Оборотни и рыцари
Владимир Бушин
Их было четверо:
Окуджава, Евтушенко, Вознесенский и Рождественский.
Не так
давно, уже в Америке, второй из них воскликнул:
Пускай шипят, что мы бездарные,
продажные и лицемерные,
но всё равно мы – легендарные,
оплёванные, но бессмертные!
Какой
выразительный образец того, о чём сказано: уничижение паче гордыни. Ну
во-первых, бездарными их никто не считает, никто об этом не шипит и не визжит.
Все они, бесспорно, талантливы. Другое дело, что талант того или другого из них
кому-то не по душе. Это обычное дело в мире искусства. Допустим, мне нравятся
многие песни Окуджавы, но его повести и романы из жизни XIX века не могу читать
без смеха. Да что Окуджава! Даже если взять такую глыбу как Достоевский. Его не
любили – одни после первоначального восторга, другие как бы выборочно, третьи
всегда и целиком - многие замечательные художники и выдающиеся личности:
Тургенев, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Чайковский, Бунин, Горький, Ленин... Но
никто не отказывал писателю в таланте. Горький, ещё в 1914 году выступавший
против инсценировки «Бесов» во МХАТе, но в 1932 году защищавший от «Правды» (Д.
Заславский) публикацию тех же «Бесов» в издательстве Aкademia, считал
Достоевского по изобразительной силе равным Шекспиру. А самого Шекспира
решительно отвергал Лев Толстой.
Во-вторых,
«продажные»? Нет никаких оснований сказать это не только о Рождественском, но,
я думаю, и о Вознесенском, хотя он и признался:
Нам, как аппендицит,
поудалили стыд.
Нам –
это всей квадриге? Не думаю, нет. Но вот в 1967 году в американской газете
«Русская мысль» поэт напечатал стишок, обращенный к Михаилу Шолохову, которому
в 65 году присудили Нобелевскую премию:
Сверхклассик и сатрап,
стыдитесь, дорогой.
Чужой роман содрал -
не мог содрать второй.
Это,
конечно, очередной припадок бесстыдства. И подумать только, в пароксизме
бесстыдства он призывает стыдиться других! Правда, позже уверял, что это о
Василии Ажаеве. Такие фортели для него были привычны. Был такой факт: свои
стихи, под которыми значилось «Памяти Толстого», он через много лет объявил
посвященными Пастернаку. Но тут сразу было ясно, что это было враньё во вранье:
кто в Америке знал Ажаева и какой он «суперклассик»? Однако в конце концов
все-таки признался: метил доплюнуть до Шолохова.
Известный
Рой Медведев, именующий себя историком, в частности, и литературы, подлинный
«корифей антишолоховедения» сорок лет, как Сизиф, в поте лица трудившийся над
доказательством плагиата «Тихого Дона», вдруг очухался - написал книгу, в
которой признал-таки Шолохова великим писателем, гением и автором романа. Вот
радость-то! Кто следующий? Может, вдова Солженицына за покойного мужа покается?
При этом в книге Медведева столько самых высоких похвал писателю, как отмечает
в «ЛГ» Ю. Дворяшин (N37’12), трудно сыскать даже в работах подлинных
шолоховедов.
«Лицемерные»?
А вот это что такое? Окуджава писал:
Меня
удручают размеры страны проживания...
Россия
для него «страна проживания». Думаю, даже Смердяков не сказал бы так. У
Евтушенко, например, стран, где он проживал, было около сотни, вот теперь -
США. А сказал это Окуджава в 1995 году, вскоре после того, как «размеры» страны
сократились на 4 миллиона квадратных километров. Но ему и этого мало! Его и
уменьшенные размеры жутко удручают! Вот бы ещё Сахалин отдать Японии, Сибирь –
Китаю, Карелию – Финляндии... Успокоился бы? Я тогда посоветовал ему: если так,
то поезжай пребывать в какую-нибудь малогабаритную державу. Назвал Грузию,
откуда родом его отец. Не нравится? Тогда - в Армению, где родилась мать. И
туда не поехал. Так что же это, как не лицемерие? - голосил, что великая Россия
его удручает, а переселиться в портативную державу, что так просто,
отказывался, не пожелал обрести там покой и счастье. Чего ж тогда народ мутил?
Но надо
признать, что в древнем искусстве лицемерия не знает соперников все-таки
Евтушенко. Я когда-то написал о нём:
Как много у него идей!
Как он печёт за книгой книгу!
И с разрешения властей
Властям показывает фигу.
