Шантрапа
Александр Ставицкий Знал людей,
у которых слёзы наворачивались на глаза при виде метаморфоз, случившихся с их
любимцами из мира творческой интеллигенции. Артист, игравший несгибаемых
коммунистов и потрясавший высокой героикой образов, теперь кривляется в роли
уголовника, изрыгающего на каждом шагу мат. Поэт, писавший «комсомольские
стихи», теперь несёт сплошную антисоветчину и врёт, как он страдал при
коммунистах. (Такими «страдальцами» от Советской власти оказалась сплошь вся
эта публика). «Что ж вы, властители дум? Зачем вы так низко пали?» - недоумевал
потрясённый крушением своих авторитетов зритель. В оправдание данной категории лиц
скажем, что никакие они не властители дум и не нравственные образцы. Таковыми
их делало восприятие советского общества. Общество умное и духовное, оно
ставило на пьедестал тех, кто умел пробудить «дум высокое стремленье». А сами
по себе они просто лицедеи, просто жидкость, принимающая форму сосуда. Сменился
сосуд, сменились вкусы заказчика – они и растеклись лужей насчёт своих
«страданий», своего «свободолюбия» и диссидентства. Хотя одна идейка у них всё
же имеется. Такая же, как и у их нынешних хозяев из буржуазного класса, -
алчность.
Их разложение шло по мере
перерождения отряда советских управленцев и превращения его в новую буржуазию.
На этом этапе всплыла память о предшественниках, дореволюционной буржуазной
интеллигенции, неплохо получавшей с барского стола. Один из носителей такой
идеологии, литературный критик В.Акимов, в своей книге «На ветрах времени»
(1991 год) отзывается о советской эпохе, как эпохе «растраченных сил и
культурного одичания». Казалось бы, что такое несёт сей критик? Какое одичание,
если десятки миллионов людей были подняты революцией к просвещению и культуре?
Если мужик, как мечтал великий поэт-гражданин Некрасов, понёс в свой дом
Пушкина и Гоголя. |