усиления глобальной
конкуренции и нарастания кризисных явлений в мировой экономике и международной
валютно-финансовой системе.
Как уже было сказано ранее, вопросы
управления валютными резервами и государственным долгом страны относятся к
стратегически значимой области государственных финансов и напрямую с вязаны с
обеспечением национальной безопасности и поддержанием суверенитета государства.
В этой связи доступом к подобного рода информации, не говоря уже о возможности
принимать решения и влиять на политику государства в области управления
международными резервами и государственным долгом, должны обладать
исключительно высокопоставленные чиновники правительства и Банка России,
являющиеся резидентами России и находящиеся под контролем спецслужб и
контролирующих органов – начиная от Главного контрольного управления президента
и заканчивая Счётной Палатой.
Совершенно непонятно, по какой
причине российские чиновники искренне верят в то, что экс-глава одного из
крупнейших банков в Германии, который успел стать фигурантом целого ряда
громких корпоративных и коррупционных скандалов и практически наверняка успел
собрать на себя целую кучу компромата, которой хватит, чтобы влиять на
принимаемые им решения даже в случае его искреннего желания служить интересам
России (что крайне мало вероятно), будет управлять валютными резервами и
государственным долгом России в интересах российской экономики, отечественной
финансовой системы и рядовых граждан, а не в интересах финансово-политических
элит Старого Света и США.
Коррумпированные чиновники спасают стратегических конкурентов России
Даже если предположить, что Йозеф
Аккерман кристально чист, не обладает никакими порочащими его связями и не
совершал поступков, которые могли бы использовать спецслужбы США, ЕС и прочих
стратегических конкурентов России в целях направления принимаемых им решений в
нужное для этих стран русло, то даже в этом случае далеко не факт, что при
принятии решений по управлению валютными резервами и государственным долгом он
будет руководствоваться государственными интересами России. Весьма вероятно,
что как гражданин Германии он будет пытаться своими действиями и поступками
стремиться помочь Германии и Еврозоне в разрешении долгового кризиса за счёт
кармана российских налогоплательщиков.
В таком случае не стоит удивляться,
что в последнее время российские экономические власти всё активнее заявляют о
необходимости «более глубокой интеграции России в мировую экономику», а также
своей готовности оказать поддержку находящейся на грани развала Еврозоне. Судя
по всему, европейские финансово-политические элиты в очередной раз пытаются
разрешить свои внутренние финансово-экономические проблемы и выйти из кризиса
благодаря России и за счёт кармана рядовых российских граждан.
И если рассматривать циркулирующие в
СМИ заявления о назначении Аккермана на пост председателя совета директоров
Российской финансовой корпорации именно с этой точки зрения, то возникает
устойчивое впечатление, что российские коррумпированные чиновники, хранящие
свои незаконно заработанные прибыли и активы в фешенебельных странах (США,
Евросоюз и т.д.), создают очередное суперведомство в виде акционерного общества
(выводя его из под контроля надзорных органов и наделяя его сверх полномочиями
по управлению валютными резервами и госдолгом) именно с целью спасения
стратегических конкурентов России.
А точнее с целью спасения своих
коррупционных прибылей и прочих незаконным образом приобретённых активов на
территории экономически развитых стран. Необходимо отдавать себе отчёт, что за
20 лет построения в России «рыночной экономики» (сведшейся к разграблению
государственного имущества, разворовыванию бюджета, погрому промышленности и
уничтожению социальной сферы) только по самым скромным оценкам российскими
сырьевыми олигархами и коррумпированными чиновниками всех мастей законным и
незаконным образом было вывезено 1-1,5 трлн. долларов (с учётом упущенных
прибылей, а также инвестиционно-производственного мультипликатора потери для
экономики достигают 3-4 трлн. долл.).
И в этой ситуации было бы крайне
наивно полагать, что финансово-политические элиты и спецслужбы США, ЕС и прочих
экономически развитых стран, рассматривающие Россию как трофейное пространство
и сырьевую колонию, не имеют возможности манипулировать действиями российских
высокопоставленных чиновников в целях обеспечения коммерческих интересов
глобального управляющего класса – международных банков, транснациональных
корпораций и политических элит Запада.
