Слово Нелюди. Анатолий Чубайс: я ненавижу советскую власть Интервью Артем Ефимов От редакции сайта СКУ: Чубайс- еще один о многом
говорящий пример предпочтений Путина (государственника-патриота) в кадровой
политике (см. статьи о Сердюкове «Приказано Родину продать»,Контрразведка готовит Сердюкову и Медведеву «Дело Мистралей»). Председатель
правления ОАО "РОСНАНО", бывший председатель правления РАО "ЕЭС
России", бывший первый вице-премьер и просто вице-премьер, бывший министр
финансов, бывший глава администрации президента, бывший глава Госкомимущества,
глава избирательного штаба Бориса Ельцина в 1996 году, один из основателей
партии "Союз правых сил" и прочая, и прочая, вечно "во всем
виноватый" Анатолий Чубайс поделился со "Страной, которой нет"
соображениями о советской, постсоветской и современной жизни. Мы огромному количеству самых разных людей во всех бывших союзных
республиках задавали три одинаковых вопроса. Сейчас я их задам и вам. Первый:
что хорошего было в Советском Союзе? У меня нетипичное отношение к
советской власти. Более того, оно вызовет, думаю, достаточно резкую негативную
реакцию. Дело в том, что я ненавижу советскую
власть. Более того, я мало что в жизни ненавижу так, как советскую власть. И
особенно ее позднюю стадию. В моей жизни ничего омерзительнее, чем поздняя
советская власть, не случалось. При всех претензиях к тому, что происходит в стране сейчас. Это начиналось с утреннего включения
радио и бодрого голоса с такой специальной омерзительной советской интонацией:
"Здравствуйте, товарищи! Начинаем утреннюю зарядку!" Высоцкий
Владимир Семенович, "Песня про зарядку" - помните? "Не страшны
дурные вести - начинаем бег на месте". Это суть мерзости советской власти. Сутью власти и всей советской жизни
было продвижение вранья, серости, пошлости, лицемерия и остановка лучшего,
индивидуального, яркого, свободного - при том, что на словах все, разумеется,
было диаметрально противоположным. Полет Гагарина и другие успехи в
научно-технической сфере, победа СССР в Великой Отечественной войне -
это, безусловно, исторические события глобального масштаба. Но до сих пор
мало кто в стране понимает, какая цена была за них заплачена. Если же брать позднюю советскую
власть, советскую жизнь, что там было хорошего? Наверное, невысокий уровень
злобности, агрессии, хотя хулиганов и преступников было предостаточно. И даже
плакат про дружбу народов не сразу воспринимался как абсолютное вранье. Но
когда в стране при Брежневе 18 лет не происходит ничего - все сглаживается, все
стирается, все закругляется, все такое немножко ватное.
Вы, в принципе, в ответе на вопрос про хорошее достаточно много сказали про
то, что было плохого. Но все же я спрошу отдельно: а что же было плохого? Даже
не в Советском Союзе, не в советской власти, а в советской жизни, в
повседневности? Можно ведь жить, абстрагируясь от того, что у тебя там
советская власть, "красные кхмеры", дикий капитализм или что угодно
еще. Ведь есть же какая-то жизнь и помимо этого. Кто-то мог от этого
абстрагироваться, а кто-то нет. Нет, если ты всерьез собираешься что-то сделать
для страны. Если ты хоть чего-то собрался делать в своей жизни советской - тебе
нужно быть членом ВЛКСМ, а потом тебе нужно быть членом КПСС. Иначе просто 90
процентов видов деятельности - по крайней мере, для людей с высшим образованием
- закрыты. Как только ты стал членом КПСС, ты должен принимать участие во
Всесоюзном ленинском коммунистическом субботнике, должен слушать "Ленинский
университет миллионов", должен проходить партучебу. Должен делать много
такого, что к концу 80-х всеми воспринималось как абсолютная дичь, полное
вранье, абсолютное… дальше у меня уже нецензурные слова идут по этому поводу.
