Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

    


Официальный сайт
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
  Телеграм канал


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Манифест КП

Манифест  коммунистической партии



Темы
Библиотека марксизма [10]
Библиотека [19]
Софт [2]
Опорс
Что читать

Манифест  коммунистической партии


О диалектическом и историческом материализме

И.В. Сталин


 Английские корни немецкого фашизма

М. Саркисянц

 

Судебный отчет по делу антисоветского "право-троцкистского блока"


 Тайны "голодомора"

Миронин С.


 Москва 1937

Л. Фейхтвангер


 Сталин и деньги

А.Г. Зверев


 Великий оболганный Вождь. Ложь и правда о Сталине

И.В. Пыхалов

Статистика

Главная » Файлы » Библиотека » Библиотека

Основы философских знаний. Диалектико-материалистическое понимание общества
[ Скачать с сервера (194.3 Kb) ] 02.03.2024, 12:34

Основы философских знаний.
Диалектико-материалистическое
понимание общества

А.В. Харламенко

От редакции сайта РКРП: После долгого перерыва мы продолжаем публиковать лекции Александра Владимировича Харламенко. Девятая лекция является наиболее важной в теоретическом плане, в ней излагается теория протоклассового общества. Доклассовый период истории человечества делится на два этапа: первый этап, самый длительный, когда существовали только небольшие группы охотников и собирателей, однако эти группы не были организованы в какие-то более сложные структуры. Второй период возникает с появлением производящего хозяйства, оседлые общины земледельцев вскоре стали существовать не по одиночке, а объединяться в иерархию общин, и из главенствующей общины выделилась первая форма знати. Такое состояние общества называется протоклассовым. Далее следует патриархальный переворот, и образование классового общества. Товарищ Харламенко показывает тесную связь между образованием эксплуататорского общества и превращением женщин из свободных общинниц в полурабынь. В данной лекции говорится, что, по крайней мере в некоторых случаях, такое протоклассовое состояние могло быть даже на уровне древних государств, однако тут сложно согласиться, так как любое древнее государство, будь то государство инков или Египет Древнего и Среднего царств, значительно сложнее, чем просто иерархия из общин, пусть даже и сильно проэволюцинировавшая в сторону протогосударства, в них есть заведомо не принадлежащие общинам социальные группы. И Древний Египет, и государство Инков, видимо, являются случаями протоклассовой реакции, где были предприняты попытки избежать усиления гнёта над народными массами.

Разумеется, протоклассовая реакция означала не просто возвращение на предыдущий этап, а введение каких-то механизмов, которые должны были блокировать классообразование. Например, в Древнем Египте было запрещено ростовщичество и долговое рабство, и этим он разительно отличался от современного ему Междуречья, где попытки протоклассовой реакции тоже были, но не увенчались успехом, так как если один из номов делал какие-то попытки в этом направлении, тут же на него другие номы ополчались, чтобы не подавать своему народу «дурной пример» запрета на ростовщичество. Единой крупной стране в этом плане было проще. Видимо, наиболее тщательно к разработке таких предохраняющих от классообразования механизмов подошли в государстве инков, у которых не только было запрещено долговое рабство, но и вообще по максимуму были урезаны товарно-денежные отношения, рабства как института не существовало, в рабов не обращали даже пленных и преступников, над чиновниками был строжайший контроль, благодаря системе общественного распределения жители государства инков не знали голода и нужды. В общем-то попытка обойти классовое общество в этом конкретном случае дала результат, очень похожий на советский социализм. Сходство государства инков и СССР неоднократно ставилось в вину всяческими антикоммунистами типа Ю. Берёзкина или Шафаревича, однако теория протоклассового общества способна объяснить это сходство с научных позиций. Хотя сам Александр Владимирович считает крайне нежелательным употреблять по отношению к государству инков слова, описывающие советские реалии, так как, по его мнению, это идёт в ущерб научности. Но порой такое использование терминов становится практически вынужденным, так как часто мы или не знаем, как инки называли то или иную из своих социальных реалий, или их название для нас является крайне неудобопроизносимым.

Ссылки на предыдущие лекции:
Что такое философия и для чего мы занимаемся ее изучением
Основы философских знаний. Философия эпохи средневековья
Основы философских знаний. Начало философии нового времени. Рационализм и эмпиризм XVII-XVIII веков
Борьба материализма и идеализма в философии XVII-XVIII веков
Агностико-идеалистическая реакция на материализм XVIII века и возникновение классической немецкой философии
Идеалистическая диалектика немецкой классической философии
Роль социалистической утопии в формировании общественной мысли Нового времени
Основы философских знаний. Лекция 8. Исторические предпосылки марксизма и этапы его становления

Наша тема сегодняшней лекции — диалектико-материалистическое понимание общества. Раньше обычно говорилось и писалось в наших учебниках: «материалистическое понимание истории». История, конечно, важнейший аспект общества, но всё же не исчерпывает его целиком. Мне представляется необходимым, во-первых, уточнить, что речь идёт о диалектико-материалистическом понимании, и, во-вторых, общества в целом.

1. Домарксистская методология познания общества и истории.

1А. Идеалистическое понимание общества.

Хорошо известно, что тысячи лет господствовало, и ещё поныне продолжает господствовать, идеалистическое понимание общества. Мы с вами, кто знакомился с лекциями курса истории философии, знаем, что идеализм существует в двух видах: объективном и субъективном.

Категория: Библиотека | Добавил: Редакция
Просмотров: 30 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск
Наши товарищи

 

 

   


Классики МЛ

 

 

  

Форма входа
Логин:
Пароль:

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2024