Приведу
только один пример. Уж как он всю жизнь клялся в любви к родине, уж как божился
вплоть до прямого уподобления родины своей персоне:
Моя фамилия – Россия,
А Евтушенко – псевдоним!
Но как
только двадцать лет тому назад на обожаемой родине запахло жареным – и ведь не
немцы под Москвой - тотчас укатил в Америку. И никто же его не гнал, ничто не
понуждало к этому, как некоторых других. Притом всё сделал очень обдуманно и
ловко: и не бросил роскошную квартиру в доме на Кутузовском, где жил Брежнев, и
ухитрился приватизировать отменную дачу в Переделкине, которая по уставу
является собственность Союза писателей. Хочу, говорит, иметь здесь прижизненный
музей. И заимел.
Что ещё
- «оплеванные»? Это вопрос многосоставный. С одной стороны, все они в Советское
время издавались и переиздавались, некоторые не только на родине и за рубежом,
снимались в кино (Евтушенко сам и ставил фильмы, и главные роли играл), имели
широчайшую аудиторию читателей, слушателей и зрителей, катались по заграницам,
занимали важные посты разных членов, председателей, секретарей в журналах, в
Союзе писателей и вне его (Окуджава занимал 24 таких поста), получали квартиры
и дачи, некоторые - литературные премии и ордена... Где ж тут «оплёванные»? В
антисоветское время всё это только приумножилось.
С
другой стороны, некоторые из них оплёвывали себя сами. Так, Окуджава, вспомнив
однажды свою фронтовую молодость, заявил: «Я был фашистом» («Известия», 8 апр.
1992). Ведь мог бы промолчать. Нет! Дай сам на себя плюну. Пожалуйста. А через
полтора года он подтвердил это, рассказав с каким чувством смотрел по
телевидению 4 октября 93 года расстрел грачёвскими танками Дома Советов: «Для
меня это был финал детектива. Я наслаждался этим. Я терпеть не мог этих людей,
и даже в таком положении никакой жалости к ним у меня не было... Заключительый
акт...» («Подмосковные известия», 11 дек. 1993). И после этого слушать его
песенку о виноградной косточке, о «маленьком оркестрике надежды под управлением
любви»? Об этом признании Окуджавы я узнал тогда же, в 93-м. И, конечно, уже
«терпеть не мог» его как человека. Ничего удивительного. Это порой случается и
по менее серьёзной причине.
Вот
Мария Арбатова рассказывает: «Неведомая сила занесла меня на заседание
правления Литфонда. Я была на 17 лет моложе и на 17 лет наивней, чем сейчас, и
потому онемела от восторга, когда рядом со мной опустился в кресло Окуджава.
Прошло пять минут, вдруг мой кумир, как заведённый ключиком, выпрыгнул из
кресла и безумно заорал: «Нельзя давать дачу Воронову! Не смейте давать дачу
Воронову! Воронов не должен получить дачу!» Это какой же Воронов – Владимир?
Николай? Блокадник Юрий? Скорее всего, последний, который некоторое время был
главным редактором «Комсомолки».
И
дальше: «Маэстро орал так, словно от этого зависела судьба его детей и его
страны. А в промежутках между ором глотал таблетки, тяжело дышал и темнел
лицом. Кончилось тем, что Окуджаву увезли на «скорой» с сердечным приступом и
полученной дачей в зубах. Если бы я не сидела рядом, то никогда не поверила бы
в подобную историю. Кумир кубарем слетел с лестницы моих иллюзий». («ЛР», N15,
11 апр. 08).
Кумир
слетел кубарем... Но когда через три года он умер в Париже, я не только не
«насладился этим», как сам он зрелищем расстрела, но пожалел талантливого
барда.
Что там
у Евтушенки ещё - «легендарные»? Ну, это точно. Есть легенда, что в КГБ
работала не только его первая тёща, а сам он имел личные прямые телефоны
Брежнева и Андропова, иногда позванивал им, беседовал. Жива легенда, что
Пастернак однажды сказал о Вознесенском: «Он начинал как мой ученик, а стал
учеником Кирсанова», у которого, как в своё время говорили, главных три
качества – трюкачество, трюкачество и трюкачество. Ходит легенда, что Окуджава
был когда-то исключён из Союза писателей, из партии и лишён той самой дачи в
Переделкине... Впрочем, только вот это последнее, об Окуджаве, и есть легенда в
прямом и точном смысле слова, а всё остальное легендарно лишь в переносном
смысле как нечто трудно вообразимое, но вообще-то действительно имевшее место,
достоверное. И впрямь, можно ли представить себе русского писателя, который
имел бы поместья по обе стороны океана? За всю историю русской литературы таких
не было. А вот в нынешние времена мы их воочию увидели – почивший Солженицын и
здравствующий Евтушенко.