Но все это делали, потому что понятно было, что Советский Союз еще лет на 500,
и это придется делать. Примерно догадываюсь, что вы сейчас скажете, но тем не менее, третий из тех
вопросов, которые мы всем задавали, звучал так: хотели бы вы вернуться в
Советский Союз, в советскую жизнь в том или ином виде? Ни на одну минуту и ни при каких
условиях. Довольно часто нам говорили: я же тогда был на 20-30 лет моложе... Ну, это, в принципе, нормально и
совершенно естественно. Но вы же про меня спрашиваете. Я же сказал вам, что я в
этом смысле очень ненормально устроен. Почему ненормально? Потому что вы
такой ярый антисоветчик? Нет, дело даже не в этом. Для многих
нормальных людей школьные годы - это счастливое детство. А я ненавидел свою
школу. Школа была с продвинутым военно-патриотическим воспитанием. Мы ходили на
построения в форме с воротничком, как у военных моряков, и пели песню:
"Солнышко светит ясное, здравствуй, страна прекрасная!" Не вызывает у меня моя школа нежных
чувств. И главное воспоминание состоит в том, что мы с друзьями как-то раз решили
ее разобрать на части, а лучше поджечь. Мы сумели оторвать только одну
ступеньку на крыльце и чайку, приваренную на военно-патриотическом памятнике.
Большего ущерба мы нанести ей не могли. Но ненавидели мы ее все вместе. Что касается института, то мне всё
время казалось, что жизнь никак не начнется и проходит зря. У меня было только
одно чувство: когда же закончатся все разговоры и, наконец, удастся заняться
каким-то нормальным полезным делом? В той же самой школе, со всеми этими воротничками и чайками на
военно-патриотических памятниках, учились ведь тысячи людей, помимо вас, и,
скорее всего, из большинства из них выросли вполне конвенциональные люди,
которые теперь вспоминают, что в школе было хорошо: линейки, песенки пели. А с
вами-то что тогда случилось? Я просто антинародный. То есть это у вас с детства? Абсолютно. Это у меня с детства, да.
И уже ничего с этим не поделать. Почему распался Советский Союз? Ну, в фундаментальном смысле слова -
потому что он исчерпал свой жизненный срок. А в прикладном смысле слова - самое
короткое описание истории распада Советского Союза, как говорил Егор Гайдар, -
это график снижения цены на нефть с 1983 до
1989 года. Вот у вас страна, 250 миллионов
человек, которая не способна производить конкурентоспособную продукцию и у
которой неконвертируемый рубль. Вам нужно ее кормить, а в стране развалено
сельское хозяйство. И не потому, что плохо освоены земли, а потому, что кулаков
"замочили" 70 лет назад. А вы его не можете починить, это сельское
хозяйство, потому что оно в принципе никогда не будет работать при советской
власти. Но как-то народ прокормить надо - что вы делаете? Вы продаете нефть и
газ и покупаете зерно. Объемы импорта
зерна в стране достигали 25 миллионов тонн в год. У нас сейчас в России экспорт
зерна 20 миллионов тонн, а в СССР был импорт 25 миллионов. Дальше у вас падает цена на нефть.
Вам не на что еду купить. Напоминаю - рубль неконвертируемый! Что делает
советская власть с 85-го года? Начинает брать кредиты у коммерческих банков. С
удовольствием дают: СССР - надежный заемщик. А с 88-го уже и отдавать-то
нечем. Покачнулась кредитоспособность заемщика. Тогда следующий шаг -
суверенные кредиты. Не в коммерческих банках, а у государств. Как только вы взяли суверенный
кредит - у вас появляется политическая зависимость. А тут, понимаешь, в Польше
нужно военное положение вводить, потому что, понимаешь,
"Солидарность" разбушевалась. Но у вас кредит. И Германии, как
кредитору, танки в Польше очень не нравятся. Выбирайте: вы будете кормить свое
население - или будете танки в Польшу вводить, как ввели в Чехословакию в 68-м
году? Своя рубашка ближе к телу. Не ввели.