Именно с целью создания наиболее
благоприятных правовых и институциональных условий для финансово-экономической
колонизации России и превращения РФ в сырьевую колонию и рынок сбыта для
продукции глобальных корпораций, насколько можно судить, нынешними властями
предпринималось большинство значимых решений в области социально-экономической
политики. Начиная от откровенно людоедской монетизации льгот и приватизации
бюджетной сферы (поправки в ФЗ-83, разрушительная «реформа» ЖКХ,
здравоохранения, образования и пенсионной системы) и заканчивая списанием более
35 млрд. долл. слаборазвитым странам и втягиванием России на Титаник ВТО на
заведомо кабальных и противоречащих государственным интересам России условиях.
В этом плане инициатива с созданием
частного акционерного общества, которому правительство намерено передать
контроль за стратегически важной областью государственных финансов (управлением
золотовалютными резервами страны и всей публично обращаемой на финансовом рынке
государственного долга) и во главе которого должен встать представитель
финансовой олигархии Старого Света, лишний раз убедительно показывает, что
критически значимая часть российских чиновников служит своим заокеанским счетам
и хозяевам в фешенебельных странах, а не интересам России, отечественной
экономике и населению.
Если закон о создании госкорпорации
Сибири и Дальнего Востока, по сути дела, ознаменовал вывод практически половины
страны и подавляющей части природных ресурсов России не только из единого
правового и законодательного поля, но и из под контроля правительства, то
создание Российского финансового агентства (частной акционерной компании,
пускай и принадлежащей на первых порах государству - никто и ничто не мешает
провести её приватизацию, как это было сделано в отношении Роснано и ряда
других аналогичных госкорпораций), ознаменовало передачу контроля над валютными
резервами и госдолгом страны из рук правительства в руки спекулянтов и
«эффективных менеджеров».
Принимая во внимание приверженность
российских властей планам приватизации стратегических объектов и секторов
экономики в пользу иностранного капитала (включая банковский сектор,
нефтегазовый комплекс, добычу редкоземельных металлов, приборостроение,
авиакосмическую отрасль и т.д.) вполне вероятно, что транзитом через руки
российских чиновников контроль за стратегически значимым сектором
государственных финансов перейдёт в руки транснациональных банков и
международных банков.
Неудивительно, что в последние
месяцы в среде приближенных к власти экономистов в очередной раз
активизировались разговоры о необходимости повышения эффективности управления
валютными резервами, ради чего предлагается расширить список допустимых для
инвестирования финансовых инструментов вплоть до возможности вложения валютных
резервов в корпоративные ценные бумаги – акции, облигации, векселя и даже
производные финансовые инструменты.
Судя по всему, в условиях нарастания
глобальной конкуренции за доступ к природным и финансовым ресурсам по мере
скатывания мировой экономики в новую ещё более разрушительную фазу рецессии
международная финансовая олигархия предприняла очередную попытку получить
доступ к колоссальным по своим объёмам золотовалютным резервам России. Помимо
первоочередной цели элементарного выживания и спасения Еврозоны за счёт продажи
неликвидных активов и невозвратных долгов европейской периферии крупный
финансовый капитал, судя по всему, намеревается обеспечить себе возможность
продать высокорискованные активы (в том числе акции и облигации крупных
корпораций и международных банков) по максимально возможным ценам прямо накануне
очередного масштабного обвала, что позволит без убытков вывести капитал с
фондовых и долговых рынков.
И тот факт, что председателем совета
директоров Российского финансового агентства, которому и поручено управлять
международными резервами правительства с высокой долей вероятности станет
бывший глава Deutche Bank (одного из крупнейших банков в мире), говорит о том,
что наднациональные элиты Старого Света рассматривают Россию в качестве
финансового резервуара, за счёт которого можно не только избавиться от априори
неоплатных долгов стран PIIGS, но и получить прибыль благодаря финансовым
спекуляциям с валютными резервами России.
Источник: http://forum-msk.org/material/news/9742314.html |