Ну а
что касается, наконец, «бессмертия» всей пятёрки, то это, как говорится,
вскрытие покажет.
* * *
21
сентября этого года в редакции «Правды» состоялся «круглый стол» на тему «Опыт
и уроки советской цивилизации». Очень хорошо и полезно. Было много дельных
выступлений. Интересно выступила и артистка Жанна Болотова. Она не
теоретизировала, а говорила конкретно – о жизни. Между прочим, сказала о
Роберте Рождественском: «Его стихи и песни многие годы были с нами, мы их
любили, они настолько естественно выражали наши чувства и мысли, что забыть их
невозможно. И вот вспомнились мне такие строки:
Мне земля для жизни более пригодна
После Октября Семнадцатого года.
Я в державу верую вечную эту,
Красную по смыслу, по флагу, по цвету.
Никогда не прячусь за кондовой завесой,
По национальности я – советский»
Этими строками я могу и сейчас сказать о себе».
Прочитанные
строки – пример поэтического заострения мысли. Если быть рассудительным и
обстоятельным, то надо сказать, что все мы, разумеется, оставались кто –
русским, кто - украинцем, кто - белорусом, но по духу мы были единым советским
народом. Эту мысль поэт и выразил кратко и сильно. Такой приём заострения был
известен ещё деду Щукарю. Однажды он в поле во время уборки урожая варил кашу
для бригады, а воду в котёл взял из какой-то лужи, и каша получилась с
лягушками. И вот, побитый за это колхозницами, он воскликнул: «До чего вы,
бабы, вредная нация!»
Но
Жанну тут же перебил Виктор Кожемяко, который вёл беседу: «Но как обидно:
кончил Роберт Иванович, увы, совсем иными стихами. Попал-таки под влияния
перестройки».
Жанна
ответила: «А я не читала... Что ж, очень жаль, что попал...» («Правда», 5 окт.
12). Собеседник, как видно, перепутал Рождественского с Межировым. Тот
действительно в молодости написал стишок «Коммунисты, вперед!», а в эти дни
того же коммуниста вопрошал:
Что ты хнычешь, старая развалина?
Где она, священная твоя
Вера в революцию и Сталина,
В классовую сущность бытия?
Однако
в «Правде» до сих пор чтят автора стишка «Коммунисты»: и цитируют, и отмечают
знаменательные даты его жизни...
Я
позвонил Жанне и сказал, что она и не могла читать у Рождественского ничего
«перестроечного» и жалеть ей не о чем – ничего такого он не писал. И вообще в
этой «легендарной» четверке он был белой вороной, «красной по смыслу». В самом
деле, он, как это проделывал Евтушенко, не хвалил Сталина, чтобы потом
проклинать его; не издавал за границей своих сочинений, чтобы потом каяться за
это, бить себя в грудь и клясться на пленуме Союза писателей: «Я больше не
буду... Это урок на всю жизнь»; не писал стихов о Бабьем Яре, чтобы потом
переделывать их; наконец, у него и мысли не могло быть – бросить родину,
податься за океан, дабы США стали страной его постоянного пребывания, а Россия
в немалой степени – страной пропитания. Рождественский, как Окуджава, не
сочинял песни с антисоветским намёком, двусмысленные повести с фигой в
подтексте, и уж, конечно, немыслимо представить, чтобы Роберт наслаждался
зрелищем любого расстрела, не говоря уж о расстреле своих соотечественников. И
никогда он не фокусничал со словом, не выворачивал его наизнанку, как
Вознесенский-Кирсанов, в его стихах всё было ясно, доходчиво, они шли из
глубины сердца; разумеется, не мог он написать стихи, посвященные памяти
Пушкина, а через тридцать лет объявить, что они посвящены Мандельштаму; и уж,
конечно, орда клеветников Шолохова была ему отвратительна.
Но
поразительное дело! Человек всю свою литературную жизнь прожил в тесном житейско-бытовом
окружении таких фигур, по-своему очень сильных, энергичных, даже агрессивных,
да ещё с молодых лет имел под боком супругу, которая ныне голосит: «Я всегда
была крупной антисоветчицей!» и при всём этом кошмаре не поддался ему, устоял,
выдюжил и до конца остался советским человеком, советским поэтом.
* * *
Тут
уместно определенного рода сопоставление Рождественского с поэтом старшего
поколения Ярославом Смеляковым.