И понеслась: ГДР отвалилась, Польша отвалилась, соцстраны полетели в разные
стороны, Варшавский пакт распался - и дальше уже необратимо. А в пусковом механизме
- падение цен на нефть. Конституция 77-го года провозгласила: "Cложилась новая историческая общность людей -
советский народ". Сложилась ли? Этот вопрос был предметом серьезных
дискуссий на нашем подпольном антисоветском семинаре в свое время. Мы выяснили,
что да. И что же эта общность из себя представляет? Базовые социально-психологические
установки у русского, украинца и белоруса очень близки, да и у казаха тоже. У
узбеков, мне кажется, чуть иные, и у таджиков иные. Но, тем не менее, несмотря
на очень серьезные этнические отличия, социально-психологические установки были
близкими. Когда в стране семьдесят лет лучших
бьют по голове, причем первые сорок лет бьют насмерть, - это не может не
сказаться. В стране сначала была уничтожена лучшая часть крестьянства - кулаки;
потом - лучшая часть военных: Тухачевский, Блюхер...; потом - лучшая часть
научной интеллигенции: тот же Вавилов...; и так - вплоть до 50-х годов -
постановление о журналах "Ленинград" и "Звезда" - Ахматова,
Зощенко... То есть поколение за поколением лучших уничтожали - это не может не
сформировать совершенно определенное отношение к жизни у большинства граждан. Я помню разговор в трамвае двух
молодых людей лет двадцати пяти: "Слушай, ты где работаешь?" -
"В НИИ таком-то". - "Сколько тебе платят?" - "120
рублей". - "Слушай, ты полный идиот. У тебя же что-то делать надо, а
я работаю в институте таком-то, мне платят 110 - зато вообще ничего не
надо делать!". Это же фундаментальная вещь. Это
отношение не только к работе - это
отношение к жизни: ничего не делать в принципе - и что-то получать при этом,
чтобы жить. Это штука очень серьезная, это основа исторической общности под
названием советский народ. Этот советский народ закончился вместе с Советским Союзом? Конечно нет, ну что вы. Прошедших двадцати лет недостаточно? Конечно, недостаточно. А когда он переведется? Так ставить вопрос недопустимо.
Начнем с того, что других народов у нас нет. И напомним себе, что мы - его
часть! У этой исторической общности, помимо тех негативных компонентов, о
которых я сказал, конечно же, был и уникальный позитив. Например? Например, креативность. Есть такое выражение: способный, но
ленивый. Вот я считаю, что слово "но" нужно убрать и поставить слово
"и". Способный и ленивый - это, в некотором смысле, одно и тоже. И в
этом смысле даже тогда, в мрачные советские годы, способности, креативность
советского народа была очень высокой.
Есть разлитое в воздухе ощущение, что вообще все советское как-то
возвращается. И власть все сильнее мимикрирует под советскую, и общественная
жизнь, и поведение каждого отдельного человека... Это особенно странно, что
нынешнее активное поколение - это в значительной мере поколение 80-х годов
рождения, которые "застоя"-то уже не помнят. Откуда что берется? А вы заметили, что слово
"шестидесятники" существует, явление много раз описано и исследовано,
а слов "семидесятники" и "восьмидесятники" не существует?
Не задумывались, почему? Задумывался, но не придумал ничего. А вот у меня есть своя версия
ответа, тем более что это - мое поколение. Потому что их не было. Это два
поколения, через которые переехала брежневская эпоха. Эпоха, когда ничего не
происходило. Ничего не происходило ни в понедельник, ни во вторник, ни в среду,
ни в пятницу. Ни в этом году, ни в следующем. Ни через десять лет, ни через
пятнадцать - ничего не происходило. А в 60-е происходило, и много чего. В моем
понимании, пик советской власти пришелся примерно на середину 60-х. А с этого
момента она стала "съезжать". Поворотный момент - 68-й год, ввод
войск в Чехословакию. И в человеческом смысле, и в смысле экономики, в смысле
промышленности, в смысле науки и техники, в смысле веры народа в свою страну. Ощущение возвращения всего
советского, конечно, есть. Но сказать, что "проклятая власть сознательно
нам задурманивает голову советскими образцами", будет крайне поверхностно
и неадекватно. С таким восприятием приходится очень часто встречаться, оно
очень распространено у нас. Я считаю, что причины явления гораздо глубже.
Власть в нашей стране, в этом смысле, действует, как в любой политической
системе, ориентируясь на электорат. Факт в том, что у нас больше 50
процентов людей еще считают величайшим политическим деятелем нашей страны
Иосифа Виссарионовича Сталина. Это явление можно объяснять как угодно - абсолютной
исторической амнезией, абсолютным непониманием того, что такое советская жизнь
и как она превратилась в жизнь современную. Но обвинять в этом Путина… ...которого считают величайшим вторые 50 процентов... Вполне возможно, даже не вторые, а
те же самые. Мне кажется, обвинять - это очень удобно, но к реальности не имеет
никакого отношения. Страна, в которой Сталин убил людей больше, чем Гитлер,
считает Сталина величайшим политическим деятелем. Это как? Это к стране
вопросы, к народу, а не к лидеру. А претензии к народу у нас предъявлять кто
готов? Назовите мне политического деятеля в нашей стране, который готов
предъявлять претензии к российскому народу? Много фамилий вспомните? Пожалуй, нет. Так в чем же причина этого явления?
