Баркашовцы и салафиты:
сходства и различия
Алеся Ясногорцева
(Точка зрения читателя
из Казахстана)
Дабы успешней двинулась охота
На Выходца Народов Коренных, –
Скинхедам покровительствует кто-то,
А кару направляет – не на них.
Новелла Матвеева
1
В Казахстане два года назад активизировали свою деятельность
салафиты – радикальная мусульманская секта. До неё у нас действовала
радикальная мусульманская секта «Хизб-ут-Тахрир». В России – немногим ранее –
появились баркашовцы, радикальные националисты.
Очень странно то, что в двух соседних странах за последние
двадцать лет появились течения, противоречащие всем традициям. У казахов ислам
никогда не принимал ортодоксальный характер. Кочевники (и казахи, и народы,
населявшие казахскую степь до казахов и вошедшие частично в казахский этнос)
практиковали ислам с сильными пережитками тенгрианства – тюркского язычества.
Так, в молитвах они использовали языческие заклинания, имели изображения
предков и молились их духам – аруахам. Классовая борьба у казахов никогда не
принимала форму религиозной, национально-освободительное движение никогда не
проходило под исламистскими флагами. Даже больше – российское правительство
негласно поощряло исламизацию казахов через татарское духовенство, более
ортодоксальное в то время, чем казахское.
Баркашовцы взяли на вооружение идеологию радикального
шовинизма, или нацизма. Для русских эта идеология совсем не традиционна. В
царской России национальное происхождение не заботило даже черносотенцев.
Черносотенцем мог быть гражданин всякой национальности, если был крещён
по-православному.
Фашистская оккупация, от которой страдало русское население,
не могла не вызвать в нём отвращение к фашистской идеологии. Откуда же в
современной России взялись баркашовцы, с откровенно фашистской не только
идеологией, но даже и символикой?
В левопатриотической прессе высказывается иногда мнение,
будто появление баркашовцев вызвано реакцией на национальное унижение русских.
Если бы это было так, то их агрессия была бы направлена на западноевропейцев и
североамериканцев. Но она почему-то направлена против таджиков и вьетнамцев,
индийцев и негров – представителей как раз тех народов, которые против России
не шли никогда. Больше того, большинство из народов, против которых направлена
агрессия баркашовцев, сами живут в унижении намного дольше, чем Россия. Это
значит, что у русских националистов они должны вызывать чувство солидарности.
На том же уровне находятся и попытки некоторых наших
социологов объяснить влияние радикального ислама бедностью. Это тоже неправда.
Дело не только в том, что руководители салафитов живут богато. Казахстан – не
Пакистан и не Сомали. У нас есть опыт проживания в социалистической стране, с
коммунистической идеологией. Люди, которые хоть сколько-то умеют думать, у нас
понимают – с разной степенью ясности – что лучше коммунистической идеологии
интересы бедных не выражает никакая другая. И если бы бедные
самоорганизовались, то, конечно, не под религиозными знамёнами.
Более реально другое объяснение – что это влияние извне. Многие
наши публицисты придерживаются именно этого мнения. В самом деле, многие из
руководителей салафитов обучались за границей – в Турции, Саудовской Аравии,
Пакистане. Но кто-то же направлял их туда! Более того, наши компетентные органы
должны быть осведомлены о том, какого рода образование получают в тех учебных
заведениях. Возникает закономерный вопрос: простое ли это упущение или власть
имеет свою выгоду?
2
Во многих случаях справедлива поговорка: «если хочешь узнать,
почему это происходит – выясни, кто от этого выиграл». От деятельности и
баркашовцев в России, и салафитов в Казахстане выигрывают российские и
казахстанские власти.
Психологическая реакция среднестатистического казахстанского
обывателя н активизацию салафитов – сплочение вокруг власти. Ясно, что такой
настрой приводит к тому, что и голосовать он будет за неё. А оппозиция, и без
того нерасчленённая в его примитивном сознании, вся будет казаться ему
связанной с салафитами.
Далее. Не случайно эту заразу распространили именно в
западном Казахстане. Здесь есть более или менее сплочённый и организованный
рабочий класс. Он уже выходил на забастовки с очень даже зрелыми требованиями.
Нашему режиму, каким бы бонапартистским он ни был, интересы буржуазии всегда
будут ближе, чем интересы рабочих. Именно в интересах буржуазии – создание
ложноэкстремистской организации, основанной на чуждой казахстанцам идеологии.
Сначала обыватели поддержали репрессии против религиозных экстремистов, потом
не возражали против репрессий по отношению к тем, кто призывал к смене
общественного строя, а напоследок, с их согласия, и поддержку забастовки к
терроризму приравняли.
А те обыватели, которых социальные условия начали превращать
в граждан, бросились назад, в то агрегатное состояние, из которого начали
выходить. Им было продемонстрировано: смотрите, к чему приводит политическая
активность! Так лучше молчите, работайте на наших условиях и потребляйте то,
что сможете купить. С помощью страха внушить это очень легко.
В России в ходе каждой предвыборной кампании к коммунистам
усиленно клеили националистов. В частности, извращали слова некоторых
коммунистов (Макашов, Илюхин), вбрасывали в коммунистическое движение наймитов,
чтобы они его позорили своими националистическими высказываниями. Но одно дело,
когда нет организации с националистической идеологией. Любые высказывания можно
объявить частным мнением. И совсем другое дело, когда такая организация, пусть
полумифическая, есть. Хитрыми пиар-ходами к организационной мощи коммунистов
пририсовывается нацистская идеология. Результаты – аналогичны казахстанским:
перепуганный народ сплачивается вокруг власти и покорно переносит все
грабительские издевательства над собой.
3
Ещё одно сходство между баркашовцами и салафитами – в том,
что и те, и другие – «двум господам слуги». Правда, первый из господ
баркашовцев аналогичен первому господину салафитов. Это – центральная власть,
желающая под действием пугала сплотить граждан вокруг себя и превратить граждан
в обывателей.
А вот второй господин у салафитов отличен от второго
господина у баркашовцев. У салафитов это – западно-казахстанские кланы,
стремящиеся отделить регион от Казахстана. У баркашовцев – западные
покровители, имеющие свои цели.
В капиталистическом обществе и буржуазия, и бюрократия
образуют кланы. Участвует в этих кланах и духовенство – в зависимости от его
вовлечённости в рынок. А в рынок оно вовлечено в любой капиталистической стране
– даже на верующих оно смотрит, как на источник прибыли, за который ведётся
конкуренция.
Это подтверждается и местонахождением казахстанских салафитов
– в богатом нефтью Западном Казахстане. Именно здесь есть быстро разбогатевшие
кланы, желающие, чтобы власти у них было пропорционально богатству.
Целью западных покровителей баркашовцев является демонизация
русских в глазах населения их бывших колоний. Им надо распространять стереотип,
будто Россия – страна баркашовых и дёмушкиных. Чтобы скорее выветрилось из их
памяти всё то хорошее, что сделали для них русские (а сделано было немало). И
чтобы не скоро стала Россия для них лидером, когда к власти в ней придут
коммунисты (а это, рано или поздно, случится).
Таким образом, между баркашовцами и салафитами больше
сходства, чем различий. Маски у них разные, а лица похожие.
Член Актюбинского горкома КНПК
Источник: http://rkrp-rpk.ru/content/view/9652/1/ |