Три мальчика, три козыря бубновых -
три рыцаря российского стиха.
Так вспоминал
он молодость Бориса Корнилова, Павла Васильева и свою. Великий старший собрат
сказал будто бы и о них:
Плохая
им досталась доля...
Двух
первых погубили клеветники и доносчики, а Ярослава как только жизнь ни трепала,
как ни пыталась переломить, сплющить, стереть в пыль! Ведь он трижды сидел –
при всех властях, при всех режимах! Мало того, во время войны еще и выпал на
долю плен у финнов. Другой написал бы 33 тома о несправедливости жизни вообще и
о советский жизни в особенности, о своих мучениях, страданиях, терзаниях.
Критик Борис Рунин был уверен, что Смеляков «скрывал от своей музы, что его
трижды лишали свободы». Нет, не скрывал, просто музы бывают разные. У
Солженицына рифмовалось «муза – пузо», а у Смелякова муза – дочь Советского
Союза.
Мучеником,
жертвой изображает Смелякова критик Андрей Турков: «Сложная и драматическая
действительность 30-х годов доверчиво воспринималась молодым поэтом в
прямолинейном, подсказанном пропагандой духе». Жертва сталинской пропаганды!
Только такая, мол, жертва могла тогда писать с такой яркой жизнеутверждающей
силой:
Если я заболею,
к врачам обращаться не стану.
Обращусь я к друзьям
(не сочтите, что это в бреду):
постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,
в изголовье поставьте ночную звезду.
Я ходил напролом,
я не слыл недотрогой.
Если ранят меня в справедливых боях,
забинтуйте мне голову
горной дорогой
и укройте меня
одеялом в осенних цветах...
От морей и от гор
так и веет веками,
как посмотришь – почувствуешь:
вечно живём.
Не облатками белыми
путь мой усеян, а облаками.
Не больничным от вас ухожу коридором,
а Млечным путём.
Вот
истинное чудо поэзии! Ведь речь идёт о болезни, хоть и предполагаемой («если»)
даже о смерти («от вас ухожу»), но сколько здесь жизни и любви к ней! Какой
вселенский размах чувств!
А.
Турков уверяет: «Смеляков был и остаётся одной и самых трагических и
противоречивых фигур отечественной поэзии». В жизни – да, трагическая фигура.
Но, впрочем, ни три ареста, ни плен не помешали ему получить две высоких литературных
премии и быть председателем секции поэзии московского отделения Союза
писателей. А его поэзия трагична в той мере, в какой трагична вся человеческая
жизнь. Вот хотя бы:
Одна младая поэтесса,
живя в довольстве и красе,
недавно одарила прессу
полустишком, полуэссе.
Этот
полустишок о том, что вот едет поэтесса в поезде и видит в окно, как женщины
орудуют лопатами, ремонтируют железную дорогу. И поэтессу радует, как они, по
её мнению, ловко это делают.
А я бочком и виновато,
и спотыкаясь на ходу,
сквозь эти женские лопаты,
как сквозь шпицрутены иду.
И
поэтесса – дура, и женщины на тяжелом труде, и чувство вины, и боль в сердце
поэта, и утрата друзей юности – всё это трагедия.
«Три мальчика, три козыря
бубновых...» А был ещё четвертый - «суровый мальчик из Москвы», погибший на
войне. О нём в 42 году Смеляков писал:
И если правда будет время,
Когда друзей на Страшный Суд
Из всех земель с грехами всеми
Трикратно трубы призовут, -
Предстанет за столом судейским
Не бог с туманной бородой,
А паренёк красноармейский
Пред потрясённою толпой...
Он всё увидит, этот мальчик
И ни йоты не простит,
Но лесть от правды, ложь от фальши
И гнев от злобы отличит.
* * *
О
Роберте Рождествеском могут сказать: «Но ведь его подпись стоит под позорно
знаменитым письмом «Раздавите гадину!», с которым 5 октября 93 года после
расстрела Дома Советов наша либеральная интеллигенция обратилась к Ельцину:
«Пора научиться действовать. Эти тупые негодяи уважают только силу... Они будут
всех нас вешать...» Это о нас, защитниках Дома Советов...
Да,
подпись стоит. Но тут я должен рассказать одну поучительную историю.