Чудовищный уровень образования - страна не знает своей собственной истории -
лишь часть объяснения. В конце концов, сегодня открыты любые информационные
источники. Но до самого последнего времени не было альтернативного запроса -
запроса на демократию. И я могу это нахально утверждать, потому что имел
отношение к политической силе, которая пыталась опираться на этот запрос. И
хорошо понимаю, какая часть наших провалов была связана с нашими собственными
ошибками, а какая - с отсутствием такого запроса.
Запрос на советскость есть и еще
будет достаточно долго. Но сегодня, впервые в новейшей истории страны, ему
противостоит запрос на демократию. И в этом смысле мы живем в новой стране. Но вот впервые ли? Определенно, запрос на демократию имел место с 19 по 22
августа 91-го года, например. Очень хороший вопрос. Вы совершенно
правы. Но не только эти три дня, а вообще начало 90-х годов - это был такой
первый заход России в демократию. А давайте вспомним, когда до этого возникал
такой запрос? Февраль 17-го, наверное? Что мы еще можем назвать в русской
истории? Если мы пойдем еще дальше, то куда мы придем - в вечевой Новгород? В
общем, не густо с этим запросом. Это что означает? Появившийся запрос
в 90-е годы был первым робким солнечным лучом апрельского солнца на фоне еще
абсолютно не созревшей для этого среды, условий. Трезво поразмыслив, нужно
признать, что в значительной степени он был не столько запросом на демократию,
сколько запросом против Коммунистической партии Советского Союза и ее Центрального
комитета. Степень ненависти народа к советским и партийным начальникам была уже
такой, что народ сказал: "Вот чего-нибудь мне предложите, хоть
какой-нибудь вариант". И тут пришли "антинародные демократы" и
сказали: "А вот тебе, пожалуйста, демократия". Народ сказал:
"Ну, давай демократию". Никакой другой альтернативы предложено не
было, и народ взялся за эту. Не от глубоко продуманной стратегии, а просто от
отсутствия выбора. И поэтому роман с демократией оказался таким краткосрочным и
неглубоким. Очень похоже как раз на историю с Болотной - точно так же пришли люди:
"Уберите уже, пожалуйста, вот эти рожи из телевизора; вот хоть черта
лысого - за любую партию, кроме "Единой России", за любого кандидата,
кроме Путина". Это же то же самое получается. Я не согласен. Смотрите: запрос
90-х, как уже было сказано, был рожден прежде всего ненавистью к КПСС и к
советской власти. Нынешний запрос по форме произрастает из этого же. Но по сути
- за ним качественно другое явление. То явление, которое двадцать лет создавалось
в стране благодаря, извините, функционированию рыночной экономики - это она
дала нам десять лет экономического роста по 8 процентов в год, увеличила
заработную плату, создала ситуацию, когда Россия по уровню жизни вырвалась
вперед по сравнению с соседями, с которыми начинала примерно на равных. В
России родился средний класс. Ему нужна конкуренция, отсутствие
административного давления. Мы, проклятые демократы, двадцать лет про это
говорили, уже голос сорвали, сил уже говорить больше нет. Так вот, я считаю, что нынешний
запрос на демократию, в отличие от 90-х годов, имеет глубинные социальные
корни, уходящие в структуру российского общества, чего не бывало раньше. И это
не из-за того, что просто достали в зомбоящике - конечно, это тоже есть, но это
лишь повод. А за ним - миллионы людей, жизнь которых, образ жизни которых,
источник существования которых - свобода и собственность. Они еще сами только
начали это осознавать. Это очень молодое движение, не сформировавшееся, лидеров
нет. Это такая еще броуновская стадия. Но основа его абсолютно фундаментальна,
потому и неотвратима, и потому отличается от 90-х годов.
Источник: http://strana.lenta.ru/russia/chubais.htm |