6 июня
2008 года в «Литературной России» была напечатана моя статья, в которой я очень
неласково говорил о тогдашних стихах Константина Ваншенкина и Андрея
Дементьева, напечатанных главным образом в «Литгазете». Через несколько дней
Дементьев позвонил мне и сказал, что в целом согласен с моей критикой –
редчайший, в моей жизни только третий, случай в нашей литературной жизни! Но
вот, мол, я негодую по поводу его подписи под письмом 5 октября 93 года, а я,
говорит, его не подписывал. Как так? И он рассказал, что в те дни в Москве не
был, находился в Пятигорске, но покойный поэт Владимир Савельев, подпись
которого там есть, позвонил жене и спросил, можно ли поставить имя Андрея.
Верная супруга, хорошо зная умонастроение мужа, сказала, что да, конечно, о чём
тут говорить! И подпись появилась. Есть веские основания думать, что так же
появились там подписи и Роберта Рождественского, и Михаила Дудина. Все трое они
были очень популярны, Дудин ещё и Герой Социалистического Труда - то и другое
весьма желательно и полезно для такого письма. В самом деле, как можно
сопоставить никому неведомою Татьяну Бек и всем известного Дементьева, почти
безвестного Нуйкина и популярнейшего Рождественского, литературную перепёлку
Чудакову и героя-фронтовика Дудина!
Рождественский
и Дудин в ту пору уже тяжело болели, и по одному этому могли быть непричастны к
письму. До того ли им было... Первый умер через десять месяцев после письма,
второй не прожил и трех месяцев. А главное, супруги всех троих – духовные
сёстры жены Роберта, которая, повторю, сейчас говорит о себе: «Я всегда была
самой крупной антисоветчицей» (если смотреть со спины).
Разговор
о гнусном письме 5 октября возникал в нашей печати неоднократно, и те, чья подпись оказалась там невольно,
случайно, могли заявить об этом публично. Рождественский и Дудин не могли
сделать это из-за болезни и скорой смерти. Но никто не раскаялся и из тех, у
кого было достаточно времени. А сейчас, насколько мне известно, из 42
подписантов благополучно здравствуют Зорий Балаян, Борис Васильев, Александр
Гельман, Даниил Гранин, Андрей Дементьев, Сергей Каледин, Татьяна Кузовлева,
Александр Кушнер, Андрей Нуйкин, Александр Рекемчук, Андрей Чернов и Мариэтта
Чудакова – всего 12 человек. И все до сих пор молчат...
Дементьев,
в разговоре со мной свалив вину на супругу и вроде бы оправдавшись, отринув это
письмо, осудив его, однако же потом вновь заявил: «Письмо я не подписывал. Меня
вообще не было в Москве» (подчёркнуто им). Мало того, попытался и оправдать это
письмишко: «оно было подписано академиком Д.С. Лихачёвым, Белой Ахмадулиной,
Виктором Астафьевым, Василием Быковым, Булатом Окуджавой, Робертом
Рождественским, Владимиром Войновичем, Юрием Левитанским и другими... Оно было
продиктовано тревогой за зарождающуюся в стране демократию» («Тверская газета»,
12.2.12). Дудин не назван...
Нет,
это была не тревога за демократию, а страх за собственную шкуру: «Они нас всех
перевешают!..» Знали, что заслужили это тем, что уже несколько нет помогают
установлению в стране под видом демократии бандитского режима ограбления и
истребления народа. Нет, Михаил Дудин и Роберт Рождественский не могли быть с
вами, висельники.
* * *
Вдова
Роберта вот уже не раз устраивала в Переделкине грандиозные вечера, посвященные
его памяти. Их показывают по телевидению. Прекрасно.
Но в
этих вечерах большой советский поэт предстаёт как чистый лирик, певец любви и
дружбы. Всё советское в нём, всё, что делало невозможным его подпись под таким
письмом рядом с подписями Бакланова и Дементьева, Разгона и Чудаковой, Нуйкина
и Окуджавы, - всё это изгнано, вытравлено и даже не упоминается...
Когда я
смотрю на эти шоу, мне невольно вспоминается, как однажды в расписном кафе ЦДЛ
Роджественский подошел ко мне (может быть, после того, как в 1971 году стал
секретарём правления Союза писателей) и вдруг спросил: «Старик, тебе нужна
какая-нибудь помощь?». Помощь, конечно, была нужна хотя бы в том, чтобы для
блага детей получить дачу в Переделкине или протолкнуть книгу стихов, которую в
«Совписе» мурыжил Егор Исаев, но я растерялся и сказал, что мне ничего не надо,
спасибо. А сейчас хочется сказать ему: «Роберт, помоги своей вдове представить
тебя в истинном свете – большим советским поэтом».
Источник: http://rkrp-rpk.ru/content/view/8449/1/ |